Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим механизмом реализации демократии являются выборы, с помощью которых граждане имеют возможность выбирать политических лидеров по истечении определенного периода времени. Посредством выборов реализуются главные демократические принципы: принцип конкуренции (кандидаты ведут борьбу за мандат и власть); принцип активного участия (граждане объединяются для выбора лидеров и программ); принцип подотчетности (избиратели оценивают эффективность работы главы государства и партий). Выборы могут быть недемократичными в случае массовых фальсификаций и манипуляций волеизъявлением граждан, что характерно для авторитарных режимов. Но демократии без свободных и честных выборов не существует.
В настоящее время государства третьей волны демократизации столкнулись с тем, что выбор модели избирательной системы стал одним из ключевых вопросов в формировании демократического правительства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере избирательного процесса в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы выступают нормы права, регулирующие избирательный процесс в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ избирательного процесса в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и сущность избирательного процесса;
– исследовать историю развития избирательного процесса;
– проанализировать стадии избирательного процесса;
– рассмотреть назначение выборов;
– охарактеризовать образование избирательных округов и избирательных участков;
– исследовать выдвижение кандидатов;
– раскрыть предвыборную агитацию;
– рассмотреть голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Нормативной основой исследования является Конституция РФ , Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , другие нормативные правовые акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: К.А. Городнянская, Т.Ю. Дьякова, Д.С. Ульянова, Е.Л. Ибакаева, А.В. Безруков, Л.А. Ефименкова, С.В. Васильева, В.П. Журавлев, и др.
Структуры работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие избирательного процесса
1.1. Понятие и сущность избирательного процесса
Избирательный процесс является многогранным понятием, многие исследователи предлагают рассматривать его как в широком, так и узком значении. В широком контексте его содержание выходит далеко за пределы избирательной кампании, охватывает другие действия и процедуры, даже те, которые лишь косвенно касаются подготовки к выборам. Нас интересует более конкретное его определение, предполагающее, что избирательный процесс представляет собой установленную законодательством о выборах совокупность стадий организации и проведения выборов, выстроенных в определенной последовательности.
В общем смысле, избирательный процесс является совокупной частью избирательной системы государства, регламентируемой законом процедурой реализации избирательных прав граждан.
В других источниках избирательный процесс трактуется как нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов, партий и других объединений, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления .
В большом юридическом словаре понятие «избирательный процесс» понимается как урегулированная правовыми и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов и групп по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Проанализировав дефиницию понятия «избирательный процесс», мы предлагаем следующее авторское его определение.
Итак, избирательный процесс представляет собой политико-правовое явление, которое выражается в четко последовательной смене ряда конкретных юридических процедур, осуществляемых в рамках избирательной кампании с целью реализации избирательных прав граждан. Избирательный процесс подразделяется на несколько стадий, в рамках которых осуществляются предусмотренные законодательством о выборах действия и избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан России и других участников выборов, целостность, завершенность и легитимность.
Основой избирательного права в нашей стране, а равно, как и других отраслей права, являются его принципы. Под принципами организации и проведения выборов понимается РФ система правовых гарантий, которая направлена на реализацию гражданами нашей страны избирательных прав и обеспечение проведения законных и честных избирательных процедур. К принципам избирательного права относят свободу выборов, альтернативность выборов, обязательность выборов, периодичность выборов, независимость органов, осуществляющих проведение и организацию выборов .
Отражение принципа свободы выборов находит в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, что говорит о том, что он является одной из основ конституционного строя. Этот принцип выражается в двух формах. Во-первых, это добровольное и свободное участие гражданина в референдуме и выборах. Недопустимым является как принуждение к участию в голосовании, так и к неучастию в нем. Во-вторых, это свобода волеизъявления при голосовании, которая сопровождается запрещением какого-либо воздействия на него. Проведение свободных выборов предполагает их проведение с определенной периодичностью при обеспечении свободного волеизъявления граждан в условиях открытости и состязательности.
Альтернативность выборов как принцип избирательного права закреплен в п. 33 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Суть данного принципа заключается в том, что если ко дню голосования в избирательном округе количество зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа депутатских мандатов, либо равным ему или же в избирательном округе окажется зарегистрирован лишь один кандидат (список кандидатов), либо не будет зарегистрировано ни одного кандидата (списка кандидатов), в таком избирательном округе голосование откладывается. Альтернативность выборов необходимо соблюдать как на выборах должностных лиц, так и на выборах депутатов.
Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, устанавливает, что с целью обеспечения реализации защиты избирательных прав должны быть образованы специальные органы – избирательные комиссии. Не допускается вмешательство в деятельность комиссий со стороны исполнительных и законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных должностных лиц и организаций. Однако на указанные органы и должностных лиц возложена обязанность по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий .
Принцип обязательности выборов предполагает, что выборы являются легитимным и обязательным способом формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он означает, что государственные и муниципальные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8. Ст. 740.
4. Вородюхин С.Е., Лысенко В.А. Историко-правовые аспекты возникновения и развития института выборов в дореволюционной России // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 2. С. 359-365.
5. Городнянская К.А., Дьякова Т.Ю. К вопросу о понятии и структуре избирательного процесса в Российской Федерации // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2017. С. 759-762.
6. Ефименкова Л.А., Васильева С.В. Проблема выборов в Российской Федерации // Политика, образование, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 106.
7. Жильченко М.Е. Избирательная система как институт современного демократического государства // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 4 (31). С. 570-575.
8. Земляной А.В. Гарантии избирательных прав граждан российской федерации, постоянно проживающих или временно находящихся за пределами территории российской федерации, при образовании избирательных округов, избирательных участков // Право, экономика и управление: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Главный редактор Л.П. Кураков. 2019. С. 241-249.
9. Каряпкина Ю.Д. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса // Приоритетные научные направления: от теории к практике сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 77-79.
10. Курамшин Р.О. Проблемы обеспечения прав и равенства кандидатов при выдвижении и регистрации в избирательном процессе // Правовая безопасность личности, государства и общества: сборник статей XIX Международной научной конференции. Сер. «Муромцевские чтения» Под редакцией Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. 2019. С. 130-139.
11. Мизелифова Э.А. К вопросу о новом порядке голосования по месту нахождения избирателя // Теория государства и права. 2019. № 1. С. 115-119.
12. Моловствова Л.И. О выборах в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление сегодня: суждения и оценки молодых: сборник статей первой студенческой научной конференции. 2017. С. 147.
13. Назарова И.С., Хазов Е.Н. Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 73-76.
14. Парилов А.А. Избирательное право: развитие выборов в истории человечества // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 640-644.
15. Перов А.Н. Некоторые принципы организации и проведения выборов в Российской Федерации // Актуальные вопросы научных исследований: сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 47-52.
16. Постников А.Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5 (269). С. 21-30.
17. Трыканова С.А. Теоретико-методологический дискурс о структурировании избирательного процесса // Выборы: теория и практика. 2019. № 4 (52). С. 19-20.
18. Ульянова Д.С., Дьякова Т.Ю. К вопросу о понятии, признаках и структуре стадий избирательного процесса в Российской Федерации // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2017. С. 844-847.