- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Эволюция методики обучения техники плавания брассом
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Физическая культура и спорт
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Эволюция методики обучения техники плавания брассом "?32 страницы
17 источников
Добавлена 16.06.2021 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ 5
1.1. Физиологические изменения в организме в спортивной деятельности при плавании 5
1.2. Аэробные и анаэробные изменения у пловцов 10
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ БРАСОМ 17
2.1. Эволюция техники плавания способом брасс 17
2.2. Становление методики обучения техники плавания брасом 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗ0ВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность данной работы, имеет место быть, поскольку техническая подготовка пловцов- брассистов в настоящее время находится в центре внимания буквально всех ведущих тренеров мира. Это связано с тем, что техническая подготовка предусматривает не только повышение максимальных показателей технического мастерства, но и совершенствование способностей к их реализации в процессе соревновательной деятельности, что предполагает обеспечение соответствия между уровнем развития силовых качеств и совершенством спортивной техники.
За последние годы в плавании наблюдается быстрый рост результатов на дистанции 100 м брасс. Последние три Олимпиады результат улучшался на секунду на каждой, последние две Олимпиады прошли с установкой мирового рекорда . Увеличение скорости плавания требует соответствующие изменения техники и переход к новым формам движений .
Анализ опыта становления и развития методики обучения техники плавания брасом является особенно важным, оценивая на современном этапе ее состояние и перспективы.
Объект – учебно-тренировочный процесс в плавании.
Предмет исследования – эволюция методики при плавании способом брасс .
Проблема исследования (на основе анализа научной и научно-методической литературы): нельзя сказать, что научные и методические аспекты развития технических возможностей пловцов обойдены вниманием учёных и специалистов-практиков.
Цель и задачи: Изучить эволюцию методики обучения техники плавания брасом.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы спортивной деятельности при плавании;
2. Провести анализ становления и развития методики обучения техники плавания брасом.
Методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы и её обобщение.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ исследуемой проблемы курсовой работы. Стоит отметить работы некоторых авторов, которые анализировали отдельные проблемы становления и развития методики обучения брассистов, среди которых Н.Ж. Булгаков, В.В. Васильев, Л.В. Геркан и др.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре __________________, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы изучения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ
1.1. Физиологические изменения в организме в спортивной деятельности при плавании
Только принимая во внимание анатомические, психофизиологические закономерности, которые протекают в человеческом организме при плавании, можно говорить о положительном эффекте применения той или иной методик занятий [10].
Деятельность спортсменов-пловцов обладает определенными физиологическими особенностями, которые отличаются от деятельности и физической работы в привычных условиях воздушной среды. К таким особенностям относятся механические факторы, которые связаны с двигательным действиям в плотной водной среде, а также горизонтальное положение пловца и большая теплоемкость воды.
Плотность воды в 775 раз больше плотности воздуха, следовательно, возникает затрудненные движения, ограничивается скорость и возникают большие энергетические траты. Во время плавания у пловцов работа мышц затрачивается не на удержание на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Величина силы лобового сопротивления будет зависеть от вязкости воды, размеров и формы тела, а также от скорости плавания. Средняя величина скорости во время плавания разным стилем будет колебаться от 1.5 м • с-1 (брассом) до 1.8 м • с-1 (кролем). Расход энергии во время плавания на разных дистанциях будет зависеть от величины дистанции и мощности работы. На дистанциях 100-1500м расход энергии будет составлять в среднем от 100до500ккал.
Необходимо отметить, что, согласно закону Архимеда, приводит к тому, что масса тела человека в воде не превышает 1-1.5 кг. В данных условиях в спокойном состоянии деятельность органов и систем пловца сходна их функционированию в состоянии невесомости. Этому содействует и горизонтальность положения тела пловца во время плавания, что способствует облегчению работы сердца и улучшению расслабления мышц и функций суставов [5,9].
Фрагмент для ознакомления 3
Эволюция методики обучения техники плавания брасом
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ 5
1.1. Физиологические изменения в организме в спортивной деятельности при плавании 5
1.2. Аэробные и анаэробные изменения у пловцов 10
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ БРАСОМ 17
2.1. Эволюция техники плавания способом брасс 17
2.2. Становление методики обучения техники плавания брасом 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗ0ВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы, имеет место быть, поскольку техническая подготовка пловцов- брассистов в настоящее время находится в центре внимания буквально всех ведущих тренеров мира. Это связано с тем, что техническая подготовка предусматривает не только повышение максимальных показателей технического мастерства, но и совершенствование способностей к их реализации в процессе соревновательной деятельности, что предполагает обеспечение соответствия между уровнем развития силовых качеств и совершенством спортивной техники.
За последние годы в плавании наблюдается быстрый рост результатов на дистанции 100 м брасс. Последние три Олимпиады результат улучшался на секунду на каждой, последние две Олимпиады прошли с установкой мирового рекорда . Увеличение скорости плавания требует соответствующие изменения техники и переход к новым формам движений .
Анализ опыта становления и развития методики обучения техники плавания брасом является особенно важным, оценивая на современном этапе ее состояние и перспективы.
Объект – учебно-тренировочный процесс в плавании.
Предмет исследования – эволюция методики при плавании способом брасс .
Проблема исследования (на основе анализа научной и научно-методической литературы): нельзя сказать, что научные и методические аспекты развития технических возможностей пловцов обойдены вниманием учёных и специалистов-практиков.
Цель и задачи: Изучить эволюцию методики обучения техники плавания брасом.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы спортивной деятельности при плавании;
2. Провести анализ становления и развития методики обучения техники плавания брасом.
Методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы и её обобщение.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ исследуемой проблемы курсовой работы. Стоит отметить работы некоторых авторов, которые анализировали отдельные проблемы становления и развития методики обучения брассистов, среди которых Н.Ж. Булгаков, В.В. Васильев, Л.В. Геркан и др.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре __________________, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы изучения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ
1.1. Физиологические изменения в организме в спортивной деятельности при плавании
Только принимая во внимание анатомические, психофизиологические закономерности, которые протекают в человеческом организме при плавании, можно говорить о положительном эффекте применения той или иной методик занятий [10].
Деятельность спортсменов-пловцов обладает определенными физиологическими особенностями, которые отличаются от деятельности и физической работы в привычных условиях воздушной среды. К таким особенностям относятся механические факторы, которые связаны с двигательным действиям в плотной водной среде, а также горизонтальное положение пловца и большая теплоемкость воды.
Плотность воды в 775 раз больше плотности воздуха, следовательно, возникает затрудненные движения, ограничивается скорость и возникают большие энергетические траты. Во время плавания у пловцов работа мышц затрачивается не на удержание на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Величина силы лобового сопротивления будет зависеть от вязкости воды, размеров и формы тела, а также от скорости плавания. Средняя величина скорости во время плавания разным стилем будет колебаться от 1.5 м • с-1 (брассом) до 1.8 м • с-1 (кролем). Расход энергии во время плавания на разных дистанциях будет зависеть от величины дистанции и мощности работы. На дистанциях 100-1500м расход энергии будет составлять в среднем от 100до500ккал.
Необходимо отметить, что, согласно закону Архимеда, приводит к тому, что масса тела человека в воде не превышает 1-1.5 кг. В данных условиях в спокойном состоянии деятельность органов и систем пловца сходна их функционированию в состоянии невесомости. Этому содействует и горизонтальность положения тела пловца во время плавания, что способствует облегчению работы сердца и улучшению расслабления мышц и функций суставов [5,9].
Необходимо учитывать, что поза лежа на воде имеет огромное отличие от привычной позы лежания на твердой опоре. Прямое положение туловища и ног при лежании на спине или на груди на твердой опоре - это является следствием действия силы тяжести. Ученые-исследователи выявили, что если отсутствует это при действии в расслабленном положении человека туловище и ноги вовсе не принимают прямого положения. В таких условиях обязательно происходит сгибание туловища, сгибание тазобедренного и коленного суставов. Чтобы обеспечить выпрямленное положение туловища и ног нужно напряжение разгибательной мускулатуры, которая могла бы противодействовать повышенному тонусу сгибательных мышц. Плову необходима развитая мускулатура спины чтобы не уставать и поддерживать прямое положение туловища при длительном плавании [10,15].
Теплоемкость воды в двадцать пять раз, а ее теплопроводность в три раза больше, чем воздуха. В связи с этим, при длительном пребывании пловцов даже в сравнительно теплой воде может привести к значительным потерям тепла и переохлаждению тела. Однако у тренированных пловцов меха¬низмы, которые обеспечивают сохранение температурного гомеостаза, более совершенны, чем у людей, которые не адаптированы к охлаждению. Из этого следует, что для любого возраста плавание является эффективных средств закаливания.
Отмеченные особенности водной среды способны оказывать специфическое воздействие на жизнедеятельность различных органов и систем. В частности, в процессе тренировки у пловцов происходит формирование особого комплексного восприятия разных раздражителей, которые в спорте имеют название «чувство воды». «Чувство воды» определено ощущениями, которые возникают в момент раздражения тактильного тактильного, температурного, проприоцептивного и вестибулярного рецепторов. Имея «чувство воды», спортсмены-пловцы хорошо разбираются в малейших изменениях в сопротивления воды, в давлении и температуре. Такие ощущения содействуют улучшению двигательных действий спортсменов-пловцов.
Функции зрительной и слуховой сенсорных систем во время нахождения пловца под водой значительно ухудшаются. Предметы в воде видятся смутно, расплывающимися, на расстоянии, которые не соответствуют действительности. Звук в воде способен распространяться со скоростью 1500 м • с-1 (на суше — 330 м • с-1), в связи с этим звук проходит в оба уха, а это вызывает трудности в определении направления звука.
Двигательная деятельность спортсменов-пловцов также имеет свои особенности, определяющиеся горизонтальным положением тела, боль-шим сопротивлением воды движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественно мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног - при плавании брассом. Под воздействием спортивных тренировок у спортсменов сильно развита сила мышц. Во время плавания основные группы мышц выполняют динамическую работу. Мышцы должны быть адаптированы к работе в аэробных и анаэробных условиях. Отметим, что при длинных дистанциях больше приобретают значение аэробные процессы.
Вегетативные органы и системы у спортсменов-пловцов также имеет свои особенности. Тренированные пловцы часто имеют брадикардию, которая выражается в умеренном повышенном артериальном давлении, в усиленном венозном притоке к сердцу, в увеличенном ударном и минутном объеме крови, расширении полостей сердца и умеренной гипертрофии миокарда.
Во время дыхания пловцы преодолевают сопротивление воды, в связи с этим у них хорошо развита дыхательная мускулату¬ра.
Во время плавания формируется новый автоматизм дыхания, характеризующийся уменьшением длительности дыхательного цик¬ла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. Легочная вентиляция при плавании может возрастать до 120-150л • мин', ЖЕЛ у хорошо тренированных пловцов достигает 5.8-6 л..
Кровеносная система пловцов также претерпевает значительные изменения. В крови при плавании увеличивается содержание эритроцитов, гемоглобина и лейкоцитов.
При плавании у спортсменов-пловцов фактически отсутствует потоотделение, в связи с этим продукты обмена веществ у пловцов выводятся только через почки, что предъявляет дополнительные требования к их функциям. В связи с нарушением проницаемости почечных капилляров нередко наблюдается в пловцов наличие в моче белка и эритроцитов. Изменение стабильности деятельности почек является одной из характерных реакций организма на плавание.
Потребление кислорода при плавании у квалифицированных спортсменов составляет около 5-6л • мин'1, что близко к величинам МПК. Кислородный запрос у пловцов доходит до 30л • мин ', кото¬рый, не полностью удовлетворяясь, приводит к развитию кислородно¬го долга. У пловцов хорошо развиты аэробные и ана¬эробные возможности организма, которые позволяют обеспечить высо¬кие энерготраты (до 10-15 ккал -мин'). Однако, коэффициент полезного действия очень низкий, даже у спортсменов высокой квалификации не может превышать 4-5%.
В ряде работ отмечается, что тренировочный процесс - это не аддитивное образование, составляемое из набора микроциклов, комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а монолитное целое. Целостность тренировочного процесса во времени обусловлена определенной протяженностью, фазовостью и гетерохронностыо развития приспособительных реакций на уровне отдельных физиологических систем организма, а также объективной последовательностью, преемственностью и сопряженностью его морфофункциональных перестроек при переходе от срочной адаптации к долговременной .
На основании экспериментальных данных можно сделать вывод о целесообразности в начале макроцикла, когда соревновательное упражнение выполняется на умеренной скорости, избирательной интенсификации режима работы двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки, по воздействию направленными на те мышечные группы, которые преимущественно мобилизуются в условиях соревнований. После этого рекомендуется использовать в качестве интенсифицирующего фактора выполнение соревновательного упражнения на постепенно повышающейся скорости.
Отмечается, что благодаря предварительной морфофункциональной подготовке двигательного аппарата и других физиологических систем организма это не приведет к его перенапряжению.
Указывается, что такая стратегия организации нагрузок в макроцикле обеспечивает повышение интенсивности тренировочного процесса в целом, осуществляемое с учетом адаптационной инертности отдельных систем организма и без ущерба для планомерного протекания процесса его адаптации к условиям конкретной спортивной деятельности.
Средства специальной физической подготовки должны, прежде всего, совершенствовать способность организма производить энергию, необходимую для эффективной работы мышц в том специфическом двигательном режиме, который преимущественно присущ данному виду спорта.
Это выражается как в развитии мощности процессов, высвобождающих энергию для работы мышц, так и в увеличении емкости соответствующих энергетических источников [16].
1.2. Аэробные и анаэробные изменения у пловцов
Скорость и энергетические расходы при плавании будут зависеть от 3-х механических факторов, к которым относятся:
1) величина подъемной (плавучей) силы, которая противодействует весу тела, или обратной ей величины -потопляющей силы;
2) лобовое сопротивление движению тела в воде;
3) движущая сила, которая возникает в результате эффективных продвигающих (пропульсивных) усилий пловца.
Согласно закону Архимеда на погруженное в воду тело действует подъемная (выталкивающая) сила, которая равна весу объема воды, вы-тесненного телом. Величина этой силы зависит, во-первых, от веса различных тканей тела и их соотношения в теле данного человека; во-вторых , от степени погружения тела в воду, или вернее сказать, от веса (объема) частей тела, которые находятся над и под поверхностью воды, и, в-третьих от объема воздуха в легких. Вес тела в воде будет составлять лишь несколько килограммов. У человека с большим количеством жира потопляющая сила равна нулю, так что он способен держаться на воде без всяких дополнительных усилий.
Среди спортсменов-пловцов большую плавучесть имеют стайеры, тело которых занимает большее горизонтальное положение, так как они обладают большим жировым депо и более низким удельным весом тела, нежели спринтеры (соответственно 1,0729 и 1,0786). Когда тело спокойно удерживается на воде, некоторые части тела находятся над водой и легкие лишь отчасти заполнены воздухом. В связи с этим на тело действует потопляющая сила, противостоящая мышечной активности, создающая противоположно направленную силу. Чем больше потопляющая сила, тем сильнее должна быть мышечная работа для удержания тела у поверхности воды и тем выше потребление кислорода (рис.1. 1).
Рис.1.1.- Связь между потреблением кислорода и потопляющей силой во время удержания тела на поверхности воды
При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание тела на воде, а на преодоление силы сопротивления движению тела, которая называется лобовым сопротивлением. Величина лобового сопротивления будет зависеть от вязкости воды, размеров и формы тела, а главное - от скорости продвижения его.
При высокой скорости продвижения в воде преодоление лобового сопротивления – является главным компонентом физической нагрузки для пловца. Если с помощью буксировки протягивать тело человека по воде, то лобовое сопротивление этому пассивному продвижению растет примерно пропорционально квадрату скорости буксировки: (рис. 1.2). При активном плавании из-за движений головой, туловищем и конечностями лобовое сопротивление больше: при плавании кролем примерно в 1,5 раза, а при брассе в 2 раза.
Рис. 1.2. - Сопротивление при пассивной буксировке с разной скоростью при трех разных положениях тела:
1- без поддержки; 2 - с поддержкой ног; 3 - с поддержкой рук
Движущая, или пропульсивная сила проявляется в процессе активности мышечной деятельности пловца и представляется суммой действия двух сил - лобового сопротивления и подъемной силы, которая возникает при плавательных двигательных действиях. Эта сила способна определить скорость и направление движения тела пловца. Прямо измерить пропульсивную силу нельзя, ее возможно определить только с помощью привязанного измерительного устройства [8].
Спортсмен на дистанции должен знать, с какой скоростью он передвигается. Во время тренировки развивается способность определять эту скорость по сопротивлению воды. Главная роль в этом принадлежит тактильной сенсорной системе. Кроме того, высококлассный спортсмен всегда точно определит силу своих гребковых движений, силу отталкивания от воды. Каждый гребок способен вызвать раздражение тактильных рецепторов кожи и нервных окончаний в мышцах и суставах. Таким образом, в определении скорости плавания участвует и двигательная сенсорная система.
При плавании кролем во время движений головой, выполняемых для вдоха, происходит раздражения рецепторов рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Сильное воздействие на вестибулярную сенсорную систему оказывают повороты на дистанции с вращением тела. При плавании брассом и баттерфляем вертикальные движения головой тоже приводят к раздражению вестибулярных рецепторов.
У нетренированных людей МПК при плавании в среднем на 15—20% ниже, чем в наземных условиях. Чем выше тренированность пловца, тем ближе его «плавательное» МПК (определяемое при плавании) к абсолютному («наземному»). У профессиональных пловцов «плавательное» МПК в среднем примерно лишь на шесть-восемь процентов ниже абсолютного, которое выявлено во время бега в «гору» на тредбане, и примерно равно МПК при работе на велоэргометре. У высокопрофессиональных спортсменов-пловцов МПК при плавании такое же, как и при беге, или даже немного выше.
Это говорит о специфических особенностях тренировки в плавании. Связано это с такими уникальными особенностями плавания, как горизонтальное положение тела в воде, активация меньшей мышечной массы и с особенностями работы мышц рук и пояса верхних конечностей (в отличие от преобладающей работы мышц ног и туловища при наземных локомоциях).
Таким образом, МПК, которое измеряется в наземных условиях, не может быть полноценно использовано для оценки аэробной рабо-тоспособности пловца, а его тренировка, которая направлена на увеличе-ние максимальной аэробной мощности, должна быть в основном плавательной.
Работа мышц при плавании зависит от особенностей водной среды в которой находится спортсмен. Во всех «наземных» видах спорт» часть мышц работает в режиме статического напряжения, поддерживав определенную позу тела спортсмена. В плавании эта необходимость отпадает. Зато дополнительная нагрузка ложится на мышцы, обеспечивающие вынос конечностей. Начальная фаза движения ногами при плавании брассом из-за необходимости преодолеть сопротивление воды производится за счет сильных мышечных сокращений.
Как и во время работы на суше, во время плавания с одинаковой относительной аэробной нагрузкой (с равным % МПК) частота сердечных сокращений тренированных и нетренированных пловцов в среднем одинакова.
Горизонтальное положение тела способно создать хорошие условия для усиленного венозного возврата и соответственно для большого заполнения сердца во время диастолы.
Поэтому при одинаковом субмаксимальном уровне потребления кислорода систолический объем во время плавания больше, чем во время работы на велоэргометре, что соответственно ведет к снижению частоты сердечных сокращений.
В таблице 1.1 показаны показатели аэробной и анаэробной про-изводительности у мастеров спорта, которые специализируются в плавании кролем.
Видно, что у спринтеров МПК меньше, чем у стайеров, а максимальный кислородный долг больше за счет увеличения его лактатной части.
Таблица 1.1.
Показатели аэробной в анаэробной производительности у
пловцов [1]
Показатели Спринтеры Стайеры
МПК, мл /кг в 1 мин 65,2 12,6
Максимальный кислородный долг, мл /кг 151,9 137,3
Алактатная часть кислородного долга, мл /кг 44,1 44,8
Лактатная часть кислородного долга, мл /кг 113,2 92,5
Во время максимальной аэробной нагрузки в плавании достигается наибольший для спортсмена систолический объем. У тренированных пловцов он такой, же, как и при беге, а у нетренированных будет ниже, чем при беге. Систолический объем у пловцов в значительной мере определяется объемом (дилятацией) полостей сердца.
Системная АВР-О2 при субмаксимальном уровне потребления кислорода, примерно одинакова в плавании и в беге, а при максимальном аэробном плавании несколько меньше по сравнению с максимальным аэробным бегом (соответственно около 15-и 16%).
Содержание кислорода в артериальной крови примерно одинаково во время плавания и бега. Максимальная экстракция кислорода мышцами, которые работают, из крови также одинакова. Минимальное содержание кислорода в крови бедренной вены в обоих случаях будет составлять около двух процентов [1,7].
Таким образом, особенности максимальной системы АВР-О2 отражают особое распределение кровотока при плавании с увеличением кровоснабжения «неактивных» органов и тканей тела.
Композиционный анализ мышц показывает, что у спортсменов-пловцов более высокий процент медленных волокон, чем у не спортсменов (соответственно 74,3 и 46% в дельтовидной мышце и 52,7% и 36,1% в четырехглавой мышце бедра). Такие же сведения были получены в исследованиях композиционного состава мышц у спортсменок и не тренированных женщин. У пловцов-спринтеров быстрые волокна составляют шестьдесят – шестьдесят пять процентов всех волокон дельтовидной мышцы. Во время тренировок усиливаются окислительные потенциалы быстрых волокон, в связи с эти рабочие мышцы почти не имеют быстрых гликолитических волокон и содержат практически только быстрые окислительные волокна. Наряду с высоким процентом медленных волокон, преобразование быстрых волокон в быстрые окислительные волокна создается большой аэробный потенциал для рабочих мышц пловца.
Сила земного притяжения, возвращающая, например, бегуна на дорожку после каждого отталкивания, в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Пловец передвигается почти в состоянии невесомости, его тело весит в воде всего два-три килограмма. В процессе вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела пловца несколько больше. При уменьшении веса собственного тела в водной среде облегчается работа пловца.
Но зато сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания; чем она больше, тем больше сопротивление. Например, на дистанции 100 м вольным стилем вода оказывает телу спортсмена втрое большее сопротивление, чем на дистанции 800 м.
Таким образом, выполняя упражнения преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ БРАСОМ
2.1. Эволюция техники плавания способом брасс
Первые учебные группы, в которых проводилось организованное обучение плаванию, возникли вначале XVII I в. Большая заслуга в этом деле принадлежала Петру I , при котором обучение плаванию в военных учебных заведениях стало обязательной дисциплиной. Наибольшее развитие, обучение плаванию в учебных группах получило во второй половине XVII I в. Развитие плавания в этот период связанно с именем знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Он рассматривал плавание как средство физического воспитания, которое наряду с физической подготовленностью воинов имело также оздоровительную и прикладную направленность [10].
А.В. Суворов считал, что умение Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика физической подготовки в Вооруженных силах РФ: опыт и перспективы», посвященная 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909) , 5- 6 октября 201 7 г., Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург секция №3 «Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в ВС РФ» плавать это важнейший навык, необходимый солдату для преодоления водных преград вброд и вплавь [1].
Большую роль в развитии плавания сыграли публикации в «Экономическом месяцеслове» за 1776 г., где был впервые описан применявшийся в то время метод обучения плаванию. В нем подробно разбирался вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если легкие наполнены воздухом. Этот воздух «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть» [6] .
Это важнейшее открытие неизвестного русского автора было положено в основу обучения плаванию и получило название естественного метода изучения плавательных движений. Человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды. Только после того, как этот навык был освоен, приступали к изучению способа плавания в целом, т.е. в полной координации. С введением нового устава армии (в конце XVII I в.) прогрессивный естественный метод изучения плавательных движений утратил свою силу.
Брасс – один из древних способов плавания. Техника плавания брассом впервые была описана в 1538 года в книге Николауса Винмана «Водолаз». В основе техники плавания брасса лежит симметричное выполнение плавательных движений.
Эволюция техники брассом может быть разделена на несколько этапов:
1 – «а-ля брасс» (до 1933);
2 – баттерфляй (1933–1953);
3 – ныряющий брасс (1953–1957);
4 – традиционный брасс (1957–1987);
5 – волновой брасс (с 1987 года по настоящее время).
Первый этап – способ «а-ля брасс» произошел от самобытных способов плавания «на брюхе», «охапками», «по-лягушачьи».
Классический или ортодоксальный брасс характеризовался широкими горизонтальными гребковыми движениями прямых рук в стороны, сгибанием и разведением в стороны коленей (наподобие лапок лягушек) с последующим сведением и выпрямлением ног, раздельной работой рук и ног, выраженным наплывом и вдохом через рот во время гребка руками.
Второй этап – баттерфляй (от англ. butterfly – бабочка). За счет проноса рук над водой существенно увеличилась скорость плавания, и баттерфляй вытеснил классический брасс.
Третий этап – в 1953 году брасс и баттерфляй были выделены как два различных способа плавания. Правила тех лет разрешали спортсменам погружаться под воду с головой, поэтому многие пловцы применяли вариант брасса с заныриванием под воду и длинным гребком руками до бедер. Вдох выполнялся через несколько циклов движений. Из советских пловцов техникой «ныряющего» брасса в совершенстве владел Х. Юничев. Он первым в истории советского плавания завоевал в 1956 году олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200 м брассом – 2.36,8).
Четвертый этап – в 1957 году были введены новые правила, которые разрешали выполнять только цикл движений руками и ногами под водой после старта и поворота. Техника плавания неуклонно совершенствовалась, и в результате появился современный скоростной брасс, который характеризуется следующими моментами: высоким положением тела, большим темпом движений, узкими гребковыми движениями рук и ног, слитной координацией, поздним вдохом. Этот вариант сейчас называется «традиционный брасс».
Пятый этап. Очередное значительное изменение в правилах было в 1987 году. С того времени часть головы не обязательно постоянно должна находиться под водой, необходимым условием стало пересечение головой поверхности воды во время каждого цикла. Это дало стимул к появлению двух новых стилей брасса: волнистого (англ. undulating) и волнового (англ. wave-stile). Первый из них сближает движения пловца с движениями дельфина, но требует чрезвычайной гибкости. В настоящее время в спортивном плавании присутствуют эти два стиля и традиционный брасс.
Рассмотрим технику плавания чемпиона и экс-рекордсмена мира, заслуженного мастера спорта Романа Слуднова – новый, высокоэффективный вариант брасса. Его особенность – минимальные перепады скорости, продвижения вперед внутри цикла движения.
Разберем технику движения по фазам цикла. Удар ногами: пловец посылает руки вперед, принимает наиболее обтекаемую позу и скользит у поверхности воды. Гребок руками: ноги расслаблены, бедра остаются у поверхности воды, сведение рук около груди и вдох, ноги сохраняют расслабленное положение. Выведение рук и сгибание ног для удара. Движениям рук помогают движения плечевого пояса. Обратите внимание на выполнение поворота и выход после него с длинным гребком руками до бедер. Вдох – после окончания гребка руками. Во время вдоха подбородок от поверхности воды не отрывается, колебания плечевого пояса вверх и вниз сведены к минимуму.
Для техники Р. Слуднова характерно точное попадание в гребок: спортсмен своевременно подхватывает высокую скорость продвижения вперед очередными гребками рук и ног. Дистанцию 100 м брассом спортсмен начинает в высоком темпе. Голова пловца все время остается на поверхности – на заныривание и скольжение внутри цикла движений нет времени. До окончания дистанции Р. Слуднов держит высокий темп и успешно финиширует [11,12].
На Олимпиадах 2004 и 2008 годов оба золота (на дистанции 100 и 200 м брассом) завоевал японский пловец Косуке Китаджима, который использовал волновой брасс. Для его техники характерны волнообразные движения туловища, похожие на движения дельфинов и китов. Эти движения называются «колебания вокруг короткой оси», так как туловище колеблется относительно оси, проходящей сбоку через бедра. По тому, как пловец тянется руками к точкам выполнения захвата, нельзя определить плывет он брассом или баттерфляем. В начале гребка тело изгибается Sобразно, как в баттерфляе. Колебания вокруг короткой оси являются ключевым моментом в этом стиле. Кроме того, К. Китаждима уже при разведении рук начинает подъем головы и совершает ранний вдох [1,6,.13].
2.2. Становление методики обучения техники плавания брасом
Техника спортивного плавания - это рациональная система движений, позволяющая пловцу наилучшим образом реализовать свои двигательные возможности в высокий результат на соревнованиях. Это понятие включает форму, характер движений, их внутреннюю структуру (закономерную взаимосвязь движений). В него входит, и умение пловца хорошо ощущать, осознавать и использовать для продвижения вперед все внутренние и внешние силы, действующие на тело.
В первой половине XI X в. (1803-183 7 гг.) в России, в основном в Петербурге, были открыты первые школы плавания, в которых обучали плаванию брассом на груди, на спине, на боку, по-собачьи и саженками. Обучаемые приобретали навыки в прыжках в воду и прикладном плавании - плавание с оружием, спасение утопающего. К этому времени получил свое первоначальное оформление метод разделенного обучения плаванию. С помощью этого метода обучали плавать брассом.
Каждое плавательное движение было расчленено и разучивалось самостоятельно в воде. После освоения отдельных движений их соединяли в целостный способ. Изучению отдельных элементов было отведено определенное количество уроков, на которых применялась система различных приспособлений и приемов.
К числу этих приспособлений относились разные поддерживающие средства, такие как надувные мешки, пробковые подушки, лямки и др. из которых наиболее важное значение приобрели лямки. Несмотря на то, что новый метод обучения плаванию был крупным шагом вперед, он не был лишен недостатков. Обучение плаванию проводилось без предварительного ознакомления учеников с водной средой, что создавало неуверенность ученика в своих силах.
Приведенный метод не позволял производить групповое обучение. Во второй половине XI X в. техника плавания и методика обучения продолжали совершенствоваться. Этому в большой степени способствовало появление ряда руководств по плаванию, среди которых наибольшую ценность представляет труд А.Б. Ганике. Его книга «Самообучение плаванию», вышедшая в 189 7 г., содержит описание основных групп подготовительных упражнений и впервые в истории плавания рекомендуется способ «сложения», как один из приемов для начинающих пловцов. Значение этого приема трудно переоценить: спустя более полувека он с успехом применяется во всех школах плавания.
Характерным является тот факт, что предложенная А.Б. Ганике новая система обучения плаванию нашла применение почти во всех школах плавания, организованных вначале XX в. как в России, так и за рубежом. Такой успех этой системы объясняется тем, что она содержала передовой для того времени опыт работы по плаванию с использованием научных основ и результатов практической работы самого автора.
Эта система обучения плаванию детей и подростков состояла из двух групп упражнений. В первую группу включены упражнения по освоению с водной средой. До того, как начнется изучение способа плавания, новичок должен в совершенстве овладеть навыком скольжения - результат толчка ногами о стенку бассейна или поворотный щит. «Упражнения этого рода, - пишет А.Б. Ганике, скоро убеждают учащегося, что он прекрасно поддерживается водою, и в этом сознании кроется вся тайна искусства плавания» [2] .
Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика физической подготовки в Вооруженных силах РФ: опыт и перспективы», посвященная 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909) , 5- 6 октября 201 7 г., Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург секция №3 «Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в ВС РФ» Во вторую группу вошли упражнения для изучения плавания способом брасс. Изучать способ начинают с движения ногами. Движение руками предварительно разучивают на суше, а затем в воде на мелком месте. Затем согласование движений рук и ног с задержкой дыхания в четыре движения.
Таким образом, изучений движений ног, рук и их согласований рекомендовалось проводить с опущенным в воду лицом и задержкой дыхания на вдохе, т.е. когда, тело человека становиться легче воды и выполнение непривычных движений облегчается. Обработку отдельных элементов и плавание в полной координации способом брасс автор рекомендовал проводить с поднятой головой и произвольным дыханием
Система обучения, предложенная А.Б. Ганике в конце XI X века, явилась прообразом современной целостно-разделенной системы обучения плаванию. В 190 8 г. в местечке Шувалово, около Петербурга была открыта первая в России спортивная школа плавания, которая просуществовала до 191 7 г. В ней в основу обучения был положен способ брасс [1] .
При обучении плаванию использовалась система изучения отдельных элементов техники на суше, которая включала в себя общеразвивающие и специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения предусматривали развитие подвижности в суставах. Изучение отдельных плавательных элементов проводилось на разных приспособлениях, таких как стулья, гимнастические снаряды и др., а также без них.
Новый этап в развитии плавания начался после создания в 191 8 г. в Москве, а в 1919 г. в Петрограде институтов физической культуры с кафедрами плавания. В учебных планах появилась дисциплина «Плавание» как самостоятельный учебный предмет. Это обеспечило становление научных основ плавания и такого важного его раздела, как начальное обучение плаванию.
Л.В. Геркан издал учебное пособие, которое стало первым после революции крупным научным трудом по этой тематике. В нем были обобщены существующие теоретические основы плавания и практический опыт того времени, изложена система обучения плаванию. Заслуга Л.В. Геркана состояла в том, что он первым акцентировал внимание на вопросах планирования процесса обучения плаванию детей и подростков [5].
Большое значение для развития методики обучения плаванию имел получивший широкое распространение комплексный метод, созданный преподавателями Ленинградского института физкультуры (1926-192 9 гг.). Появление этого метода следует рассмотреть как значительный шаг вперед по пути развития методики обучения плаванию. В основе комплексного метода лежала программа параллельного обучения нескольким способам плавания.
Комплектование учебных групп производилось по полу, возрасту и степени подготовленности в плавании. Обучение начиналось с освоения занимающимися незнакомой водной среды - выполнения системы подготовительных упражнений. Далее ученики знакомились с основами техники плавания способом кроль на груди и выполняли ряд основных упражнений, после чего, продолжая работу над изучением способа кроль на груди, приступали к параллельному освоению плавания способом брасс, а затем - кроль на спине [2] .
В комплексном методе применение поддерживающих средств, таких как удочки, лямки и пояса было исключено, зато упражнение «скольжение» получило дальнейшие развитие [17].
Таким образом, наряду с методом раздельного обучения вновь стал применяться Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика физической подготовки в Вооруженных силах РФ: опыт и перспективы», посвященная 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909) , 5- 6 октября 201 7 г., Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург секция №3 «Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в ВС РФ» метод целостного освоения плавательных движений. Комплексный метод предусматривал начало обучения плаванию с детского возраста.
В 1931 г. был введен комплекс ГТО. В число обязательных норм было включено плавание. Сдавать эти нормы должны были миллионы людей, в том числе юноши и девушки. Это потребовало создания специальной системы обучения плаванию, которая обеспечила бы последовательное приобретение навыков плавания для сдачи норм ГТО и подготовки занимающихся к регулярным тренировкам.
В 1932 г. такая система была разработана группой ленинградских авторов и получила название - метод трех ступеней. В ее основе лежал комплексный метод, решающий конкретные задачи на каждой из трех ступеней. На первой ступени обучаемые изучали основы плавания способом кроль на груди и брасс, а также готовились к сдаче норм комплекса ГТО I ступени.
Вторая ступень предусматривала полное освоение техники плавания способом кроль на груди и брасс, а так же подготовку к сдаче норм комплекса ГТО II ступени. На третьей ступени решалась задача совершенствования техники и повышения тренированности в различных способах плавания. Здесь также изучалась техника прикладного плавания, водного поло, прыжков в воду. В Москве система обучения плаванию и подготовка к сдаче норм ГТО предусматривала параллельное изучение способов кроль на груди и кроль на спине. В 193 4 г. был утвержден комплекс БГТО, который стимулировал развитие массовой физкультурной работы среди детей, в частности обучение их навыкам плавания. В 193 5 г. в нашей стране получила всеобщее признание и нашла широкое применение целостно-раздельная система обучения плаванию. Обучение по этой системе предусматривало наиболее целесообразное использование научных основ плавания и комплексное применение основных методов обучения физическим упражнениям.
Изучение техники плавания происходило в следующей последовательности. Сначала занимающийся выполнял подготовительные упражнения по освоению с водой. Затем его знакомили с техникой изучаемого способа. Далее обучаемый пытался проплыть этим способом некоторое расстояние.
Лишь после этого он приступал к изучению отдельных элементов техники. После того как новичок последовательно изучил все элементы и закрепил их с помощью упражнений, их объединяли в целостное движение, представляющее собой изучаемый способ плавания.
В 1960 г. на основе глубоких исследований К.А. Инясевский предложил шестиэтапную систему подготовки юных пловцов [2] .
Этап предусматривал обучение плаванию детей в возрасте 5- 6 лет. Их знакомили со свойствами водной среды, учили держаться на поверхности воды и выполнять в ней простейшие движения.
На втором этапе детей в возрасте 7- 8 лет обучали технике спортивным способам плавания. Автор доказывал необходимость обучения детей технике всех способов плавания, а не только одному. Комплексное обучение, приводило к высокому уровню развития двигательной координации ребенка, которая обеспечивала при дальнейшей работе успешное совершенствование пловца в избранном способе плавания.
Третий этап включал подготовку 9-1 0 летних пловцов. На этом этапе подготовки юных спортсменов решались две основные задачи - укрепление здоровья и улучшение физического развития; совершенствование техники пловца во всех способах плавания. На четвертом этапе осуществлялась подготовка 11 -12 летних пловцов. Продолжалось решение задач третьего этапа, однако серьезное внимание уделялось развитию быстроты юного спортсмена.
В дальнейшем с развитием силы пловец, сохраняя быстроту, сумеет увеличить шаг, повысить скорость плавания. Пятый этап предусматривал подготовку 13-14 летних Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика физической подготовки в Вооруженных силах РФ: опыт и перспективы», посвященная 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909) , 5- 6 октября 201 7 г., Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург секция №3 «Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в ВС РФ» пловцов. Главное внимание уделялось совершенствованию технике всех, кроме избранного, способов плавания. На шестом этапе заканчивался большой период работы по подготовке юного пловца. На этом этапе продолжалось совершенствование в технике, и формировался в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития стиль пловца. Кроме того, развивалась сила и выносливость, которые способствовали перенесению значительных по объему и интенсивности нагрузок и достижению высоких результатов. Для каждого возраста четко определялись все основные средства подготовки. В последующие годы повсеместно были приняты две основные системы планирования обучения спортивным способам плавания. Первая система появилась в результате исторического развития методики обучения плаванию - параллельнопоследовательная. Вторая система - одновременная - явилась результатом экспериментальных исследований Г.Ф. Полевого [2].
Сущность параллельно-последовательной системы обучения сводилась к следующему. Сначала ученик одновременно овладевал двумя сходными по структуре движений способами плавания: кролю на груди и кролю на спине; далее, на втором этапе, обучаемый изучал способы брасс и брасс на спине; на третьем этапе осваивалась техника способа баттерфляй, а на четвертом - плавание на боку.
Система одновременного обучения спортивным способом плавания заключалась в следующем. Из всех элементов, составляющих в совокупности технику спортивных способов плавания, выделялись три основных элемента.
Первый элемент - представлял движение руками, как при плавании кролем на груди в сочетании с дыханием/
Второй элемент - движение ногами, как при плавании брассом; Третий элемент - движение туловищем и ногами, как при плавании дельфином. Каждый основной элемент способствовал более быстрому и прочному изучению того способа в который он входил.
Система одновременного обучения плаванию эффективно решала задачу приобретения занимающимися разносторонней двигательной подготовки посредством применения большого количества разнообразных упражнений и систематического осуществления работы различных мышечных групп. Современная методика обучения плаванию представляет собой дальнейшее развитие и уточнение методов, разработанных в нашей стране до середины XX в. Усилиями многих педагогов разработана и обоснована стойкая система обучения плаванию.
Техника плавания непрерывно развивается. В каждом способе существуют варианты рациональной техники. При выборе для своего ученика того или иного варианта тренер должен учитывать, прежде всего, уровень технической подготовленности спортсмена, его индивидуальные морфофункциональные особенности (рост, пропорции частей тела, длину конечностей, уровень развития гибкости, силы и т. д.). Большую помощь в работе над техникой плавательных движений тренеру и спортсмену оказывает знание основных закономерностей биомеханики плавания [12].
Итак, мы видим, что большинство начинаний по развитию плавания вначале XX в. в России являлось результатом инициативы прогрессивных деятелей того времени, носило частный характер и не обеспечило массового распространения этого вида физической активности. Создание кафедр плавания в институтах физической культуры способствовало систематизации накопленного опыта в вопросах обучения плаванию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования и анализа научной литературы, автор отмечает, что каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высоком уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает возможность открывать законы и формулировать обобщающие теории.
Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является методика обучения техники плавания брассом.
Плавание является одним из базовых видов спорта, эффективным оздоровительным средством развития человека. Обучение человека плаванию позволяет сформировать у него жизненно необходимый навык. Исследования специалистов показывают, что умение плавать было необходимо человеку с древних времен.
С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно востребовано в труде и военном деле. Постепенно, с развитием цивилизации, плавание стало применяться в целях физического воспитания.
В таком виде спорта как плавании спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: высокой максимальной скоростью потребления кислорода и способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода, т.е. имеют большую аэробную емкость. Анаэробной производительностью называют способность человека работать в условиях недостатка кислорода за счет анаэробных источ¬ников энергии. Показателем анаэробной производительности является максимальный кислородный долг.
Научно-теоретическое становление основ плавания привело к появлению различных подходов в обучении плаванию. Массовое обучение плаванию детей и подростков требует систематических экспериментальных исследований и обобщения передового опыта работы по обучению спортивному плаванию
Научные исследования многих ученых оставили нам замечательные труды, которые и поныне служат руководством в учебно-тренировочном процессе пловцов.
Творческое наследие и сейчас остается весьма актуальным как для теории, так и для практики плавания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗ0ВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверина, М. В. Маргинальное в спорте: морфологические и динамические аспекты анализа: монография / М. В. Аверина - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 210 с.
2. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта : учеб. пособие / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, Маринич [и др.] ; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - Москва : Академия, 2016. - 34 с.
3. Булгакова, Н.Ж. Плавание: Уч. для вузов / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2001 . - 40 0 с .
4. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев, Б.Н. Никитинский. - М.: Физкультура и спорт, 1973 . - 23 4 с.
5. Геркан, Л.В. Теория и практика спортивного плавания, М.: Государственное военное издательство, 1925 . - 27 1 с.
6. Доксам Аклас Хусейна. Влияние высокой интенсивности тренировок на пловцов в соревнованиях для игроков на высшем уровне / Аклас Хусейна Доксам // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 58-¬61.
7. Дьякова, Е. Ю. Адаптационные особенности сердечно -сосудистой системы спортсменов, занимающихся подводным плаванием в ластах / Е. Ю. Дьякова А. А. Миронов // Теория и практика физической культуры / Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Томск, 2016. - №12. - С.82-84.
8. Козлов, А. В. Плавание доступно всем / Сост. А.М. Кондратов. — Л.: Лениздат, 1986 . - 9 5 с.
9. Коновалов, Е. Д. Ты - сильнее воды! : науч. изд. / Е. Д. Коновалов. - Москва : Эксмо, 2015. - 48 с.
10. Мясоедов,А. А.: Спортивное плавание для всех : учебное пособие / А. А. Мясоедов - Москва : МГТУ им. НЭ. Баумана, 2013. - 121 с.
11. Никитский, Б. Н. Плавание: учеб. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981 . - 30 4 с.
12. Плавание: Учебник для ин-тов физ.куль. Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт,1979. - 32 0 с. Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика физической подготовки в Вооруженных силах РФ: опыт и перспективы», посвященная 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909) , 5- 6 октября 201 7 г.
13. Симонкина, Ю. С., Иохвидов, В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.
14. Смоленский, А.В. Научно-педагогические школы РГУФКСМиТ: Основоположники и преемники. Научно-педагогическая школа кафедры спортивной медицины / А.В. Смоленский // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2016. - С. 57-60
15. Сыроежкина, Е.В. Научно-педагогические школы ГЦОЛИФК: Традиции, современность, преемственность / Е.В. Сыроежкина // Научнопедагогические школы в сфере спорта и физического воспитания: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2016. – С. 45-50.
16. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А .Семенович. – Минск.: Выш.шк., 2017. – 544 с.
17. Физическая рекреация как средство повышения двигательной активности школьников [Электронный ресурс]: информационно образовательный портал / Методика, педагогика, образование. – Режим доступа: URL: http://pedsovet.pro/indexnt&viewtid=77:organization-of-educational-process (дата обращения: 12.11.2020).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней