Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Школа является одним из важнейших социальных институтов современного общества, она играет важную роль в системе образования.
Школа несет ответственность за формирование системы ценностей и мировоззрения в соответствии с государственным и социальным заказом, оказывает помощь социализации личности. Качество школьного образования определяет уровень развития культуры, экономики и других сфер жизни общества.
Особенности современного этапа реформирования российской системы образования объясняют во многом обращение к данной теме исследования. Дело в том, что модернизация системы образования невозможна без учета исторического опыта, который заключается в формировании и практическом осуществлении образовательной политики. Еще одной причиной является апробированность многих педагогических приемов и подходов, используемых сегодня, в школьной практике с 1918-х года. В то далекое время школа ориентировалась на свободное творчество учителей и учеников, а также школьной администрации.
Главными факторами являлись:
- трудовая деятельность во всех проявлениях,
- самоуправление,
- развитие творческих сил и способностей ребенка,
- развитие инициативности и самостоятельности.
На сегодняшний день школа ставит перед собой подобные задачи: подготовка личности, которая может:
- приобретать необходимые знания самостоятельно,
- адаптироваться в меняющихся жизненных условиях,
- определять реальные жизненные проблемы и пути их решения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что целевые установки российской системы образования прошлого и настоящего совпадают. Именно поэтому возникает необходимость переосмысления исторического опыта советской школы 1918-х-1945 гг.
Различные вопросы развития школы на Урале рассматривались многими исследователи, при этом вопросы состояния материальной базы школы и кадрового состава во многих аспектах продолжают оставаться неизученными.
Длительное время события, которые происходили в рамках данного периода с 1918- 1941 г.г. освещались односторонне, не отражая всех противоречий и сложностей общественно-исторического процесса, что определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - отечественная система школьного образования в период 1918-1941 г. г.
Предмет исследования — процесс становления и развития государственной школы, ее материальной базы и кадрового учительского состава в период 1918-1941 г.г. на территории Среднего Урала.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 1918-1941 гг. В истории школы это целостный этап развития, направленный на строительство единой государственной школы.
Нижняя граница исследования достаточно условна и поэтому расширена.
Накануне 1918 г. российская общественность спроектировала эффективную модель отечественной школы, которая по своим концептуально-теоретическим основам отвечала запросам различных социальных групп. Революционные события 1917 г., которые привели к радикальной трансформации российского общества, помогли реализации школьной реформы. Большевики, которые пришли к власти смогли воплотить проект единой трудовой государственной школы в жизнь.
Верхняя граница исследования определяется 1941 г., к этому времени период экспериментов в жизни школы был завершен, уже прошла контрреформа, когда завершились поиски новых подходов, и началось восстановление многих традиционных явлений дореволюционной школы.
Территориальные рамки исследования - Средний Урал, включающий в себя следующие субъекты Федерации:
- Пермский край,
- Свердловская область.
С 1923 года, Постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 года , в состав Уральской области входили:
- Пермская,
- Екатеринбургская,
- Челябинская,
- Тюменская губернии.
Екатеринбург в 1924 году был переименован в Свердловск. Так же происходли другие территориальные трансформации:
- в Уральской области с 1925 по 1929 годы:
- образовано 4 национальных района и 128 национальных сельских советов,
- расформировано 88 районов, при этом образовались 13 новых,
- созданы 9 городов, 4 посёлка и 171 район, при этом непосредственно подчинены облисполкому такие населенные пункты , как:
- Златоуст, Кизел, Магнитогорск, Надеждинск, Нижний Тагил, Пермь, Свердловск, Тюмень, Челябинск и посёлок Чусовской.
С 1927 года Уральская область постоянно меняла состав и структуру, происходило изменение числа входящих в нее округов.
На севере Тобольского округа 8 августа 1930 года Постановлением Президиума ВЦИК были образованы Остяко-Вогульский и Ямальский (Ненецкий) национальные округа.
Еще одним преобразованием, согласно Постановлению ВЦИК от 17 января 1934 года «О разделении Уральской области», было разделение Уральской области на три:
- Свердловскую с центром в г. Свердловске,
- Челябинскую область с центром в г. Челябинске,
- Обско-Иртышскую область с центром в г. Тюмени.
Целью исследования является изучение становления системы среднего образования на Урале.
Для достижения цели решался ряд задач:
- Исходя из этого, определяются следующие задачи:
-выявление сущности процесса становления новой советской школы;
-анализ материальной базы новых школ;
-оценка роли учителей и их влияние в новой системе;
-определение степени влияния государственной образовательной политики и общественной инициативы на школьную жизнь учащихся и учителей средних учебных заведений Урала.
Методологическая основа исследования - система принципов и методов, которые используются в исторической науке. Среди них главным принципом можно назвать принцип историзма, который позволяет проанализировать и установить причинно-следственные связи между историческими явлениями.
Исследование шло с использованием материалов фондов Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Данные материалы дают возможность отразить процесс становления и развития государственной школы на Среднем Урале.
Глава 1. Развитие сети общеобразовательных школ с 1918 года
1.1 Становление школ первой ступени на Среднем Урале
История Урала 1917 года отмечена Гражданской войной и политикой военного коммунизма. Ожесточенные бои на территории уничтожили несколько десятков тысяч крестьянских хозяйств и почти семьдесят процентов промышленных предприятий.
Окончание гражданской войны способствовало повышению значимости проблемы роста культуры различных слоев общества, где главной задачей стала задача повышения элементарной грамотности населения Урала. Чтобы восстанавливать разрушенные промышленные предприятия краю были необходимы квалифицированные кадры.
Восьмой съезд РКП(б) сделал выбор пути развития на «превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» . С этой целью предполагалось:
- школу сделать проводником идей пролетариата на непролетарские массы,
- ввести принципы единой трудовой школы:
- дети обоего пола должны учиться вместе,
- религиозное влияние должно быть устранено,
- должна быть налажена связь обучения с трудом и непосредственными производствами.
Школы первой ступени преобладали в начале 1920-х гг. в сельской местности, в том числе на Урале. В 1920 г. действовало 5025 школ I ступени, в них обучались 445 349 человек.
Процесс увеличения количества школ I ступени происходил по инициативе жителей сел, при этом использовались средства местного населения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Уральского областного отдела народного образования. Свердловск, 1924-1930.-С.78.
2. Бахтина И.Л. Сельская школа на Урале в 1920-е гг.: учительство в доколхозной деревне // История образования и культуры Урала / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.-С.176.
3. Государственный архив Пермской области (ГАПО).
4. Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО).
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).Т1. С.167.
6. Гришанов П.В. Изменения в составе уральского учительства в 1926—1932 гг. // Из истории партийных организаций Урала. - Свердловск, 1967.-С.82.
7. Гришанов П.В. Деятельность уральской партийной организации по развитию общеобразовательной школы в 1926-1932 гг.: дис. .канд. ист. наук. - Свердловск, 1967.- С.112.
8. Гришанов П.В., Кузовкова И.В. Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма (1926-1937 гг.) - Челябинск, 1982.-С.112.
9. Декреты Советской власти. - Т. II - XIV.- М., 1962 - 1988; Сборник декретов и постановлений Рабочего и Крестьянского Правительства по народному образованию: 28 октября 1917-7 ноября 1918. - Вып. 1, 1919.
10. Каиров А. И., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия. Т 1. М., 1964. С. 7
11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть I. 1898-1925. М., 1983. С.315
12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т 2. 1917-1922. М., 1983. С.82
13. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921-1931 гг.) / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчук, З. Н. Равкин. - М., 1961. - С. 50.
14. К докладу Уралсовета Совнаркому РСФСР. Краткие цифровые итоги. Свердловск, 1924.
15. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921-1931 гг.) / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчук, З. Н. Равкин. - М., 1961. - С. 50.
16. Народное образование в РСФСР по основному обследованию 1920 г. (1920 - 1921 учебный год). -M., 1924.-Вып. 2.-С. 116-176.
17. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973. М., 1974.-С.123.
18. Народное образование в СССР по данным текущего обследования на 1 января 1925 г. - М., 1925. -Вып. 2.-С. 82, 104-105.
19. Народное просвещение в РСФСР в 1924/1925 учебном году. Отчёт Наркомпроса РСФСР за 1924 - 1925 гг. - М., 1926;
20. Народное образование в РСФСР по основному обследованию 1920 г. (1920 - 1921 учебный год). -M., 1924.-Вып. 2.-С. 116-176.
21. Невский В.А. Год советской работы по народному образованию. – Урал, 1919.
22. Отчёт Наркомпроса РСФСР за 1923 - 1924 гг. - М., 1923;
23. Просвещение на Урале в диаграммах. - Свердловск, 1927; Социалистическое строительство на Урале за 15 лет. - Свердловск, 1929. - С. 8
24. Просвещение на Урале: Стат. сб. Свердловск, 1930. Серия 6. Т. 8.
25. Статистический сборник на 1929 год. Оханск, 1923.-С.176.
26. Полонский И. Заметки об интеллигенции. // Красная новь. - 1924. - №1.-С.56.
27. Просвещение на Урале в диаграммах. - Свердловск, 1927; Социалистическое строительство на Урале за 15 лет. - Свердловск, 1932. - С. 8.
28. Просвещение на Урале. - 1929. - № 2. - С. 6.
29. Фонд I Управление народного комиссариата внутренних дел по Свердловской области.-Т.3.-С.165.
30. Чуфаров В. Г. Из истории развития народного образования в Екатеринбургской губернии в первые годы восстановительного периода (1921-1923) / В. Г. Чуфаров // Вопр. ист. Урала : сб. ст. - Свердловск, 1958.