Фрагмент для ознакомления
2
Мышление – высший психический процесс в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успех человека в жизни, ведь от этого зависит умение решать повседневные задачи, достигать поставленной цели.
В психологии мышление понимается как процесс моделирования действительности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление – это обобщенный и косвенный способ отражения реальности .
Многие ученые и философы разных эпох подчеркивали, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и составляют самую суть человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», – заявил Декарт.
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, значение. Мыслительным процессам противопоставляются присущие животным низшие формы познания действительности – ощущение и восприятие.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Итак, многие человеческие постройки имеют не только утилитарное, но и символическое назначение: архитектура здания, его расположение, характер освещения, даже материалы, из которых оно построено, имеют определенное значение .
Мышление имеет одну отличительную черту по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию об объекте, которая не может быть воспринята напрямую. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов как дедукция и аналогия.
В психологии есть несколько типов мышления. Все они как бы представляют собой разные уровни представления реальности, различные уровни абстракции :
1. Зрительно-действенное мышление. Это первичный уровень постижения реальности. В этом случае мыслительные процессы еще не отделены от действий. Человек как бы «думает руками». Такое мышление преобладает у детей до трех лет. Итак, ребенок сравнивает предметы, кладя их друг на друга; синтезирует и анализирует, строит «домик» из кубиков и разбивает игрушки; суммирует и классифицирует кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; его применяют в тех случаях, когда невозможно точно предсказать события: при освоении незнакомой техники, перестановке мебели и т.д.
2. Визуально-образное мышление. Это более высокий уровень постижения реальности. Здесь мыслительные процессы уже опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку больше не нужно прикасаться к нему руками. Такое мышление преобладает у ребенка от четырех до семи лет. У взрослых он проявляется, когда, например, планируют ремонт в квартире: человек уже может заранее представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т.д.
3. Вербально-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими построениями; Такие конструкции иногда могут вообще не иметь визуального образа – это, например, понятия «честность», «ценность» и т.д. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности различных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что маленькому ребенку такое мышление недоступно, так как в раннем возрасте человек еще не накопил достаточного количества образного материала.
Любое мышление реализует определенный набор процессов, обеспечивающих познание окружающего мира :
– сравнение – сравнение предметов и явлений, выявление их сходств и различий;
– анализ – разделение объекта или явления на составные части;
– синтез – это процесс, обратный анализу, в котором целое реконструируется из отдельных элементов путем установления связей и отношений;
– абстракция – выделение одного отличительного свойства объекта при игнорировании всех остальных, менее значимых;
– обобщение – это отказ от отдельных черт с целью сохранения и осмысления общих, установление значимых связей.
В этом случае маленький ребенок должен выполнять эти действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определенным знакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия .
По функциям разновидности мышления в психологии делятся на репродуктивное, продуктивное и творческое.
Первый тип – это повторение выученных правил по заданному алгоритму. Таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение новых знаний, а на закрепление имеющегося материала .
Второй тип – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает новую информацию; в то же время они новы только для данного индивида, но не для человечества. Если полученная таким образом информация является новой для человечества, то речь идет о третьем типе – творческом мышлении. Мыслительные процессы в этом случае приобретают особую сложность и структуру .
Визуально-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек выносит одно суждение, затем добавляет к нему другое и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Это цель мыслительных процессов.
Психологи также различают разные типы мышления. Обычно каждый тип делит людей на две категории :
1. Логическое и этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение – это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией и эмоциями.
2. Сенсорное и интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители умеют замечать детали; рассуждают с точки зрения текущих событий, понимают текущую ситуацию. Второй тип – это глобальное философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от текущей ситуации.
3. Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряженной обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа долго принимают решения, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают лишних действий .
4. Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам свойственна тонкость чувств, эгоизм, властность, стремление быть лучше других. В повседневной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
5. «Чейнджер» – «раннер». Люди первого типа ориентированы на разные действия, каждый раз делают что-то новое. Но «раннеры» предпочитают заниматься одним делом, пока не закончат работу, консервативны в повседневной жизни, тщательно выбирают друзей, общение, хобби, покупки. Такие люди плохо адаптируются к резким изменениям .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.М. Развитие речи и мышления [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Организация коррекционной работы по развитию мышления у детей в начальной школе: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Арапова, И.А. Развитие мышления в начальной школе: психологический и педагогический аспекты [Текст] / И.А. Арапова. – М.: Приоритет, 2018. – 460 с.
4. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование методов развития мышления в начальных классах: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
5. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к развитию детского мышления [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
6. Береговая, А.В., Потапенко, С.М., Гулинская, Е.В. Диагностика мышления школьников [Текст] / А.В. Береговая, С.М. Потапенко, Е.В. Гулинская. – Калининград: Янтарный берег, 2018. – 290 с.
7. Берестова, И.Т. Исследование мышления в разрезе педагогического процесса на современном этапе развития российского общества [Текст] / И.Т. Берестова // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–103
8. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Мышление и проблемы ее исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
9. Гордеенко, А.С., Кутейникова, И.В. Проблемы исследования роли и значения дидактической игры в процессе развития мышления младших школьников с ЗПР: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
10. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности развития мышления младших школьников [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
11. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов развития детского мышления в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
12. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Формирование принципов исследования методов развития мышления у младших школьников и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
13. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Детское мышление как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
14. Исакова, З.А., Крючкова, Е.П., Финогентов, А.Ю. Принципы формирования мыслительных операций у младших школьников [Текст] / З.А. Исакова, Е.П. Крючкова, А.Ю. Финогентов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–113
15. Кальницкая, Е.К., Демиденко, О.Л., Уварова, Е.К. Организация психолого-педагогического исследования [Текст] / Е.К. Кальницкая, О.Л. Демиденко, Е.К. Уварова. – Кострома: Адамант, 2017. – 390 с.
16. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития мыслительной деятельности у младших школьников на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
17. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования мышления в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
18. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения мыслительных нарушений в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
19. Назарова, Г.В., Чуркин, И.М. Основные концепции развития мыслительной деятельности в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
20. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение психолого-педагогического исследования: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
21. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Мыслительные нарушения у младших школьников [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
22. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Развитие мышления у младших школьников: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
23. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема формирования мышления школьников на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социальной психологии. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–140
24. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования мышления в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
25. Смирнов, Р.А., Кручинина, Т.А. Современные принципы классификации мыслительных операций как перспективное направление психологической деятельности в постсоветское время [Текст] / Р.А. Смирнов, Т.А. Кручинина // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и психологические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–26
26. Суркова, О.П. Развитие мышления на уроках в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
27. Тервинская, Я.В. Методы исследования мышления у младших школьников [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
28. Тихонова, Е.Г., Алексеева, А.П., Свердлова, Е.М. Особенности развития мыслительных операций младших школьников [Текст] / Е.Г. Тихонова, А.П. Алексеева, Е.М. Свердлова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–59
29. Уфимцева, М.А. Методики развития мышления [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
30. Федорчук, А.С., Захватова, Е.К., Оноприенко, М.И. Принципы исследования мышления младших школьников [Текст] / А.С. Федорчук, Е.К. Захватова, М.И. Оноприенко. – Тюмень: Азарт, 2015. – 360 с.
31. Широкова, М.И., Градиенко, С.В., Чечевинская, Н.Г. Мышление ребенка как объект научного исследования [Текст] / М.И. Широкова, С.В. Градиенко, Н.Г. Чечевинская. – Томск: Авантаж, 2020. – 650 с.
32. Чиркова, А.А., Полозова, Г.Е. Основы исследования функций и признаков мышления: современный аспект [Текст] / А.А. Чиркова, Г.Е. Полозова // Материалы научно-практической конференции «Психология и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–35
33. Явлинская, О.А., Рогатина, С.С., Мануйлова, И.М. Принципы исследования мышления детей: история и современное состояние [Текст] / О.А. Явлинская, С.С. Рогатина, И.М. Мануйлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 9. – С. 90–98
34. Яковлева, И.М. Психические процессы [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.