Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что за годы реформ, проведенных на территории России, не удалось создать эффективной системы финансового контроля и регулирования. В связи с этим актуальными являются вопросы, связанные с формированием в нашей стране эффективного финансового контроля, который бы функционировал как целостная система, при этом, исключив негативное влияние сугубо ведомственного подхода. Ведь на сегодня одним из главных недостатков действующей системы финансового контроля в России есть ее содержательная и организационная раздробленность на отдельные изолированные звенья, отсутствие единой методологической базы и технологии осуществление государственного финансового контроля, совместного информационного пространства контрольных органов. В то же время наблюдается дублирование деятельности различных контролирующих органов.
Сейчас недостаточно налажено сотрудничество органов ведомственного и независимого финансового контроля, координация их действий. Вместе с тем, деятельность органов финансового контроля усложняется и вследствие несовершенства и противоречивости действующего законодательства и нормативно-правовых актов, которые позволяют по-разному трактовать и расценивать финансовые операции, показатели хозяйственной и бюджетной деятельности, а также слишком низкого уровня надлежащего предыдущего и текущего контроля как со стороны органов управления, так и распорядителей бюджетных средств всех уровней.
Проблемы финансового контроля исследовали многие известные отечественных и зарубежных ученых. Рекомендации и научные разработки по их теоретическому и практическому решению осветили в своих научных трудах такие ученые, как: Базась М. Ф., Василик А. Д., Вознесенский Е. А., Савченко Л. А., Стефонюк И. Б. и другие. В этих публикациях предоставлено определенные экономические категории, связанные с данной темой, проблемные аспекты классификации видов финансового контроля и тому подобное.
Существование указанных проблем является прямым следствием непонимания представителями государственных органов содержательного наполнения понятия «финансовый контроль», его функций, а также элементов системы данной категории (предмет, объект, субъект).
Объектом исследования выступает финансовый контроль как институт финансового права.
Предметом - действующее законодательство России, а также доктринальные работы по очерченной проблематике.
Целью работы является анализ природы и особенностей финансового контроля, и формулирование теоретических выводов по очерченной проблематике.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи работы:
1. Определить сущность и особенности финансового контроля.
2. Изучить основные виды финансового контроля.
3. Охарактеризовать основные методы осуществления финансового контроля в России.
4. Рассмотреть повышение роли финансового контроля на современном этапе развития экономики.
Исследованием института финансового контроля занимались: В. Б. Аверьянов, А. Ф. Андрийко, А. И. Берлач, Ю. П. Битяк, Л. К. Воронова, И. П. Голосниченко, Р. А. Калюжный, С. В. Кивалов, В. В. Копейчиков, П. С. Пацюркивский, М. И. Камлик и др.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования финансового контроля
1.1 Понятие финансового контроля
Термин «финансовый контроль» тесно связан с такими понятиями, как «финансы» и «контроль», поэтому для выяснения сущности самого финансового контроля нужно определить сущность этих понятий и раскрыть их функции.
Финансы являются юридической и экономической категорией, поскольку они существуют в рамках юридических и экономических отношений. Использование финансовых ресурсов невозможно без обеспечения реализации внутренних и внешних функций государства. Формируясь в сфере материального производства, основная масса денежных доходов со временем немного трансформируется, преобразуется, движется в пределах различных правовых режимов.
Наличие финансов объективно связано с потребностью изъятия, формирование и распределение государством части совокупного общественного продукта. Этим определено и назначение финансов – распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в денежной форме.
Особенности финансов определяют несколькими положениями:
1. Финансы тесно связаны с природой и функциями государства, определены ее формами и задачами государственного развития на конкретном этапе.
2. Финансы составляют специфические, однородные отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
3. Финансы неразрывно связаны с существованием товарно-денежных отношений.
4. Финансы связаны с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта.
В научной литературе, нормативных актах употребляются различные термины: «финансы», «частные финансы», «государственные финансы», «финансы органов местного самоуправления», «публичные финансы».
Последние четыре являются производными от комплексного, общего понятия «финансы». Довольно часто эти термины отождествляют, что не способствует пониманию сущности понятия финансов.
Например, Б. М. Сабанти считает, что финансы - это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций, Л. А. Дробозина определяет финансы, как экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных средств с целью выполнения функций и задач государства, обеспечения расширенного воспроизводства . Такое же определение находим в пособии «Теория финансов» под общей редакцией А. Д. Василик. Юристы-финансисты в своих трудах, учебниках и пособиях категорию «финансы» трактуют как отношения, регулирующие формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Новому подходу к определению понятия «финансы» и термина «финансовый контроль» способствует их связь с предметом финансового права и исследования учеными категории «публичность». Следует отметить, что предметом финансового публично-правового регулирования является не финансы как совокупность всех средств в государстве, а только публичные финансы, то есть те, владельцем которых является государство и территориальные общины.
А. А. Нечай, уделяя внимание проблемам правового регулирования публичных финансов, отмечает, что публичные финансы – это совокупность отношений, которые связаны с удовлетворением всех видов публичного интереса и возникают в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования публичных фондов средств и осуществления контроля за этим процессом, которые регулируются путем установления властных предписаний государства или органов местного самоуправления.
Публичный характер имеет и финансовый контроль, организация и осуществление которого урегулированы нормами финансового права. Академик Л. К. Воронова, обращаясь к категории «публичность», в определении финансового контроля (а именно: «регламентирована правовыми нормами деятельность государственных и муниципальных и иных публичных органов с проверки своевременности и точности планирования, обоснованности и полноты поступления средств в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования») употребляет термин «иные публичные органы», то есть также указывает на его публичный характер .
Связь публичных финансов с финансовым контролем в определенной степени можно проследить через выяснение и раскрытие их общественного назначения, то есть функций, которые они выполняют.
Ученые по-разному подходят к классификации функций финансов. В большинстве случаев в научной и учебной литературе выделяют следующие функции финансов, как: распределительная, контрольная, стабилизирующая и регулирующая. Однако вопрос о существовании этих функций остается дискуссионным. Одни ученые указывают на существование указанных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография / Л. Л. Арзуманова / под. ред. Е. Ю. Грачевой. – М.: Проспект, 2011. – 144 с.
2. Алисов Е. А. Финансовое право: учебник / Е. А. Алисов, Л. К. Воронова, С. Т. Кадькаленко и др. – X.: Консум, 2018. – 241 с.
3. Ефимова Т. А. Принципы контроля в новой экономике: необходимость применения / Т. А. Ефимова // Вестник государственного технологического университета. Серия: экономические науки. – 2019. - №2. – С.21-24.
4. Жернаков Н. Финансовый контроль: сущность, субъекты, их права и обязанности / Н. Жернаков // Предпринимательство, хозяйство и право. – 2016. – № 3. - С. 64-65.
5. Калюга Е. В. Финансово-хозяйственный контроль в системе управления: монография / Е. В. Калюга. – М.: Эльга, 2012. – 320 с.
6. Каленский М. М. Совершенствование финансового контроля за расходованием бюджетных средств / М. М. Каленский // Финансы России. – 2019. – С. 65.
7. Калюга Е.В. Современное состояние ведомственного контроля и пути его реформирования / Е.В. Калюга // Вестник налоговой службы. – 2017. - №20. - С. 25-30.
8. Крамаровский Л.М. Ревизия и контроль: Учебник для вузов / Л. М. Крамаровский. - 4 - е изд., переработка. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 299 с.
9. Кириленко О. П. финансы (теория и практика): учебное пособие // А. П. Кириленко. – М.: Экономическая мысль, 2016. – 243 с.
10. Малеин Н. С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль / Н. С. Малеин. – М.: Наука, 2014. – 120 с.
11. Румянцев А. В. Финансовый контроль: Курс лекций / А. В. Румянцев. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2013. – 144 с.
12. Сабанти Б. М. Теория финансов: учеб. пособие / Б. М. Сабанти. – 2-е изд. – М.: Менеджер, 2014. – 159 с.
13. Сомоев Р. Г. Задачи, формы и методы финансового контроля. / Финансы, денежный оборот и кредит: Учебник // Под ред. М. В. Романовского, А. В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2015. – 543 с.
14. Теория финансов: учеб. пособие / Под ред. А. Д. Василик. – М.: Центр уч. литературы, 2015. – 207 с.
15. Шохин С. А. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: науч.-метод. пособие / С. А. Шохин, Л. И. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 167 с.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов // под ред Дробозиной Л. А. – Москва: ЮНИТИ, 2013. – 479 с.
17. Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, 2018. – 236 с.