Фрагмент для ознакомления
2
Дополнительное пенсионное обеспечение - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, обеспечивающих в дополнение к государственному пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Термин «дополнительное пенсионное обеспечение» широко используется в практике и литературе. Нуждается в однозначной трактовке, которая на сегодняшний день отсутствует.
Видами дополнительного пенсионного обеспечения являются:
1) дополнительное ежемесячное материальное обеспечение;
2) ежемесячные доплаты к пенсиям;
3) региональные пенсии;
4) муниципальные пенсии;
5) корпоративные пенсии;
6) негосударственные пенсии;
7) срочная пенсионная выплата (другие выплаты в соответствующей части по Федеральному закону « порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»).
Правовая подсистема состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, уставов, коллективных договоров, локальных актов организаций, актов негосударственных пенсионных фондов.
1.2. Лица, имеющие право на дополнительное пенсионное и материальное обеспечение
Дополнительное пенсионное обеспечение - один из отделов пенсионной системы, который реализуется наравне с государственной системой пенсионного обеспечения в виде дополнительных профессиональных пенсионных систем самостоятельных предприятий, областей экономики или территорий, либо в виде персонального пенсионного страхования граждан [6, с. 54].
Согласно указу № 363, правом на установление этой денежной доплаты обладают:
Ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ) и люди, получившие инвалидность в ходе участия в ее боевых действиях.
Люди, которые приобрели инвалидность в ходе боевых действий.
Люди, имеющие государственные боевые награды СССР.
Военные, состоявшие на службе в учреждениях, не числившихся в составе основной армии.
Вдовствующие жены военных людей, которые погибли во время ВОВ, Финских вооруженных столкновений и боевых конфронтаций с Японской Империей.
Вдовствующие жены инвалидов ВОВ.
Люди, пережившие блокаду Ленинграда.
В список обладающих правом на присвоение добавленной финансовой платы относятся следующие люди:
Герои СССР и РФ;
Люди, имеющие орден Ленина;
Люди, награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» любой из существующих степеней;
Люди, которым трижды присвоен орден Славы;
Обладатели Госпремии СССР, Российской Федерации и Ленина;
Люди, обладающие орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех существующих степеней;
Победители Олимпийских и Паралимпийских игр [9, с. 18].
Сумма официальной надбавки была утверждена в 2005 г. и с тех пор остается неизменной. Получать 1000 рублей могут такие категории людей как:
инвалиды ВОВ и ветераны;
не достигшие совершеннолетия, пленники, пережившие пребывание в концлагерях.
Правом получить 500 рублей владеют:
военные, которые состояли на госслужбе во времена Великой Отечественной войны в организациях, не числившихся в составе основной армии;
вдовствующие жены военных, которые погибли в ходе Великой Отечественной, мужчин, получивших инвалидность в ходе нее, скончавшихся позднее, Финской и Японской войн;
люди, пережившие блокаду Ленинграда;
заключенные концлагерей, которые были взрослыми на момент пребывания там.
Благодаря тому, что согласно указам 2005 г., выплаты денежной помощи назначались по документам, хранящимся в архиве Пенсионного фонда, специального заявления предоставлять не нужно, доплата присваивается автоматически.
Людям, имеющим право получать доплату, но которым она не установлена, нужно подать заявку в местное отделение ПФР, с просьбой о её назначении.
Граждане России, постоянно проживающие за границей, но обладающие правом на присвоение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, тоже могут принести свою заявку в ПФ для назначения им допвыплат.
Получение надбавки осуществимо, только если человек подходит под критерии, описанные в соответствующем президентском указе.
По достижению определенного возраста граждане вправе оформить один из предусмотренных федеральным законодательством видов пенсионных выплат. В зависимости от условий назначения того или иного вида, гражданину полагается страховая или социальная пенсия, величина которой определяется индивидуально. Кроме того законом предусмотрена доплата к пенсии.
Величина финансового обеспечения лица, вышедшего на пенсию, может включать следующие виды ежемесячных выплат:
Пенсия, назначенная в связи с достижением установленного возраста или наступлением определенных обстоятельств (например, страховая с учетом фиксированной выплаты, по инвалидности и другие виды).
Пенсия, назначенная на определенный срок (накопительная).
Дополнительное соцобеспечение пенсионера.
Ежемесячная выплата, заменяющая набор услуг социального характера.
Иные выплаты, предусмотренные на федеральном уровне и установленные субъектами РФ [7, с. 20].
Действующее законодательство утверждает, что размер ежемесячного содержания неработающего пенсионера не может быть ниже значения прожиточного минимума, установленного в РФ и конкретном субъекте страны.
Тем не менее, размер пенсий в отдельных регионах не всегда удовлетворяет требованиям закона, в связи с чем назначаются дополнительные выплаты. Они призванные довести содержание малоимущих представителей данной группы граждан до величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП).
Это означает, что при отсутствии дополнительного дохода от осуществления трудовой деятельности, гражданин, которому назначено ежемесячное содержание в связи с выходом на пенсию, вправе получить одну из следующих видов социальных доплат:
федеральную;
региональную.
Первая назначается пенсионерам, общая величина финансового обеспечения которых не достигает размера ПМП, установленного на территории субъекта РФ. При этом региональный ПМП ниже федерального значения.
Второй вид предусмотрен для лиц, содержание которых ниже ПМП в конкретном регионе, но сам минимум соответствует или превышает общероссийскую величину.
Другими словами, в регионах с низким уровнем жизни малоимущий будет получать федеральную доплату, а в субъектах с высоким уровнем – региональную.
Пример. По состоянию на текущий год размер ПМП, установленный на территории РФ, составляет 9311 рублей, а на региональном уровне в одном из субъектов страны он составляет 8163 рубля. Так как минимум в регионе ниже минимума по стране, неработающие пенсионеры, проживающие в данном субъекте и имеющие доход менее величины ПМП, имеют право на получение социальной доплаты.
Допустим, лицо получает ежемесячное содержание с учетом всех положенных ему выплат в размере 7100 рублей. А так как величина ПМП в рассматриваемом регионе не дотягивает до величины по стране, для этого субъекта устанавливается федеральная социальная доплата. В результате пенсионер, имеющий доход в 7100 рублей получает дополнительную выплату в размере 1063 рубля.
Расчет величины федеральной социальной доплаты в данном случае осуществляется следующим образом:
ПМП – ОМОП= ФСД (8163-7100=1063), где
ПМП – прожиточный минимум, установленный для рассматриваемой категории лиц конкретного субъекта страны;
ОМОП – совокупная величина материального обеспечения отдельно взятого пенсионера [11, с. 32].
Таким образом за счет средств ПФ РФ граждане, проживающие в отдельных субъектах страны и имеющие доход ниже ПМ, получают доплаты, позволяющие сравнять величину их материального обеспечения с величиной минимума. В тех же регионах, где величина ПМП выше величины по стране, допускается региональная доплата к пенсии. Такая доплата, например, назначается пенсионерам Москвы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - № 52 (часть I). - ст. 6965.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - ст. 4831.
4. Горшков А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2019. - 160 c.
5. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2017. - 276 c.
6. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2017. - № 7.
7. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2018. - 416 c.
8. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. - М.: Проспект, 2018. - 207 c.
9. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: моногр. / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2018. - 266 c.
10. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2017. - 476 c.
11. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2018. - 559 c.
12. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 608 c.
13. Право социального обеспечения. - М.: А-Приор, 2018. - 128 c.
14. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2018. - 576 c.
15. Сагандыков М.С. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект / М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. - выпуск 2.
16. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2018. - 352 c.
17. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2019. - 208 c.