Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История русской журналистики свидетельствует о том, что на всем протяжении ее развития литераторы активно участвуют в формировании отечественной медиареальности, выступая то в качестве публицистов, то в качестве журналистов, то в качестве редакторов в СМИ. Их деятельность в медиасреде можно интерпретировать как желание информировать граждан о значимых новостях в стране и раскрывать правду об этих событиях, что соответствует основным задачам качественной журналистики, к которой можно отнести и публицистику Юрия Полякова.
Познакомившись с произведениями данного автора, его достаточно легко можно определить как человека, погруженного и в мир литературы, и в мир публицистики как рода произведений, способствующих в том числе выражению плюрализма общественного мнения.
Юрий Поляков, как и многие отечественные писатели, активно участвовал в создании медиареальности конца ХХ века посредством публицистических текстов в таких разнонаправленных изданиях, как «Литературная газета», «День», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Правда», «Красная звезда», «Собеседник», «Столица», «Век» и другие. Политические изменения в стране побудили писателя к активной деятельности в качестве журналиста в информационном пространстве нового государства: Юрий Поляков поднимает самую важную тему того времени – становление и развитие новой политической и общественно-социальной системы в государстве.
В тот период художественные «произведения Полякова были, пожалуй, даже ближе к публицистике, нежели к литературе. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Поляков стал часто и ярко выступать в прессе.
Творчество Юрия Полякова определили два основных фактора – филологическое образование и журналистская профессия.
В связи с этим закономерным представляется тот факт, что он стал популярным писателем перестроечной эпохи, затронувшим животрепещущие социальные темы – дедовщину в армии, формализм и очковтирательство в школе, карьеризм комсомольских и партийных работников («100 дней до приказа», «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба»), о чём, правда, сожалел впоследствии. Проза и публицистика Юрия Полякова взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для прозы характерна политическая тематика и проблематика, становящаяся со временем всё более острой. Для публицистики типичны яркие черты поляковской манеры – склонность к языковым играм, словотворчеству, парадоксам, интертекстуальности, иронии, зачастую довлеющей.
Цель данной работы: изучить публицистическую деятельность Юрия Полякова.
Объект исследования: публицистика Ю. Полякова.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Творческий путь Ю. Полякова
Ю.М. Поляков – один из самых ярких и самобытных современных писателей, произведения которого пользуются большой популярностью у читателей и издаются массовыми тиражами. И эта популярность объясняется не развлекательностью, не легкостью сюжета, как это часто бывает, а тем фактом, что его произведения талантливо и правдиво отражают жизнь, исследуют психологию человека, его место в этой постоянно меняющейся жизни. Творчество его охватывает практически все аспекты литературного труда: Ю.М. Поляков – поэт, прозаик, драматург, литературовед (он имеет степень кандидата филологических наук), публицист, главный редактор «Литературной газеты», общественный деятель, член различных комитетов и комиссий.
Дебютировал в литературе как поэт в 1974 году, а после выхода первой книги «Время прибытия» (1980) и цикла «Непережитое» (1979) он стал одним из лидеров своего поэтического поколения. Тогда же Поляков стал лауреатом премий имени Маяковского (1980) и Московского комсомола (1983). Наряду со стихами в этот период он занимался исследованиями советской фронтовой поэзии и писал прозу, вскоре сделавшую его знаменитым
Художественное мастерство, виртуозная работа со словом, уникальное чувство юмора, четкая гражданская позиция, социальная острота, - все эти черты, присущие Юрию Полякову, проявились уже в его первых повестях «ЧП районного масштаба» (1981,1985) и «Сто дней до приказа» (1980, 1987). Вышедшие миллионными тиражами в журнале «Юность» (первая после четырехлетнего цензурного запрета, вторая после семилетнего сопротивления военной цензуры), эти произведения оказались в центре бурных дискуссий периода гласности. Поляков первым заговорил о перерождении, обюрокрачивании комсомола, шире – власти, и неуставных отношениях - «дедовщине» в армии. Обращение к табуированным темам, психологизм и свежий язык этих повестей сразу поставили Полякова в ряд самых известный советских писателей. С. В. Михалков даже назвал своего молодого собрата по перу «последним советским классиком». За повесть «ЧП районного масштаба», вскоре экранизированную и инсценированную (со спектакля «Кресло» начиналась знаменитая «Табакерка»), автор был удостоен премии Ленинского комсомола (1986).
В известных повестях «Работа над ошибками» (1986) и «Апофегей» (1989) оттачивается творческий метод писателя, названный критиками «гротескным реализмом». Знаменитая повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) развивает эту тенденцию, а памфлет «Демгородок» (1993) становится первой в отечественной литературе сатирой на постсоветскую Россию в жанре антиутопии. В то время, когда собратья по перу были увлечены дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых взглянул на уходящую советскую натуру с ностальгической иронией, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. Он вновь оказался оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. В одной из самых своих популярных книг - романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (1995) Поляков дает ироническую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова на рубеже веков стал семейный роман «Замыслил я побег...» (1999), охватывающий тридцать лет жизни страны и серьезно повлиявший на становление «нового реализма» в отечественной словесности. По мнению критиков, этот роман - одна из вершин отечественной реалистической прозы конца века.
В первые два десятилетия нового века Юрий Поляков плодотворно работал как прозаик. Он опубликовал цикл «Плотские повести» (2001), вышли в свет роман «Грибной царь» (2004), ироническая эпопея «Гипсовый трубач» (2008 -2012), роман «Любовь в эпоху перемен» (2015), ретро-роман «Веселая жизнь, или Секс в СССР» (2019), в которых широко изображена и подвергнута глубокому художественному анализу жизнь российского общества за почти полвека.
Почти вся проза Полякова экранизирована, снято более 10 полнометражных и телевизионных фильмов, в том числе: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег...» (2003), «Козленок в молоке»(2004), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2006), «Небо падших» (2012), «Грибной царь» (2013) и др. Поляков - соавтор сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997).
Юрий Поляков – ведущий современный драматург, его пьесы с успехом идут в Москве, театрах страны от Владикавказа до Владивостока, в СНГ и дальнем зарубежье, собирая полные залы. Наиболее популярны комедии и мелодрамы: «Смотрины» («Контрольный выстрел»), «Халам-бунду, или Заложники любви», «Левая грудь Афродиты», «Хомо эректус», «Женщины без границ», «Одноклассница», «Как боги», «Чемоданчик», «Золото партии» и др. Как театральный писатель, он продолжает лучшие традиции отечественной драматургии, противостоя разрушительному влиянию «новой драмы». В 2015 и 2019 гг. в Москве проходил Международный театральный фестиваль «Смотрины», целиком посвященный драматургии Ю. Полякова.
Юрий Поляков – яркий публицист, в своих статьях и эссе он осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Выпуск телепередачи «Линия жизни» на телеканале «Культура». URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/2216346/video_id/2242679/
2. Выпуск телепередачи «Открытая книга» на телеканале «Культура». URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63635/episode_id/2203663/video_id/2227139
3. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов : монография. М., 2013. 479 с.
4. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). М., 2002. 224 с.
5. Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество : избр. труды. М., 1998. 368 с.
6. Иващенко Наталья Александровна Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой индентификации. Автореферат дис. … кан. филологических наук. С˗ П, 2009
7. Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе: Вестник Томского государственного университета. Филология. – Т.: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2007. – 98 С.
8. Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учеб. пособие. М., 2002. 287 с.
9. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : [краткий словарь]. Екатеринбург, 2007. 306 с.
10. Малюченко Г. Н. Влияние фактора внутренней/внешней референтности на оценку значимости и достоверности медиаинформации // Психология образования в XXI веке: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011. С. 99–102.
11. Мирошниченко А. Вирусный редактор Интернета и смерть газет // NewScientist. Русское издание. 2010. № 3. URL: http://www.aka-media.ru/foresight/185/
12. Национальные модели информационного общества / отв. ред. и сост. Е.
13. Поляков Ю. Грешно плевать в Чудское озеро. Электронная библиотека // URL: https://elibra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html
14. Поляков Ю. Десовестизация. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823- pornokratiya-sbornik-statey.html
15. Поляков Ю. М. Зачем вы, мастера культуры? URL: https://public.wikireading.ru/54508
16. Поляков Ю. М. Молчание кремлят. URL: https://public.wikireading.ru/54509
17. Поляков Ю. М. Так что же делать? URL: https://public.wikireading.ru/54520
18. Поляков Ю. Наши Гостомыслы. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/155823- pornokratiya-sbornik-statey.html
19. Поляков Ю.М. Невольный дневник. Электронная библиотека // URL: https://e-libra.ru/read/ 424997-rossiyav-otkate.htm
20. Прилепин З. Интервью. МЫSLI обо всём // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Re6TP3l9aSw
21. Саймонс Г. Д., Мухин М. Ю., Олешко В. Ф., Сумская А. С. Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 4. С. 906–939. DOI: 10.24147/2413-6182.2019.6(4).906–939.
22. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психол. Журн. 2016. Т. 37, № 5. С. 44–54.
23. Соловьёв В.Ю. Публицистика Ю. Полякова в начале 90-х гг. ХХ века. Неизвестные страницы отечественной журналистики к 250-летию Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. – М.: ВК, 2006. – С. 218-219
24. Флоря А.В., Яцук Н.Д. «Идиостиль Ю. Полякова»: Вестник Удмуртского университета. История и филология. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014. – 163-168 С.
25. Ципко А. Публицистика сопротивления. Электронная библиотека // URL: https://elibra.ru/read/155823-pornokratiya-sbornik-statey.html
26. Gladkova A., Vartanova E., Ragnedda M. Digital divide and digital capital in multiethnic Russian society // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15, iss. 2. P. 126–147. DOI: 10.1080/ 17447143.2020.1745212.