Фрагмент для ознакомления
2
Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
Как первичная форма общности людей семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начало. В этом смысле оная является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает такие духовные ценности, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. Вот почему семья является одним из ключевых понятий в гуманитарной области знания [14].
Холостова Е.И. дает следующее определение понятию семья: «Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу» [30].
Стоит отметить, что семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.
Кацнельсон Г.С. определяет семью, как «малую (первичную) группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост» [19].
Абраменкова В.В. дает следующее определение семьи: «семья – созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных» [1].
По определению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества:
– родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. А.И. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме [2].
Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [24].
Говоря о многодетной семье, хотелось бы почеркнуть, что в России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Все многодетные семьи могут быть распределены на следующие категории:
1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно- идеологическими позициями, традициями семьи). В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;
2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.
4. Опекунские семьи и с усыновленными детьми, многие семьи не имеют возможности сами иметь детей, но при желании они могут усыновить ребенка или оформить опекунство. Как правило, такие родители усыновляют сразу несколько детей.
5. Семьи, в которых многодетность носит случайный характер: когда вместо ожидаемого одного ребенка рождаются близнецы, либо когда ребенок появляется на свет из-за невозможности прибегнуть к средствам прерывания нежелательной беременности [25].
Следует отметить, что многодетные семьи можно типологизировать по признаку их социальной активности:
1. Супруги, обладающие следующими характеристиками: молодые неопытные родители, социально не адаптированные, нервные, не имеющие поддержки со стороны своих родителей, либо, наоборот, избалованные, безответственные;
2. Семьи работящие, имеющие крепкую материальную базу, спаянные, но избегающие внешних контактов. Проявляют общественную активность только в случае сильной материальной, деловой заинтересованности;
3. Социально очень активные семьи, зачинщики социальных инициатив. Являются ходатаями для многих семей в различных инстанциях, охотно делятся как социальным, так и педагогическим опытом. Многодетная семья далеко не однородна. В силу взаимодействия, спаянности, многообразия контактов между ее членами такая семья становится более самостоятельной, автономной ячейкой общества.
Категории многодетной семьи остаются спорным вопросом и, как мы видим, не имеет четкой квалификации, но мнения ученых не расходятся, а лишь дополняют друг друга. Рассмотрев предложенные нам типы многодетности можно отметить, что все категории вполне благополучны.
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим [14].
Особое внимание нужно уделять неблагополучной категории многодетности, такие родители не могут дать ребенку хорошего воспитания и обеспечить ему благоприятные условия для жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова // Научно-популярный журнал "Семья России". – 2006 – С.12.
2. Антонов, А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXIвека. М., 2000. 124 с.
3. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы / Э.М. Аседова // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2 / Под ред.З.М. Магомедовой. – Махачкала: ДГПУ, 2005 – С.36-38.
4. Бурилкина С.А., Корзухина Е.В. Комплексный подход в социальной работе с многодетными семьями // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – 2016 – С. 172-175.
5. Вершинин В. Многодетная семья в зеркале общественных интересов// Домашнее воспитание. – 2009 – №1.
6. Громцев Н.В. Технологии социальной работы с многодетной семьей// Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012 – №6. – С. 141-143.
7. Данные Всероссийской переписи населения по состоянию на 2010 год. URL: Официальны сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http.//www.wciom.ru (дата обращения 10.04.2019)
8. Интерактивный портал Министерства труда и занятости населения Оренбургской области. URL: http://szn.orb.ru/ (дата обращения 15.04.2019)
9. Кацнельсон Г.С. Социальная политика, направленная на поддержку семьи (федеральный и региональный уровни)// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2011 – №3. – С. 86
10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на территории Оренбургской области. План мероприятий по реализации первого этапа (2015 - 2018 годы) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.05.2019)
11. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.05.2019)
12. Корнеева, И.Л. Семейное право. М.: Юрайт., 2013. 145 с.
13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.:
14. Официальный сайт телеканала Russia Today (RT) URL: https://russian.rt.com (дата обращения 10.04.2019)
15. Официальный сайт Министерства здравоохранения Оренбургской области. URL: http://www.minzdrav.orb.ru/ (дата обращения 15.04.2019) 13.Официальный сайт Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. URL: http://minkult.orb.ru/ (дата обращения 15.04.2019)
16. Петровская, К.Ю. Кто решит проблемы современной российской семьи // Вопросы ювенальной юстиции.2016. № 6. 11 с.
17. Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX в.: историкосоциальный аспект / М.В. Рабжаева // Общественные науки и современность. – 2004 – №2. – С.166-176.
18. Рудык, О.И. Общественно-политические предпосылки реформирования брачного права в 20-е годы XX века // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1. 223 с.
19. Словарь по социальной педагогике / Под.ред. Л.В. Мардахаева. М.:
20. Смирнов, Н.В. Правовая природа последствий недействительного брака. 2017. № 4. 15 с.
21. Соколова, Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семь. Тенденции развития современной семьи. М., 1999. 297 с.
22. Тагаева, С.Н. К проблеме применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях // Семейное и жилищное право. 2018. № 5. 20 с.
23. Трофимец, И.А. Конституционные и отраслевые принципы института брака //Семейное и жилищное право. 2017. № 5. 12 с.
24. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социал. прогнозирования, ПИК ВИНИТИ.2005. 339 с.
25. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова, 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, – 2009 – 212 с.
26. Тюрина, Э. И. Социальная работа с семьей и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова, Е. А. Пенцова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2014 - 336 с.
27. Овчарова, Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2006 - 142 с.
28. Обмачевская, И. А. Проблемы социального обеспечения многодетной семьи / И. А. Обмачевская, А. С. Удодова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. статей по материалам LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(57). – М., 2015 –С. 49-54.
29. Кульков, В. М. Теоретические и структурные аспекты жилищной проблемы //Уровень жизни населения регионов России. – 2010 – № 10 – С. 21-27.
30. Иванова, А. А. Особенности воспитания детей в многодетной семье / А. А. Иванова // Концепт. – 2016 – Т. 11 – С. 2816–2820.