Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правонарушение – это понятие широкое. Им можно обозначить достаточно обширный круг деяний. Преступление – это тоже правонарушение по своим главным признакам. Однако значительно отличается тем, что представляет наибольшую опасность для общественных отношений. В зависимости от того, какой отраслью права регулируются те или иные отношения, противоправное деяние можно квалифицировать или как административное правонарушение, или же как уголовное преступление.
Часто на практике встречаются случаи, когда одно и то же деяние, может влечь как административную, так и уголовную ответственность, в зависимости от того, сколько раз оно было совершено и сколько раз виновное в нем лицо было привлечено к административной ответственности. Такие ситуации затрудняют правоприменительную деятельность.
Актуальность темы заключается в том, что в соответствии с главой 25 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности или оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности должен установить по материалам дела об административном правонарушении наличие оснований для привлечения к административной ответственности. Данное требование связано с оценкой надлежащей квалификации выявленного и зафиксированного материалами дела об административном правонарушении противоправного деяния.
Неправильная квалификация влечет обязанность суда дать надлежащую квалификацию административного правонарушения в целях решения вопроса о привлечении к ответственности либо отмены оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности. Поскольку никто не может быть привлечен к административной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом.
Целью данной работы является изучение особенностей квалификации административных правонарушений.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- отразить понятие административных правонарушений;
- раскрыть критерии разграничения административного правонарушения и преступления;
- изучить понятие квалификации административного правонарушения;
- рассмотреть проблемы, связанные с квалификацией административных правонарушений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при квалификации административных правонарушений.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, составляющие систему законодательного регулирования квалификацию административных правонарушений в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составила совокупность обще- и частно-научных методов познания. К категории общенаучных методов относятся: логический, системный поход, метод анализа и синтеза и т.д. К категории частно-научных методов следует отнести формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, статистический.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. Общая характеристика административных правонарушений
1.1. Понятие административного правонарушения
Если совершение противоправного поступка по своему характеру не влечет уголовной ответственности, наступает административная. Соответственно также как и основанием уголовной ответственности является совершение преступления, так и совершение административного правонарушение есть основание административной ответственности.
Изучая положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что административное правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Уже из определения понятия административного правонарушения видны теоритические его отличия от преступления. Во-первых, такой признак как присущ только преступлению, что и объясняет его отнесение к нормам Уголовного кодекса, более жесткого закона Российской Федерации. И второе отличие заключается в том, что в отличие от преступления, административное правонарушение имеет своим субъектов не только физическое, но и юридическое лицо. Немаловажной особенностью является регламентация административной ответственности законами субъектов Российской Федерации. В Курганской области, например, это Закон Курганской области от 20 ноября 1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области». Уголовный же закон в нашей стране только один – Уголовный кодекс Российской Федерации.
Так же, как и в уголовном праве, противоправное деяние здесь имеет два варианта – действие или бездействие, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. К примеру, повреждение электрических сетей и непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
Из определения понятия «административное правонарушение» вытекают три его признака, как говорилось ранее. Это противоправность, виновность, наказуемость.
Деяние будет являться только тогда административным правонарушением, когда противоречит нормам законодательства. Не являющееся противоправным деяние не влечет административной ответственности. Примечательно то, что административное право охраняет отношения в различных областях: финансовой, трудовой и т.п.
Как и преступление, административное правонарушение может быть умышленным, если в момент его совершения нарушитель отдавал себе отчет в поступках, осознавал, что и для чего он делает, к чему это приведет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ч.1. – Ст.1.
2. Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018 г.) // Российская газета. – 1993. – №84. – С. 2-3.
3. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 3200.
4. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 23.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 24. – Ст. 3015.
5. Закон Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области (ред. от 27.05.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 49. – Ст. 2213.
Научная и учебная литература
6. Абдулазизова П.Г. Административное право / П.Г. Абдулазизова. – Махачкала, 2017. – 357 с.
7. Букша Н.Ю. Субъективная сторона административного правонарушения / Н.Ю. Букша // Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – №12. – С. 68-73.
8. Кобец П.Н. Об актуальности противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений / П.Н. Кобец // Административное право и процесс. – 2020. – № 1. – С. 39-42.
9. Нактанов К.К. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике / К.К. Нактанов // Вестник калмыцкого университета. – 2019. – № 1. – С. 14-17.
10. Никитин А.С. Административное правонарушение: сущность противоправности: монография / А.С. Никитин. – М.: Право, 2016. – 870 с.
11. Россинский Б.В. Административное право / Б.В. Россинский. – М.: Норма, 2018. – 658 с.
12. Саидахмедова Г. Р. Понятие административного правонарушения и его состав / Г.Р. Саидахмедова // Молодой ученый. – 2020. – № 28 (318). – С. 188-189.
13. Трофимов М.В. Актуальные проблемы правового регулирования административно-процессуальной деятельности пограничных органов / М.В. Трофимов // Административное право и процесс. – 2019. – № 2. – С. 64-70.
14. Шавырина А.С. Вопросы соотношения преступлений и смежных административных правонарушений / А.С. Шавырина // Пробелы в Российском законодательстве. – 2020. – № 1. – С. 256-263.
Авторефераты и диссертации
15. Герман Е.С. Административно-процессуальный статус физического лица – участника производства по делам об административных правонарушениях: дисс. канд. юрид. наук / Е.С. Герман. – Челябинск, 2014. – 192 с.
16. Дорохин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: дисс. канд. юрид. наук / В.В. Дорохин. – М., 2005. – 168 с.
17. Жаворонков О.Н. Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей: дисс. канд. юр. наук / О.Н. Жаворонков. – Рязань, 2015. – 280 с.
Судебная практика
18. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью... и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 10. Ст. 1087.
19. Постановление Кетовского районного суда от 28 февраля 2014 г. по делу № 5-6/2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 13.11.2020).
20. Приговор Кетовского районного суда от 22 декабря 2010 г. по делу № 1-236/10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 13.11.2020).