Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется продолжающимися протестами против результатов президентских выборов в Республике Беларусь. Масштабы протестного движения, охватившего все крупные города страны, стали неожиданными как для политического руководства Беларуси, так и для многих наблюдателей.
Еще одной неожиданностью, вызывающей повышенный интерес, является продолжительность протестного движения. Более чем за три месяца правящему режиму не удалось ликвидировать уличные протесты, хотя постепенно их накал утихает.
В этой связи актуальность представляет освещение средствами массовой информации протестов в Беларуси. С учетом их влияния и возможностей по формированию общественного мнения анализ того, каким образом белорусские СМИ освещают события в стране, представляет собой научно-исследовательский и практический интерес.
Особое значение роль СМИ обретает в свете развития электронных медиа и социальных сетей, и платформ, что привело к резкому росту обсуждения социальных вопросов самого разного уровня. Ускорение информационных процессов и новые возможности обратной связи стали новыми импульсами бурного развития журналистики нового типа.
Объектом исследования является СМИ Беларуси.
Предметом исследования – освещение белорусскими СМИ протестов в стране.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод анализа и синтеза.
Целью исследования является рассмотрение особенностей освещения протестов в Беларуси в СМИ страны.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть роль СМИ в социально-политических процессах;
2) охарактеризовать развитие журналистики в Беларуси в контексте политических процессов в стране;
3) проанализировать особенности освещения протестов в государственных печатных и электронных СМИ Беларуси;
4) определить специфику освещения протестов в интернет-СМИ Беларуси;
5) выявить тенденции развития современной журналистики в Беларуси в свете освещения протестных выступлений.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
ГЛАВА 1 СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
1.1 Роль средств массовой информации в социально-политических процессах
Современные СМИ обладают возможностями, которые позволяют влиять и формировать общественное мнение. Технологический прогресс, появление онлайн-коммуникаций, социальных сетей еще более усилило эти возможности.
Стремительное расширение технологических возможностей и роли СМИ приводит не только к расширению их потенциала влияния, но и к изменениям методов формирования влияния в социально-политических процессах. В частности, усиливается возможность влияния посредством внушения. «Внушение - это такой способ воздействия, когда объект воздействия пассивно усваивает информацию и воспринимает все идеи без обдумывания, без критического осмысления. Эффект внушения зависит от степени доверия к субъекту внушения» .
Метод заражения задействует эмоциональные моменты, возникающие под влиянием личного примера авторитетного деятеля политики или социальной среды. Наиболее эффективен этот метод при возникновении каких-либо панических настроений.
Подражание основано на стереотипах поведения, оно может стать произвольным и непроизвольным, это важнейший из механизмов социализации, позволяющий формировать ценностные и поведенческие установки.
Метод убеждения формируется на основе определенных идей и фактов, которые определяют отношение человека к тем или иным социально-политическим процессам .
К настоящему времени социально-политическое манипулирование стало общим местом, когда речь идет о средствах массовой информации. Глобальные исследования показывают, что манипулирование СМИ становится все сильнее, поскольку все большее число правительств и политических партий используют алгоритмы взаимодействия традиционных и электронных медиа, автоматизацию и большие данные для манипулирования общественным мнением в огромных масштабах, что имеет крайне тревожные последствия для общества.
Так исследование Оксфордского интернет-института показало, что пропаганда и манипуляции в СМИ и социальных сетях получили широкое распространение в последние годы - в настоящее время рост отмечен более чем в два раза по сравнению с двумя годами ранее. Исследование показывает, что распространение фейковых - фальшивых новостей и ложных рассказов стало усилилось настолько, что его стали называть новым веянием благодаря глобальному охвату медиа и социальных сетей.
Манипулирование и пропаганда всегда были частью политического дискурса. Но современный этап обуславливает глубокие и широкомасштабные масштабы этих кампаний, которые вызывают к жизни все новые тренды. Исследователи продолжают называть глобальное использование инструментов и методов пропаганды «критической угрозой» информационной и национальной безопасности.
Использование пропаганды для формирования общественного мнения с помощью социальных сетей стало широко распространенным явлением, выходящим далеко за рамки действий нескольких акторов или, как ранее, традиционных печатных медиа.
В информационной среде, характеризующейся большими объемами информации и ограниченными уровнями внимания и доверия пользователей, инструменты и методы пропаганды становятся общей и, возможно, важной частью цифровой кампании и публичной дипломатии.
Организованные кампании по манипулированию, по данным на 2019 год, распространены в 70 странах мира, рост более чем в два раза. Методы, которые, как обнаружили исследователи, используются правительствами и политическими партиями для распространения политической пропаганды, включают использование ботов для усиления высказываний или других форм манипулирования контентом; незаконный сбор данных или микро-таргетинг; и использование армий «троллей» для запугивания или преследования политических диссидентов или журналистов в Интернете .
Так, в исследовании Оксфордского интернет-института проанализированы 70 стран мира, в том числе Россия, США, Великобритания, Германия, Китай, Индия, Пакистан, Кения, Руанда, Южная Африка, Аргентина, Бразилия и Австралия.
Выявлено, что 87% стран использовали человеческие учетные записи. 80% стран использовали учетные записи ботов. 11% стран использовали учетные записи роботов. 7% стран использовали взломанные или украденные учетные записи.
52 страны использовали дезинформацию и манипулирование средствами массовой информации, чтобы ввести пользователей в заблуждение. 47 стран использовали спонсируемых государством троллей для нападок на политических оппонентов или активистов в 2019 году по сравнению с 27 странами в 2018 году .
Несмотря на рост числа субъектов манипулирования во всем мире, которые используют потенциал медиа и социальных сетей, чтобы влиять на отношение общественности или принятие политических решений, в том числе на выборах, альтернативы доступа к информации и способности граждан объединяться для обсуждения, обсуждения, обсуждения, сопереживания и уступок, нет.
Риск, что манипулирование «заглушит» высококачественную информацию, есть, но свободная пресса является неотъемлемым условием развития демократии. Между тем, регулирования социальных сетей и / или использования выявления недостоверной информации или манипулирования в политических целях просто не существует. Так что нет никаких серьезных проверок манипуляций с избирателями.
Законодатели не поспевают за технологическими временами. Но использование методов пропаганды в сочетании с технологическим надзором обеспечивает недобросовестным акторам преимущества до тех пор, пока они не оказались пойманными.
В целом, средства массовой информации играют центральную роль в информировании общественности о том, что происходит в мире, особенно в тех областях, в которых аудитория не обладает прямыми знаниями или опытом. Существуют взаимосвязи между негативным освещением в СМИ ужесточением отношения к освещаемой проблеме, будь то государство или люди с ограниченными способностями.
Средства массовой информации также строго ограничивают информацию, с помощью которой аудитория понимает эти проблемы, и альтернативные решения политических проблем эффективно исключаются из публичных дискуссий в случае политического манипулирования.
Освещение в СМИ может ограничивать понимание возможностей социальных изменений. Так, средства массовой информации создали неопределенность вокруг проблемы климатических изменений, и это привело к разъединению в отношении возможных изменений в поведении государств и граждан .
За последние десятилетия роль СМИ в политическом процессе изменилась. От в основном довольно пассивного конвейера сообщений политическому деятелю к самостоятельной и активной роли. Как предполагает большое количество экспертов, средства массовой информации в настоящее время принимают активное участие в публичном представительстве политики путем формирования повестки дня политического дискурса и внесения своего вклада в политические разногласия .
Некоторые авторы даже утверждают, что растущее доминирование СМИ привело к появлению нового типа демократии - «медиа-демократии» - где логика работы СМИ все больше «колонизирует» политический процесс, так что политические институты, по крайней мере, до некоторой степени, теряют контроль над политическими процессами.
Большая часть существующей литературы о политическом влиянии СМИ в современной демократии сосредоточена на двух больших областях исследования: влияние СМИ на отношение граждан и их участие, и влияние на избирательные кампании как реакция политических партий на изменение избирательной среды. Однако остается открытым вопрос, являются ли эти изменения в политических коммуникациях публичными представлениями или идет ли динамика массовой коммуникации дальше, чтобы также влиять на сущность принятия политических решений.
Другими словами, влияют ли СМИ на процесс и содержание государственной политики? Этот аспект роли СМИ в политике появился совсем недавно. Существующая литература, основанная на различных тематических исследованиях, дает довольно смешанную картину с некоторыми случаями, когда политические решения были приняты без какого-либо вмешательства со стороны СМИ и других, где освещение в СМИ оказало значительное влияние на итоги политического процесса .
Исследования в области международной политики подтверждают эти наблюдения. Начиная с XXI века стало расти осознание меняющейся роли СМИ в международных конфликтах. Роль СМИ во внешней политике обусловлена новыми коммуникационными технологиями и дальнейшей коммерциализацией, и глобализацией медиаиндустрии.