Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Межгосударственные и региональные конфликты находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях происходящей трансформации системы международных отношений региональные процессы зачастую перетекают в форму вооруженного противостояния.
Вовлеченность в конфликты региональных и внерегиональных центров силы часто создает запутанное и многоуровневое переплетение интересов. В этой связи от того, каким образом возможно урегулировать вооруженные конфликты, зависит безопасность и стабильность в современном мире.
В этой связи крайне актуальным представляется изучение деятельности региональных и межгосударственных институтов по урегулированию вооруженных конфликтов.
Кроме того, интерес представляет и исследование проблем и перспектив развития международных институтов, их потенциала по урегулированию вооруженных конфликтов.
Цель работы заключается в анализе региональных и межгосударственных институтов конфликторазрешения в современном мире.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные концепции конфликтологии и теории международных отношений;
- охарактеризовать особенности формирования межгосударственных и региональных институтов в современном мире;
- определить основные институты и механизмы урегулирования конфликтов;
- выявить проблемы и тенденции развития конфликторазрешения в современном мире.
Объект исследования – региональные и межгосударственные институты.
Предмет исследования – деятельность региональных и межгосударственных институтов конфликторазрешения в современном мире.
Методологическая основа и методы исследования. При решении поставленных в работе задач используются общенаучные методы. К ним относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Также, методологической основой исследования послужили положения концепции политического реализма, теории региональных комплексов безопасности, а также разработки политической конфликтологии, прежде всего направленные на изучение типов так называемой гибридной войны.
Исследование основано на системных принципах, принципе историзма, сравнительном и других общенаучных методах. В работе использован междисциплинарный подход, в частности, на стыке международных отношений и политической конфликтологии.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Основные концепции конфликтологии и теории международных отношений в контексте конфликторазрешения
Основные подходы в рамках теории международных отношений включают в себя теории, которые основываются на двух базовых парадигмах: политический реализм и политический либерализм (идеализм). В конце 20 – начале 21 веков появляются концепции, претендующие альтернативное реализму и либерализму место в науке о международных отношениях.
Концептуальным подходом современных международных отношений является политический реализм. Как теоретическое направление он начал формироваться в 1930-1940-е годы. Основные положения попытался разработать британский дипломат и исследователь Э. Карр. Он подверг критике господствовавший между двумя мировыми войнами подход, согласно которому вооруженные конфликты можно предотвращать коллективными усилиями мирового сообщества, в том числе посредством Лиги наций .
Полноправным основоположником политического реализма считается Г. Моргентау . Он ссылается на историю и доказывает, что человеческой природе всегда присущи такие качества, как анархия, жажда власти, эгоизм. Человека изменить невозможно. Следовательно, требовать от международных отношений какой-либо эволюции, перехода от войн к вечному миру неправильно. Природа международных отношений так же, как и человеческая природа, анархична. В этой анархии доминирует право силы. Поэтому правила международных отношений определяют сильнейшие. К их числу относятся ведущие государства мира. Мировая политика развивается по их правилам. Они стремятся к увеличению власти и могущества. По этой причине войны неизбежны.
Надежды на международные и региональные организации, их способность обеспечить коллективную безопасность стран-участниц, являются неоправданными. Если полагаться не на свои силы, а на союзы, международное право, мировое общественное мнение, то это должно привести страну к неизбежному краху .
Идеи Г. Моргентау получили свое критическое развитие в работах К. Уолца . Он отметил такие особенности мировой политики после Второй мировой войны, как рост международных и региональных организаций, растущую взаимозависимость и влияние процессов глобализации. К. Уолц попытался выстроить системную теорию международных отношений. Взаимодействие акторов он рассматривает с учетом влияния международной структуры.
В то же время, считая баланс сил главным сдерживающим фактором, К. Уолц считал, что оружие массового поражения также будет сдерживать государства от нападения друг на друга .
Политическому реализму противопоставляется другая парадигма международных отношений – политический либерализм. Базовая идея этой парадигмы заключается в возможности построить такой мировой порядок, при котором отсутствуют войны, место конфликтов займет сотрудничество, общечеловеческие ценности вытеснят стремление к власти. Государство – это прежде всего продукт эволюции человека. Развитие не останавливается на появлении государств. Изменение природы международных отношений –естественный и неизбежный процесс, на который человек оказывает доминирующее влияние. Однако на Ближнем Востоке примеров подобной трансформации практически не заметно. Не являются в этой связи исключением и ирано-сирийские отношения.
Один из наиболее известных представителей современного политического либерализма президент США В. Вилсон после окончания Первой мировой войны выдвинул ряд принципов, которые, по его мнению, должны были предотвратить повторение глобального конфликта. Приоритет международного права, роль коллективной безопасности и вопросы разоружения должна была обеспечить первая универсальная международная организация – Лига Наций. Таким образом, создавался надгосударственный орган, который был призван оттеснить национальные государства на второй план в международной системе и стать прообразом мирового правительства.
Окончание «холодной войны» дало новые импульсы развитию либеральных идей. В частности, американский исследователь Ф. Фукуяма утверждал, что поражение тоталитарной идеологии означает окончательную победу либеральной демократии .
В противовес Ф. Фукуяме рассматривается теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона . Он полагал, что главные войны после «холодной войны» будут происходить между странами и народами разных цивилизаций.
Теория конструктивизма выступает дополнением к основным концепциям международных отношений. Анализ делается на попытках выявления социального контекста политического действия. Без учета норм, идентичностей, культуры пытаться понять политическое действие невозможно. Проблема войны и мира объясняется степенью близости культур, а не балансом сил .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абишева А. К. Иммануил Кант: о вечном мире. - https://articlekz.com/article/7982
2. Буханов В.А. Формирование внешнеэкономической концепции германского фашизма (1929-1933). - http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40882/1/balkan_1989_05.pdf
3. Панова В. Современные западные исследования международного конфликта. [Электронный текст] //Ж. Международные процессы. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015 - http://www.intertrends.ru/seven/005.html
4. Устав ООН. - https://www.un.org/ru/charter-united-nations/
5. Четырнадцать пунктов Вильсона, 8 января 1918 года. - http://www.doc20vek.ru/node/4019
6. Фукуяма Ф.Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. 592 с.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.
8. Andrew Beddow. Immanuel Kant and the Myth of Perpetual Peace. – National Interest (USA), August 28, 2017 - https://nationalinterest.org/feature/immanuel-kant-the-myth-perpetual-peace-22087
9. Heywood A. Politics. – London: Macmillan Foundations, 2013. 348 p.
10. Buzan B. and Waever O. Regions and Powers. The Structure of International Security.– Cambridge University Press, 2003.564 p.
11. Buzan B. People, States, and Fear. – Brighton: Wheatsheaf, 1983., - 253 p.
12. Frank G. Hoffman. Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. [Электронный ресурс]. //Potomac Institute for Policy Studies, Arlington, Virginia. December 2007. http://www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108.pdf
13. Carr E. The Twenty Years Crisis, 1919—1939: an Introduction to the Study of International Relations, London: Macmillan, 1939, revised edition, 1946. 243 p.
14. Deterring hybrid warfare: a chance for NATO and the EU to work together? [Электронный ресурс]. //- NATO Review, 2014. - https://www.nato.int/docu/review/2014/Also-in-2014/Deterring-hybrid-warfare/EN/index.htm
15. Hans Morgenthau and Kenneth Thompson, Politics Among Nations, 6th edition, New York: McGraw-Hill, 2005.752 р.
16. Handbook of Peace and Conflict Studies. Edited by C.Webel and J.Galtung, Routledge, 2007.P.227-248.
17. Handbook of Conflict Resolution. Edited by J.Bercovitch, V. Kremenyuk and W.Zartman.SAGE Publications, 2005.367 p.
18. Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice. Edited by M. Deutsch, P. Coleman, E. Marcus. Jossey-Bass 2 edition, 2006.P. 44-48.
19. Scott D. Sagan and Kenneth N. Waltz. The Spread of Nuclear Weapons: A Debate Renewed. –New-York: W.W. Norton, 2003. 220 р.
20. Waltz K. Theory of International Politics.New-York.McGraw-Hill. 1979. 251 р.
21. Comparison With The League of Nations. Worldmark Encyclopedia of Nations, 2007. - https://www.encyclopedia.com/history/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/comparison-league-nations