Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из современных требований при проведении уроков по физической культуре и здоровью является использование музыкального сопровождения. В настоящее время трудно представить себе занятия физической культурой без музыки. Воздействие музыки многогранно. Музыка содействует эстетическому воспитанию, формированию положительных эмоций, повышает культуру движений и работоспособность организма.
Музыкальное сопровождение широко используется в дошкольных учреждениях, в школах, вузах, в гимнастических видах спорта, в фитнес центрах. В последнее время музыкальное сопровождение также используется в учебно-тренировочных занятиях не только в гимнастических видах, но и в видах спорта не связанных с гимнастикой.
Трудно представить себе гимнастическое выступление и физкультурно-оздоровительные мероприятия без музыкального сопровождения. В процессе занятий гимнастикой формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки. Одна из наиболее важных задач гимнастики – овладение спортивным мастерством. Отличительная особенность гимнастики от других видов спорта – эмоциональность и выразительность движений, непосредственная связь с музыкой и элементами хореографии.
Выразительность движений является одним из критериев, который позволяет спортсменке выделиться и добиться высоких результатов в соревновательной деятельности, поэтому судьи отдают предпочтение тем гимнасткам, которые в борьбе, при равном техническом исполнении оказались более выразительными и эмоциональными.
Поэтому необходимо уделять внимание развитию выразительности движений уже на начальных этапах подготовки спортсменок, так как именно эмоциональность и выразительность движений могут оказаться решающим фактором в определении победителя, особенно на соревнованиях международного уровня.
Использование музыкального сопровождения в тренировочном процессе обеспечивает психологическую разгрузку, в результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, является спокойствие, чувство защищенности.
Цель данного исследования: изучение применения музыкального сопровождения на занятиях по гимнастике в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературы; педагогические наблюдения; контрольно-педагогическое тестирование; педагогический эксперимент.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Провести анализ литературы по теме исследования;
• Выявить необходимость использования музыкального сопровождения на занятиях по гимнастике в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – воздействие музыкального сопровождения на физическое развитие детей школьного возраста.
Предмет исследования - музыка как средство активизации учебной деятельности детей школьного возраста на уроках физической культуры.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
Музыкально - ритмическое воспитание прочно вошло в систему физического воспитания детей. Музыка в художественной гимнастике выполняет ряд специальных функций:·благодаря музыке художественная гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий гимнастки знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки.
Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный вкус. Музыка помогает развить другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитания чувства красоты движения, культуры поведения; музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности; музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления. Она создаёт благоприятное влияние упражнений на организм занимающихся, создавая условия для оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Музыка содействует формированию у учащихся способности выполнять сложные упражнения, связанные с разнообразными степенями мышечных напряжений, различными темпами и ритмами движений, что необходимо для овладения техникой художественной гимнастики, а также воспитанию понимания музыки и любви к ней, развитию музыкального слуха и умению передавать свои музыкальные восприятия в движениях. При создании композиций индивидуальных и групповых упражнений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения. Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности спортсменки, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения.
Музыкально - ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение гимнастками групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твёрдый регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально - ритмического воспитания.
Музыка на занятиях является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения. Музыкальный ритм, помимо временных соотношений звуков, т.е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в её динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательность и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным.
Гимнастика тесно связана с музыкой самым непосредственным образом. Но, если музыка может восприниматься самостоятельно, то художественная гимнастика не может существовать без музыки. Музыкальное сопровождение в художественной гимнастике обязательно и имеет большое значение, т.к. способствует повышению эмоционального тонуса и делает этот вид спорта особенно привлекательным.
Значение музыки на занятиях художественной гимнастики велико. Она не только помогает определить и сохранить скорость и ритм, в котором следует выполнять упражнения, а также подсказывает характер выполняемого движения. Нежная и протяжная музыка передается таким же нежным и слитным движением тела, рук, выражением лица. Энергичная и радостная передается движениями сильными и бодрыми. Когда характер музыки и характер движения одинаковы, то есть выражают одно и то же чувство, мы говорим, что это движение музыкально. Музыка всегда создает настроение, вызывает желание двигаться. Занятия с музыкой на тренировках по художественной гимнастике не только более интересны, но и необходимы. Умение распределять движения под музыку не простая задача, поэтому без музыкального сопровождения на тренировках не обойтись, т.к. это еще и целенаправленное музыкальное воспитание. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает гимнасток понимать соответствие между характером музыки и характером движения.
Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух, чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой и в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. На тренировках я использую два метода музыкального сопровождения: импровизированный и программный.
Импровизированный метод требует от концертмейстера умения по ходу занятия находить нужный аккомпанемент, импровизируя в зависимости от характера движений. Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не исключают друг друга.
Для музыкального сопровождения учебно-тренировочных занятий используют классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современную музыку, исполненную на музыкальном инструменте или в записи под магнитофон.
Можно выделить две основные группы движений, применяемых в художественной гимнастике, и соответственно им типы музыкального размера. Одна группа объединяет упражнения, имеющие закругленную
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверкович, Э. П. Композиция упражнений в художественной гимнастике : метод. рекомендации / Э. П. Аверкович. – М. : ВНИИФК, 1989. – 17 с.
2. Бирюк, Е. В. Хореографическая подготовка в спорте : метод. рекомендации / Е. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова. – Киев : КГИФК, 1990. – 20 с.
3. Варшавская, Р. А. Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Р. А. Варшавская. – Л., 1946. – 130 с.
4. Вербова, З. Искусство произвольных упражнений / З. Вербова. – М. : Физкультура и спорт, 1967. – 85 с.
5. Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание в 1–4 классах общеобразовательной школы / Е.Н.Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина; под ред. Е.Н. Ворсина. – Минск: ПКИП «Асар», 1995. – 176 с.
6. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. – М. : Высш. шк., 1985. – 384 с.
7. Карпенко, Л. А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики : учеб.-метод. пособие / Л. А. Карпенко. – СПб. : СПбГАФК, 2002. – 40 с.
8. Карпенко, Л. А. О выразительности в гимнастике / Л. А. Карпенко, О. Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Л. П. Орлова / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2001. – С. 74–77.
9. Кривцун, В.П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий: курс лекций / В.П. Кривцун, Л.Н. КривцунЛевшина. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 2014.
10. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 176 с.
11. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории : уч.пособие для студентов пед.ин-тов и учащихся пед. училищ / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Просвещение, 1991. – С 50–56.
12. Нестерова, Т. В. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике / Т. В. Нестерова, О. А. Богорад // Информационно-аналитический бюллетень по актуальным проблемам физической культуры и спорта / сост.: Т. Д. Полякова, И. В. Усенко. – Минск, 2011. – № 10 : Гимнастика. – С. 236–243.
13. Приставкина, М. В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины : метод. рекомендации / М. В. Приставкина. – Смоленск : СГИФК, 1987. – 13 с.
14. Сайкина, Р.М. Кадыров. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 107 с.
15. Смирнова, Ю.В. Музыкальное сопровождение в занятиях физической культурой: учеб.-метод. пособие / Ю.В. Смирнова, Е.Г.
16. Шишманова, Ж. Большой путь / Ж. Шишманова. – М. : ФиС, 1980. – 88 с.