Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день, в связи с негативной социальной, экономической и политической обстановкой, в России рождается большое количество детей с задержкой психического развития.
При этом, несмотря на наличие специальных программ для воспитания и обучения таких детей, до сих пор не определено единого комплексного и последовательного подхода к работе с такими детьми, что не позволяет настроить эффективный образовательный процесс в данном направлении.
Современная школа не может обеспечить равнозначное обучение для обычных детей и детей с ЗПР, а дети с легкой формой данного отклонения не могут учиться в коррекционной школе, поскольку они способны освоить общую образовательную программу и нет смысла, с педагогической точки зрения, лишать их нормального обучения.
Поэтому разработка программ по речевому развитию младших школьников с ЗПР в современной общеобразовательной школе имеет очень большое значение.
Проблема исследования заключается в выборе наиболее эффективных методов развития речи младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Цель исследования – охарактеризовать основные принципы речевого развития младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику речи младших школьников с ЗПР.
2. Описать принципы развития речи младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить особенности развития речи младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Объект исследования – младшие школьники с ЗПР.
Предмет исследования – речевое развитие младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, классификация, моделирование, сравнение.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три параграфа, заключения и списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Общая характеристика речи младших школьников с ЗПР
Современные дети, в связи с рядом причин, которые могут быть как внешними, так и внутренними, имеют разного рода речевые нарушения. Рост речевой патологии у детей в последние несколько лет отмечается многими исследователями.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей с ЗПР является нарушение просодики и звукопроизношения.
В научной литературе неоднократно отмечались такие особенности психических процессов младших школьников с ЗПР как отсутствие мотивации в развитии речи, невосприимчивость к серьезным физическим и эмоциональным нагрузкам, что приводит к трудностям речевого развития таких детей [7, с. 97].
Кроме того, их психические процессы довольно быстро истощаются, поэтому выбор средств для развития речи младших школьников с ЗПР достаточно серьезно ограничен.
По данным исследователей, серьезными речевыми проблемами у младших школьников с ЗПР являются [15, с. 100]:
– недостаточная целенаправленность речи;
– несформированность регулирующей функции речи;
– эмоциональная бедность речи;
– смысловые ошибки в речевой деятельности.
Исследования показывают, что в своей основе речь младших школьников, имеющих различные формы ЗПР, может достаточно эффективно использоваться в бытовом общении. Так, не выявляется серьезных нарушений лексики и грамматического строя.
При этом младшим школьникам с ЗПР достаточно сложно во всех ситуациях грамотно излагать то, что они хотят передать. Речевая деятельность младших школьников с ЗПР может характеризоваться такими признаками как [19, с. 203]:
– бессвязность;
– нарушение логики;
– неясность;
– недостаток выразительности;
– недостаточная сформированность словаря;
– нарушение способности к грамотному построению грамматических конструкций;
– проблемы с развитием фонематического слуха.
Ученые указывают на тот факт, что и письменная речь младших школьников с ЗПР также нарушена в связи с дефектами произношения звуков, а также с отсутствием способности правильно воспринимать звуки на слух.
Так, например, недостаточное развитие фонематического слуха приводит к формированию ряда ошибок, связанных с заменой согласных, которые имеют акустические и артикуляционные схожести [2, с. 14].
В Таблице 1 представлены степени нарушения речевой деятельности младших школьников с ЗПР (по 5-балльной шкале).
Таблица 1
Степени нарушения речевой деятельности младших школьников с ЗПР
№ п/п Тип нарушения речи Степень выраженности
1 Недостаточная целенаправленность речи III
2 Несформированность регулирующей функции речи II
3 Эмоциональная бедность речи IV
Окончание Таблицы 1
4 Смысловые ошибки в речевой деятельности III
5 Бессвязность II
6 Нарушение логики III
7 Неясность V
8 Недостаток выразительности V
9 Недостаточная сформированность словаря IV
10 Нарушение способности к грамотному построению грамматических конструкций IV
11 Проблемы с развитием фонематического слуха V
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у младших школьников с ЗПР наблюдаются достаточно значимые отклонения в речевой деятельности, достаточные для того, чтобы проводить специальную работу на занятиях по русскому языку.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, С.М. Развитие речи [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация коррекционной работы по развитию речи у детей с ЗПР в начальной школе: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Исследование методов развития речи на уроках русского языка: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к развитию детской речи [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Речь и проблемы ее исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
6. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения дидактической игры в процессе развития речи младших школьников с ЗПР: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
7. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности развития речи младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
8. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения методов развития детской речи в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
9. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов исследования методов развития речи у младших школьников с ЗПР и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
10. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Детская речь как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
11. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития речевой деятельности у младших школьников с задержкой психического развития на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
12. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы исследования речи в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
13. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и психологические аспекты изучения речевых нарушений в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
14. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции развития речевой деятельности в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
15. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Речевые нарушения в младших школьников с ЗПР [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
16. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Развитие речи у младших школьников с ЗПР: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
17. Сапунова Д.Р. Принципы исследования речи в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
18. Суркова О.П. Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
19. Тервинская Я.В. Задержка психического развития [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
20. Уфимцева М.А. Методики развития речи [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
21. Яковлева И.М. Дефектология [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.