Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном языкознании существует много аспектов изучения языка. Как следствие — парадигмальность и приоритетности антропоцентрической, функциональной, когнитивной, прагматической, текстоцентрической и других парадигм, рассматриваемых в работах В.М. Алпатова, А.В. Кибрик, Е.С. Кубрякова, В.И. Шаховского и других ученых. Тем не менее, от этого не должны гаснуть другие известные парадигмы, появившиеся ранее, в особенности те, что связаны с изучением структуры синтаксических единиц (прежде всего предложений). В настоящее время новое не просто отрицает старое, а осмысливает по ходу изучения объект по-новому. Например, новые парадигмы все больше обнаруживают сложность строения предложения, дифференцируя многоаспектность изучения этой проблемы.
В связи с вышесказанным, больше внимания обращается на недостаточную изученность осложненного предложения. Само это понятие стало известно лишь в середине XIX века, принималось далеко не всеми авторами (к примеру, ни одна из академических грамматик современного литературного языка до сих пор не приняла эту категорию). Обычно лингвисты рассматривают лишь отдельные осложняющие члены предложения. Строгой научной теории, которая бы охватывала эти образование и предложения с образованиями, в науке до сих пор нет. В связи с этим, под осложненным предложением принято понимать предложения с непоследовательно выделяемыми видами осложняющих членов. До сих пор нет признаков, которые объединяют такие образование и структурируют предложения с ними.
Во второй половине ХХ века были предприняты первые попытки разграничивать осложнение по группам:
- структурное осложнение;
- семантическое осложнение;
- коммуникативное осложнение.
Их рассматривали в отдельности друг от друга.
Основательную попытку обобщить недостатки в изучении осложненного предложения, наметить программу дальнейшего изучения этих предложений предпринял в ряде работ Г.Н. Манаенко. Он считал, что разные виды осложнения нужно рассматривать не отдельно, а под углом выражаемой ими информации, строя классификацию осложняющих категорий, беря за основу:
- качества информации;
- способы выражения;
- иллокутивность материала.
Ученый подчеркивал коммуникативный характер осложнения, обращенность осложняющих категорий к тексту.
Несмотря на всю привлекательность такого подхода, которая предполагает ряд исследований, нельзя отрицать и другие подходы к изучению осложняющих категорий, которые взяты как месте, так и в отдельных аспектах. Особенно важно рассмотреть осложняющие образования под углом отношения их к предикативности. Именно она позволяет конституировать простое и сложное предложения, образовывать семантические структуры, образовывать грамматическую основу коммуникативной парадигмы предложения.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью обособленных конструкций.
Заметим, что данный феномен русского языка вызывает огромный интерес у многих исследователей из различных областей. Изучением синтаксиса сложного предложения занимались и широко известные зарубежные исследователи. Среди отечественных ученых, разрабатывающих теорию синтаксиса осложненного предложения, можно назвать… Проблемы изучения конструкций, осложняющих предложение, поднимали в своих работах...Особенности обособленных членов предложения исследователи….
Объект исследования: описание обособленных членов предложения в лингвистической литературе.
Предмет исследования: обособленные члены предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Цель исследования: определение особенностей описания обособленных членов в лингвистической литературе.
Задачи исследования:
1. Изучить синтаксис осложненного предложения;
2. Выявить проблемы конструкций, осложняющих предложение;
3. Выявить особенности обособленных членов предложения;
4. Отразить особенности обособленных членов предложения, выраженных причастным и деепричастным оборотами.
Гипотеза исследования: зависимость описания обособленных членов предложения от взятых примеров существует и проявляется в том, что обособленные члены чаще употребляются в художественных текстах, а потому представляют больший интерес для изучения.
Практическая значимость состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.
В первой главе рассматриваются особенности обособленных членов в контексте предложения.
Во второй главе рассматриваются особенности описания обособленных членов в лингвистической литературе.
В заключении приведены основные выводы.
Список использованной литературы содержит __ источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1 Синтаксис осложненного предложения
Раздел «Синтаксис простого осложненного предложения» изучается в 8 классе средней школы. В школьном курсе рассматриваются следующие темы: «Предложения с однородными членами», «Предложения с обособленными членами» и «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». Как известно, эти темы довольно объемны в плане теоретического материала, который должен быть изучен школьниками, и сложны с точки зрения усвоения правил пунктуационного оформления. В центре нашего научно-методического интереса находятся конструкции, грамматически связанные с природой предложения, работа над которыми, на наш взгляд, должна осуществляться в три этапа:
1.Освоение теоретических знаний в рамках отечественной грамматической традиции.
2. Формирование практических умений и навыков нахождения этих конструкций, их разграничение и пунктуационное оформление.
3. Закрепление полученных знаний.
Осложненное предложение — это несамостоятельная синтаксическая единица. В связи с этим, его структура представляет собой простое предложение, которое противопоставлено сложному.
Сам характер осложнения может быть разным, так что это понятие объединено неоднородными синтаксическими построениями.
Ученые признают, что осложненное предложение по ряду признаков можно сблизить со сложным, так как многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью, которая связана с определенными способами синтаксического оформления. Несмотря на это, осложненное предложение любой структуры имеет одно предикативное ядро, что и отличает его от сложного предложения.
В синтаксической теории нет точного определения осложненному предложению, существуют лишь вариации употребления этого термина. Как правило, осложненными считают те предложения, в которых есть однородные члены предложения и обособленные обороты. В некоторых исследованиях к осложненным предложениям относят и предложения с вводными словами и обращениями. Однако есть и такие, где понятие «осложненное предложение» вообще не используется. Отказ от него обусловлен разностью характеров тех синтаксических явлений, которые подводятся под понятие осложнения. Чтобы использовать его, нужно теоретически осмыслить основание, на основе которого предложения будут относиться к осложненным или неосложненным.
Существует мнение, что понятие осложненного предложения нужно сужать. В связи с этим, предлагается предложение с однородными членами не считать осложненным, так как однородность не осложняет, а расширяет предложение. Тогда под осложненным предложением будет пониматься только то, что осложнено обособленными членами.
Однако тогда нужно уточнить понятие обособления. К этому понятию относятся синтаксически разные факты и явления. Например, обособленные обороты разные по конструктивному отношению, поэтому фактор интонационного выделения очень важен. Разные виды обособления будут относиться по-разному к сфере конструктивного и коммуникативного синтаксиса.
Осложнение связано с полупредикативностью, то есть со значением, которое близко к предиктивному. Это значение можно найти не во всех обособленных оборотах, чаще всего их можно встретить в деепричастном обороте, причастном обороте, приложении и т. д. Однако и это понятие понимается разными учеными по-разному. Например, полупредикативность обособленного обособленного определения не идентична полупредикативность обособленного обстоятельства, так как они связаны с разными членами предложения. С другой стороны, скрытая предикативность обособленного оборота тоже служит осложнением предложения. Из этого появляется необходимость придумать наименование для тех проявлений, которые не являются предикативностью, но имеют ее признаки.
Тем не менее, нельзя сводить к дополнительной предикативности понятие простого осложненного предложения.
Помимо тех признаков, которые мы перечислили, осложненное предложение можно охарактеризовать с точки зрения принципов формальной организации.
Главный из этих принципов — двухуровневое синтаксическое строение.
Синтаксические отношения и связи в предложении, которое осложнено, принадлежат к разным уровням, несмотря на то, что в самом предложении они находятся примерно на одном. Существует несколько уровней:
Первый (низший) — уровень словоформ;
Второй (более высокий) — собственно-синтаксический.
Например:
Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
К первому уровню будут относиться словоформы «сад — спускался», «сад — яблоневый», «сад — в пятнах», «спускался — по склону», «в пятнах — солнечных», «по склону — холма».
Ко второму уровню будут относиться связи синтаксического характера, то есть связи между членами предложений или целыми частями предложения. На данном примере мы можем сказать, что это отношения члена предложения «весь в солнечных пятнах» к остальному предложению. Эту связь подчеркивает интонация, порядок слов и служебные слова.
Благодаря относительной самостоятельности уровня, осложненное предложение представляет собой многоярусное построение, в котором одни отношения не просто связаны с другими, а накладываются на них.
Например:
Задача решена, причем быстро.
В данном предложении на детерминативное отношение «решить быстро» накладывается отношение другого порядка — присоединительного, выраженное служебным словом и интонацией. Именно эта связь является специфичной для предложения, которое осложнено.
Среди примеров двухъярусного строения приведем следующие:
Седло было снято — вероятно, проезжим казаком.
Горный ключ по скатам и оврагам, полусонный, убегает вниз.
Военные, уже без оружия, выходили из толпы группами или в одиночку.
Сирота чувствителен к ласке, особенно мужской.
Второй принцип — принцип замещения позиций. В простом предложении каждая словоформа — это отдельный второстепенный член. Для предложения, которое осложнено, несущественно, чтобы член предложения был представлен одной словоформой, зачастую это группа слов, образующая целый «блок», выполняющий единую функцию. Например, служебная чсть речи может вводить развернутый член предложения, распространяя свое значение на всю группу. Тогда это оборот. Например:
За исключением этих немногих и незначительных недостатков, господин Полутыкин был отличный человек.
И корни сосен вьются по обрывам, как порванные взрывом провода.
С таким признаком мы связываем и оформление отношений внутри осложненного предложений с помощью синтагматического членения: как правило, осложненное предложение состоит из нескольких синтагм.
Например:
Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово точно командуя [7].
Осложнение предложения посредством синтагматического членения — это обособление. Таким образом, обособление — это только способ выражения синтаксической функции, но не сама функция [7].
1.2 Проблемы изучения конструкций, осложняющих предложение
В современной лингвистической науке существует два подхода к определению понятия «осложненное предложение»:
1. Традиционный подход, утверждающий, что осложнение представляет собой стилистическую категорию, а обособленные члены — стилистической надстройкой в элементарном предложении.
2. Современный подход, определяющийся развитием идей семантического синтаксиса, предлагает к осложнению предложения относить:
- однородные члены;
- обособленные члены;
- вводные и вставные конструкции;
- обращения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агабеков, Г.З., Загиров, З.М. Основные методы и приемы обучения синтаксису словосочетания русского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2010;
2. Акимова, Г.А., Вяткина, С.В. Синтаксис современного русского языка : учебник для высших учебных заведений – СПб: СПбГУ; М, Академия, 2009;
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы/Н.Д. Арутюнова. М., 1976.
4. Булыгина Т.В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов. М., 1982.
5. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высш.шк., 1978. - 439с.;
6. Голубева, И.В., Туманова, А.И. Спорные вопросы теории о понятии простого осложненного предложения // Вопросы науки и образования. - 2018. - с.1-4;
7. Гражданкиа, Е.И. Обособленный причастный оборот в системе конструкций, осложняющих предложение // Мир русского слова. - 2012. - с.21-23;
8. Кудрявцева, Т.Ю. Обособление деепричастного оборота: семантический аспект // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2015. - с.1-3;
9. Кудрявцева, Т.Ю. Синтаксическая функция деепричастия с позиций современных лингвистических возррений // Вестник Воронежского государственного университета. - 2012. - с.1-3;
10. Ломов, А.М. Русский синтаксис в алфавитном порядке: понятийный словарь-справочник. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 400с.;
11. Ломов, А.М. Типология русского предложения. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. - 280с.;
12. Прияткина, А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. - М., 1990;
13. Распопов, И.П., Ломов, А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. - Воронеж, 1984;