Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе социально-нормативного регулирования важны все виды регулирования, но в цивилизованном обществе центральное ме-сто занимает право и, соответственно, правовое регулирование как упорядоче-ние общественных отношений путем государственно санкционированных норм (правил поведения).
Современное понимание права заключается в понимании его как основно-го средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Спра-ведливо - это социально должное, поэтому такой общечеловеческий эталон со-циально должного и лежит в основе права, является его сущностью.
Объектом правового регулирования является поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притяза-ний в обществе, исторического наследия данного общества. Эффективность правового регулирования зависит не только от его «жесткости», но и от его со-отнесенности со свойствами объекта регуляции.
В настоящее время российское общество вовлечено в процессы социо-культурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легити-мизация общества, то есть неукоснительное подчинение всей его жизнедеятель-ности требованиям Конституции России и других законов.
Таким образом, изучение динамики и траектории развития систем соци-ально-нормативного регулирования в их историческом времени и пространстве является актуальным. Этим объясняется выбор данной темы для исследования в рамках настоящей курсовой работы.
Цель данной работы – рассмотреть право в системе нормативного регули-рования общественных отношений.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение системы социально-нормативного ре-гулирования;
- изучить место и роль права в системе социального регулирования;
- рассмотреть понятие и сущность социальных норм;
- раскрыть проблему взаимосвязи социального и правового регулирова-ния.
Объектом работы является социально-нормативное регулирование обще-ственной жизни.
Предметом - социальные и технические нормы как социальные регулято-ры.
Теоретической основой настоящей работы являются работы таких извест-ных специалистов теории права и философии права как А.И. Абрамова, С.С. Алексеев, С.А. Боголюбов, З.З.Зинатуллин, Т.З. Зинатуллин, Н.Ф. Кузнецова, М.В. Кузьмина, В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, А.С. Пашков, В.Д. Плахов, А.С. Пиголкин, С.В. Тасаков, Р.М. Усманова, Т.Я. Хабриева, Л.С. Явич и др. В них рассматривается понятие и сущность социального и норматив-ного регулирования, а также соотношение различных видов регулирования.
Методология работы. При написании работы использовались такие мето-ды исследования как метод теоретического анализа и синтеза, индуктивные и дедуктивные методы, методы обобщения данных, классификации, сравнитель-ный метод и др.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социально-нормативного регулирования
Как известно, управление в рамках любой системы, включая человеческое общество, направлено на упорядочение отдельных элементов, образующих эту систему, с помощью различных регуляторов.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. При этом регулирование в челове-ческом обществе может быть индивидуальным (казуальным), нормативным (пу-тем создания социальных норм) и стихийным .
«Стихийные» регуляторы выступают как непосредственное проявление естественных законов природы и общества, то есть факторы стихийного регули-рования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, фено-менов массового поведения и т.п., к примеру, увеличение (снижение) продол-жительности жизни, всплеск сезонных заболеваний, демографические явления, миграция, и т. д.
В стремлении к порядку, в зависимости от степени их дестабилизирующе-го влияния этих факторов, общество стремится взять их под контроль. Тогда для согласования интересов различных субъектов вырабатывается однократно применяемый способ разрешения проблемной ситуации - модель поведения, приемлемая для сложившегося положения, но это решение не становится об-щим правилом и не может применяться даже в схожих ситуациях.
Подобное регулирование встречается в бытовых отношениях и личной жизни человека. Однако многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования, изменение их качества произошло по причине их со-знательного распространения на регулирование не единичных, а типичных слу-чаев и жизненных ситуаций.
Итак, в процессе стихийного регулирования создаваемая модель поведе-ния изначально не рассчитана на ее применение в иных подобных случаях. Упо-рядочение общественных отношений принято связывать с действием социаль-ных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регу-ляторов - относить к дестабилизирующим факторам. Вместе с тем, исходя из критерия устойчивого функционирования общества, все регулятивные факторы имеют относительный характер, то есть могут оказывать и позитивное, и нега-тивное влияние.
Однако, не вызывает сомнения тот факт, что функциональная характери-стика стабилизации общественных отношений относится, прежде всего, к соци-альным нормам.
Акты индивидуального регулирования выступают в виде целевого, адрес-ного воздействия субъектов друг на друга.
Индивидуальное (казуальное) регулирование осуществляется путем уста-новления для объекта нужного результата, а также путей его достижения. Инди-видуальное регулирование предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. К признакам ка-зуального регулирования относится, во-первых, то, что оно относится к кон-кретному лицу (группе конкретных лиц), т.е. их адресат персонифицирован. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации, то есть рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые потенциально могут возник-нуть в будущем. Казуальное регулирование предназначено для учета специфики каждой отдельной ситуации, всех случайных элементов, которые не укладыва-ются в схему общих предписаний нормативного регулирования.
Очевидно, что нормативное регулирование является более предпочти-тельным, чем казуальное. Благодаря появлению общих норм, общество получи-ло возможность, прогнозируя типичные ситуации путем практического приме-нения определенных образцов поведения, обеспечивать нужную социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамич-ность.
Нормативное регулирование - это особая форма деятельности, направлен-ная на создание, реализацию и обеспечение различных общих правил (норм) по-ведения людей с целью упорядочения их отношений и, тем самым, достижения общественной стабильности.
Нормативное регулирование состоит в выработке социальных норм (мас-штабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных от-ношений, реализации их в деятельности субъектов отношений и обеспечении принудительными мерами в необходимых случаях, то есть при отклонении от установленного нормой правила.
Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, свя-занное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного разви-тия и социальной организации общества. Как писал И.А. Ильин, «ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека... социальные (т.е. обще-ственные) нормы необходимы для поддержания мирного сожительства и со-трудничества людей» .
Итак, социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей об-щие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникаю-щие в процессе исторического развития и функционирования общества, соот-ветствующие типу культуры и характеру его организации.
Основным признаком нормативного регулирования является его систем-ность и целостность. При этом нормативная система представляет собой не про-сто сумму видов нормативного регулирования, а именно систему.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Научная литература
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.
4. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.
5. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1995. 311 с.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. 800 с.
8. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 32 - 44.
9. Демидов А. Ю. Пределы правового регулирования: понятие и виды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 4 (29). С. 6-18.
10. Демиева А.Г. О соотношении понятий «правовое регулирование», «саморегулирование» и «координация» экономической деятельности // Гражданское право. 2015. № 4. С. 9 - 11.
11. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. 400 с.
12. Карцев В.А. Методологический смысл идеи взаимосвязи права и морали // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8. С. 3 - 7.
13. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право: учебник. М., 2013.
14. Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. 336 с.
15. Мальцев Г.В. Социальные основания в праве. М.: Норма, 2007. 470 с.
16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000. 560 с.
17. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999. 652 с.
18. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Изд-во «Зерцало», 1998. 622 с.
19. Перевалов В.Д. Взаимодействие правовых систем: теоретические аспекты // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 7 - 14.
20. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. 251 с.
21. Погодин А.В. Социальное содержание права и правореализация // История государства и права. 2014. № 6. С. 6 - 9.
22. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. 145 с.
23. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001. 642 с.
24. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. 520 с.
25. Сигалов К.Е. Взаимосвязь моральных и правовых ценностей // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 12 - 15.
26. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. 616 с.
27. Усманова Р.М. К вопросу о сфере и пределах муниципально-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 40 - 44.
28. Усманова Р.М. Традиции как социальные регуляторы общественных процессов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 11 - 15.
29. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. 650 с.
30. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 432 с.
31. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 1. Вып. 1. М., 1995. 805 с.