Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что очень многие профессии на современном этапе развития общества связаны с быстрым выполнением функций и обязанностей. Некоторые сотрудники не могут работать в обстановке повышенной скорости, а потому либо опаздывают, либо плохо исполняют свои обязанности.
Для проведения кадрового отбора необходимо проводить диагностику восприятия потенциальным сотрудником времени, а также причин, которые обуславливают это восприятие, в том числе уровня тревожности.
Степень изученности проблемы. Существует огромное количество научных источников, которые рассматривают проблемы диагностики и коррекции тревожных состояний у детей и взрослых. Также можно обнаружить отдельные работы, посвященные основным аспектам восприятия времени и его психологическим характеристикам.
Однако не выявлено ни одного серьезного исследования, посвященного проблеме, которая рассматривается в данной курсовой работе.
Цель исследования – проанализировать связь состояния тревожности и процесса восприятия времени.
Объект исследования – процесс восприятия времени.
Предмет исследования – связь состояния тревожности и процесса восприятия времени.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды тревожности.
2. Определить психологические детерминанты процесса восприятия времени у человека.
3. Составить эмпирическую выборку.
4. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
5. Провести диагностику процесса восприятия времени у лиц с высоким, средним и низким уровнем тревожности.
6. Сравнить полученные данные и провести качественный анализ результатов.
База исследования: ООО «Синяя птица».
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше уровень тревожности человека, тем ниже точность его восприятия времени.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, классификация, сравнение, наблюдение, тестирование, моделирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в курсовой работе проведен анализ научных работ, посвященных проблемам восприятия времени и степеней тревожности у человека, что может составить теоретическую базу для проведения других исследований.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведено эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и восприятия человеком времени.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
1.1. Понятие и виды тревожности
Под тревожностью в научной литературе, в частности, в работе С.С. Мирошниковой и И.И. Полежаевой, понимается два типа явлений1:
1) напряженное эмоциональное состояние человека, вызванное рядом негативных причин, которое включает в себя страх и субъективную оценку внешних и внутренних факторов;
2) характеристика личности, связанная с постоянно высоким эмоциональным напряжением в отношении любых факторов окружающей среды или внутреннего мира.
Существует ряд различных классификаций тревожности, которые описаны в научных исследованиях, например, в концепции С.С. Игнатовой и Г.В. Переделкина2.
На рисунке 1.1 представлена одна из самых распространенных классификаций тревожности, которая создана преимущественно для подростков, но может использоваться для оценки тревожности личности в любом возрасте3.
Рисунок 1.1. – Классификация тревожности № 1
В случае острой, нерегулируемой или слабо регулируемой тревоги человек имеет выраженные эмоциональные нарушения, с которыми он не может справиться самостоятельно.
Регулируемая и компенсируемая тревожность – это достаточно нормальное состояние для человека, при котором он может самостоятельно управлять своими эмоциями и искать пути для снижения тревожности.
Как считают С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова и О.А. Чурсина, при культивируемой тревожности человек специально формирует в себе это качество, т.к. оно нужно ему для достижения определенных целей4.
В некоторых случаях ученые для проведения исследований применяют другую классификацию тревожности, которая была выработана А.М. Прихожан. Она представлена на рисунке 1.25.
Рисунок 1.2. – Классификация тревожности по А.М. Прихожан
Зачастую, по мнению Я.В. Тервинской, в процессе учебной деятельности люди испытывают негативные эмоции, связанные со страхом неодобрения, невозможности выполнить определенные обязательства, достичь целей. Такая тревожность называется учебной6.
Также бывают ситуации, когда человек имеет необходимость оценивать себя и собственные поступки. В большинстве случаев возникает определенный страх и беспокойство. Такая тревожность называется самооценочной.
Д.Р. Сапунова считает, что в ситуации общения с другими людьми формируется межличностная тревожность, которая, пожалуй, является самым распространенным видом тревожности и чаще всего нуждается в психологической коррекции7.
Тревожности посвящена масса научных исследований, которые берут свое начало из различных концепций, выработанных психологами и психотерапевтами еще в XIX веке.
Причинами возникновения реактивных тревожных состояний можно, по мнению С.В. Мануйлова, Е.К. Никольского и О.О. Граченко, назвать8:
– общую эмоциональную нестабильность личности;
– ситуация хронического стресса;
– низкий уровень самооценки личности;
– синдром хронической усталости;
– эмоциональное выгорание;
– ситуация серьезного конфликта и одиночества;
– нарушенные коммуникативные связи.
Личностная тревожность формируется в ходе социализации личности. Ее уровень зависит от внутренних биологических особенностей человека, а также от социальной ситуации, в которой он социализируется и развивается.
К факторам формирования личностной тревожности человека, по данным А.А. Ватутиной, Р.А. Пересмешкиной и И.С. Бондаревой, относятся9:
– отношение в родительской семье и модель родительского воспитания;
– социальный и материальный статус семьи;
– тип образовательного учреждения и отношения со сверстниками и педагогами в процессе обучения;
– уровень самооценки и локуса контроля личности;
– тип темперамента личности и акцентуации;
– наличие психических травм или серьезных стрессов в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Для исследования тревожности личности существует огромное количество различных диагностических методик, которые дифференцируются по следующим критериям10:
– возраст испытуемых;
– ситуация проявления тревожных состояний;
– связь тревожности с другими эмоциональными факторами;
– связь тревожности с социально-психологическими характеристиками личности или типом темперамента.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование методов развития восприятия: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
2. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к исследованию восприятия времени [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
3. Береговая, А.В., Потапенко, С.М., Гулинская, Е.В. Психологическая диагностика [Текст] / А.В. Береговая, С.М. Потапенко, Е.В. Гулинская. – Калининград: Янтарный берег, 2018. – 290 с.
4. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Тревожность и проблемы ее исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
5. Ватутина, А.А., Пересмешкина, Р.А., Бондарева, И.С. Принципы исследования тревожности в научной литературе [Текст] / А.А. Ватутина, Р.А. Пересмешкина, И.С. Бондарева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 6. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 20–36
6. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности развития восприятия времени [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
7. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов развития восприятия в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
8. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Тревожность как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
9. Кальницкая, Е.К., Демиденко, О.Л., Уварова, Е.К. Организация психолого-педагогического исследования [Текст] / Е.К. Кальницкая, О.Л. Демиденко, Е.К. Уварова. – Кострома: Адамант, 2017. – 390 с.
10. Кротова, А.П. Психологические особенности восприятия времени: обзор научных источников [Текст] / А.П. Кротова // Вопросы психологии. – 2018. – № 7. – С. 26–37
11. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития восприятия времени у школьников на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
12. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования тревожности в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
13. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения тревожности в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
14. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение психолого-педагогического исследования: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
15. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Развитие восприятия: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
16. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема формирования восприятия времени на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социальной психологии. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–140
17. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования тревожности в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
18. Тервинская, Я.В. Методы исследования тревожности [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
19. Терехина, М.В. Время и его психологическое значение [Текст] / М.В. Терехина. – М.: Статут, 2019. – 298 с.
20. Уфимцева, М.А. Методики диагностики восприятия [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
21. Широкова, М.И., Градиенко, С.В., Чечевинская, Н.Г. Восприятие как объект научного исследования [Текст] / М.И. Широкова, С.В. Градиенко, Н.Г. Чечевинская. – Томск: Авантаж, 2020. – 650 с.
22. Чиркова, А.А., Полозова, Г.Е. Основы исследования функций и признаков восприятия: современный аспект [Текст] / А.А. Чиркова, Г.Е. Полозова // Материалы научно-практической конференции «Психология и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–35
23. Явлинская, О.А., Рогатина, С.С., Мануйлова, И.М. Принципы исследования восприятия: история и современное состояние [Текст] / О.А. Явлинская, С.С. Рогатина, И.М. Мануйлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 9. – С. 90–98
24. Яковлева, И.М. Психические процессы [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.