Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Феминность, или женственность, является важнейшим феноменом культуры. С древнейших времен в культуре выделяли два противоположных начала: женское (феминное) и мужское (маскулинное). Хотя эти начала и противоположны, в то же время они тесно взаимодействуют.
Мужское и женское является одной из первичных и основополагающих парных оппозиций, значение которой обусловлено мифоритуальной моделью мира. Мифология исторического времени фиксирует строгую соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субьект истории; женщина - жена своего мужа, объект его власти - власти патриархального рода. Идеальный принцип такого порядка вещей: «Жена да убоится мужа своего». Согласно этому принципу мужское начало основное, положительное, активное; а женское - производное, пассивное.
Такое положение сохранялось на протяжении многих веков. Поскольку женщина всегда находилась в зависимом, подчиненном положении, то ей приписывались такие качества как послушание, покорность, зависимость и т.п. Объясняется это социальным положением женщины в обществе. Им довольно долго отказывали в праве на образование, труд и участие в политической жизни государства. Гражданские и юридические права женщины были во многом ограничены, основной сферой ее деятельности признавались дом и семья. Еще в начале XX века дамы высшего света с юности готовились быть живым украшением интерьера: их учили музицировать, вышивать и вальсировать.
Феминность нашла свое отражение во многих сферах: в мифологии, в сознании людей, в изобразительном искусстве, и конечно же в литературе. Наибольший интерес с данной точки зрения представляет литература Франции XIX века, а именно французский роман. В этот период в литературном творчестве развиваются два противоположных художественных направления: романтизм и реализм. В каждом из этих направлений формируется своя концепция «идеального» женского образа.
Цель исследования: выявить концепцию феминности в французском романе XIX века.
Задачи исследования:
• Изучить культурные тенденции во Франции XIX века, в частности идею феминности и развитие романа в направлениях – романтизм и реализм;
• Обозначить черты женственности в произведениях художественной литературы: Жорж Санд «Консуэло», Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»;
Объект исследования: концепция феминности.
Предмет исследования: концепция феминности в французском романе XIX в. (на примере романов Ж. Санд «Консуэло» и Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Материал и источники исследования: материалом и источниками исследования послужили непосредственно тексты романов Ж. Санд «Консуэло» и Г. Флобера «Госпожа Бовари». Так же исследование основывалось на научной литературе, посвященной развитию французского романа в XIX в. и концепциям феминности.
Степень разработанности темы исследования: Французской литературе XIX века вообще и творчеству Ж. Санд и Г. Флобера в частности посвящена достаточно обширная литература. Это монографии, сборники научных трудов, диссертационные исследования, статьи в научных журналах. Кроме того, творчество вышеупомянутых авторов рассматривается практически во всех учебниках по зарубежной литературе.
Работы такого плана стали появляться еще в XIX в. В качестве примера можно назвать «Статьи о писателях» Ги де Мопассана [13]. Его статья о Флобере интересна как живое воспоминание современника. Так же из нее мы можем получить представление об основных тенденциях развития литературы в XIX в.
Заслуживает внимание сборник А. Моруа «Литературные портеры» [15]. Здесь автор рассматривает не только мировоззрение и особенности творчества Ж. Санд и Г. Флобера, но и анализирует социокультурную обстановку и ее влияние на появление какого-либо течения, в рамках которого автор создал свое произведение. Так же А. Моруа уделяет внимание отношению автора к литературным образам, им созданным. Отдельная монография А. Моруа посвящена творчеству Ж. Санд [14]. Писательница предстает в ней как женщина, нарушающая все условности в личной и общественной жизни.
В отечественной библиографии развитию французской литературы в XIX в. посвящены фундаментальные труды таких авторов, как А.М. Горбунов [7], Д.Д. Обломиевский [17], Н.Т. Пахсарьян [18], Н. Жирмунская [27], Б.Г. Реизов [20] и др.
Творчеству Ж. Санд посвящены работы А.Н. Анненской [1], А. Безелянской [3], Н.А. Литвиненко [12] и др. «Госпожа Бовари» Г. Флобера анализируется в трудах С. Бестужевой [4], З.А. Венгеровой [6], Н.В. Каргашиной [10], Б.Г. Реизова [19] и др.
Однако в данных работах дается общий обзор тенденций в развитии литературы, характеризуются такие художественные стили, как романтизм и реализм. Необходимо отметить, что ряд работ издан в советский период, поэтому в них присутствует определенный идеологический гнет. Естественно, что вопросам феминности в данной литературе не уделяется должного внимания.
Различные аспекты феминности рассматриваются в трудах Е.В. Ануфриевой [2], А.М. Кайдаровой [9], Т.А. Рубанцовой [21], Н.А. Хафизовой [24], М.-Л. фон Франц [26], Н.А. Чуркиной [28]. Однако в данных трудах рассматриваются общие аспекты феминности: ее связь с маскулинностью, проявление в культуре в целом, особенности гендерного подхода.
Трудов, которые соединяли бы в себе рассмотрение феминности применительно к французскому роману XIX в., а тем более к конкретным романам «Консуэло» и «Госпожа Бовари» на сегодняшний день практически не существует. Поэтому проблема исследования на сегодняшний день недостаточно полно исследована в литературе, что подтверждает ее актуальность.
Новизна исследования: Новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день не существует всесторонних исследований, посвященных концепции феминности в французском романе. В данной работе делается попытка соединить исследования по французской литературе XIX в. с исследованиями по феминности.
Методы исследования: В ходе исследования применялись феноменологический метод, структурный метод, а так же сравнительный метод.
Проблема исследования: В связи с появлением различных литературных направлений в культуре Франции XIX века сформировались разные точки зрения на образ «идеальной» девушки.
Гипотеза: В романах Франции XIX века в формировании женских образов преобладают стереотипные черты женственности.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе концепция феминности рассматривается под определенным углом зрения. А именно: ее проявление в французском романе XIX в. (на примере романов Ж. Санд «Консуэло» и Г. Флобера «Госпожа Бовари»).
Практическая значимость исследования: Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при разработке и проведении специальных семинаров по культурологии, филологии, философии, социологии.
Структура исследования: Исследование состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи исследования, выявляются методы исследования, формулируется проблема и гипотеза исследования. В первой теоретической главе рассматриваются культурные тенденции во Франции XIX в. В первом параграфе главы уделяется внимание феминности как феномену культуры, ее характеристикам и особенностям. Во втором параграфе анализируется развитие французского романа в XIX в. Вторая глава носит практический характер, в ней рассматриваются черты феминности в романах Ж. Санд «Консуэло» и Г. Флобера «Госпожа Бовари». В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анненская, А. Н. Жорж Санд. Ее жизнь и литературная деятельность: биографический очерк / А. Н. Анненская. – Текст: электронный // Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова: 1893. – URL: http://az.lib.ru/a/annenskaja_a_n/text_0024.shtml (дата обращения : 11.11.2020).
2. Ануфриева, Е.В. Феминность как форма гендерного самосознания: специальность 09.00.11 «Социальная философия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11 /Евгения Владимировна Ануфриева; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград, 2001. – 20 С. – Библиогр.: с. 18-20 - Текст: непосредственный
3. Безелянская, А. Жорж Санд: Спартак среди рабынь. / А. Безелянская Текст: электронный // Студенческий меридиан. – 2006. - №1 – URL: http://www.stm.ru/archive/340/(дата обращения : 11.11.2020).
4. Бестужева С. Реальная Эмма Бовари (Дельфина Кутюрье) / С. Бестужева – Текст: электронный URL: http://www.passion.ru/s.php/556.htm (дата обращения: 11.11.2020).
5. Буровский, А. М. Матриархат : легенды и реальность / А. М. Буровский. – Текст : непосредственный // Нева. – 2012. – №6 – с. 147-156.
6. Венгерова З.А. Густав Флобер / З.А. Венгерова – Текст: электронный URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/vengerova-gyustav-flober.htm (дата обращения: 11.11.2020).
7. Горбунов, А. М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века: популярная библиографическая энциклопедия /А. М. Горбунов. – Москва: Книжная палата, 1991. – 576 с.; – 25 см. - Библиогр.: с.566-570.- ISBN 5-7000-0174-8. - Текст: непосредственный.
8. Женщина в обществе: мифы и реалии: Сборник статей / Ред. Людмила Сергеевна Круминг – Москва: Информация - XXI век, 2001.– 329 с.; - Библиогр. в конце ст. – 1000 экз. - ISBN 5-86391-043-7. – Текст: непосредственный.
9. Кайдарова, А.М. Оппозиция «мужское-женское» как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко) / А.М. Кайдарова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. - №7(193). – С.202-205
10. Каргашина Н.В. Самоубийство в романах «Госпожа Бовари» и «Анна Каренина» / Н.В. Каргашина. – Текст: электронный // Вестник Новгородского государственного университета. – 2003. - №25. - URL: http://www.admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/EA990744CB9CE16DC3256E29005410CD/$file/Каргашина.pdf(дата обращения: 11.11.2020).
11. Латур, А. Дама в истории культуры: монография / А. Латур; перевод с немецкого С. С. Белокриницкой, Г. В. Сахацкого. – Москва : Аграф, 2002. – 237 с. – ил. - (Символы времени). - ISBN 5-7784-0208-2. - Текст: непосредственный.
12. Литвиненко Н.А. Романтическое мифотворчество Жорж Санд и беллетристические тенденции в русской литературе XIX в. / Н.А. Литвиненко. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2013. - №3. – С. 13-27
13. Мопассан, Г. Статьи о писателях: монография / Г. Мопассан; перевод с французского Е. М. Шишмаревой и др. – Москва : Гослитиздат, 1957. – 85000 экз. - 80 с. – Текст: непосредственный.
14. Моруа, А. Лелия, или жизнь Жорж Санд: монография / А. Моруа; перевод с французского Е. С. Булгаковой – М.: Правда, 1990. – 688с. 21 см. – Библиогр.: с. 358–360. – 100 экз. - ISBN 5-253-00026-7 (В пер.) - Текст: непосредственный.
15. Моруа, А. Литературные портреты /А. Моруа; перевод с французского К. Андреева. – Кишинев: Картя Молдовеня, 1974. – 735 с. 22 см. - Текст: непосредственный.
16. Николина, О.И. Метаморфозы индивидуальности в западной культуре / О. И. Николина. – Текст: непосредственный // Свободная мысль. – 2009. –№2. – с. 121-130.
17. Обломиевский, Д.Д. Жорж Санд / Д.Д. Обломиевский // Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. - М., 1947. С. 292-321. 21 см. – Текст: непосредственный.
18. Пахсарьян Н.Т., Своеобразие готического романа во Франции. / Н.Т. Пахсарьян // Ереванский государственный лингвистический университет имени В.Я. Брюсова. Актуальные проблемы литературы культуры. Вопросы филологии. – 2008. – Вып. 3. Часть II Текст: электронный - URL: http: //www.brusov.am/docs/Filology-2-3.pdf (дата обращения:15.11.2020)
19. Реизов, Б. Г. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / Б. Г. Реизов. – Текст: электронный – URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/reizov-flober-gospozha-bovari.htm ( дата обращения 15.11.2020 ).
20. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века: монография / Б.Г. Реизов.– Москва: Высшая школа, 1969. – 311 с. 21 см. – 40000 экз. Текст: непсредственный.
21. Рубанцова, Т.А. Философия феминизма и культура / Т.А. Рубанцова. – Текст: непосредственный // Вестник Омского университета. - 1998. - Вып. 4. - С. 35-38
22. Санд Ж. Консуэло /С. Жорж.- Текст: электронный. - URL: http://az.lib.ru/s/sand_z/text_0010.shtml (дата обращения : 11.11.2020).
23. Скакун, А. А. Ритуал в системе французской салонной культуры XVII века / А.А. Скакун. - Текст: непосредственный // Ритуальное пространство культуры: Материалы форума. - СПб., 2001.- С. 356
24. Хафизова Н.А. Маскулинность и феминность как стили (на примере исследований Маргарет Мид) / Н.А. Хафизова. Текст: непосредственный // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. - 2015. -№3. - С.20-30
25. Флобер Г. Госпожа Бовари / Г. Флобер – текст: электронный URL: http://lib.ru/INPROZ/FLOBER/bovary.txt (дата обращения 14.11.2020)
26. фон Франц М.-Л. Фемининность в волшебных сказках / Пер. с англ. В. Мершавки. - М: Независимая фирма «Класс», 2010. - 256 с. (Библиотека психологии и психотерапии) 21см. – 2000 экз. - ISBN 978-5-86375-169-6 – Текст: непосредственный
27. Французская романтическая повесть: [сборник] ; пер с фр. / [сост. Н. Жирмунская; вступит. ст. Л. Гинзбург; коммент. Н. Рыковой, В. Эльвовой ; худож. В. Бабанов]. - Ленинград: Художественная литература. Ленинградское отделение , 1982. - 492, [3] с. – 100000 экз. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
28. Чуркина, Н.А. Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации / Н.А. Чуркина. – Текст: непосредственный // Социодинамика. – 2018. - №5. - С.16-20