Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Должностные полномочия чаще всего используются в определенных корыстных целях. Происходящие негативные изменения, существующие структуре и динамике самой преступности, сопровождают в последнее время в России социально – политические, экономические реформы, проводимые в стране. Вследствие того, что преступные деяния стали наиболее распространенными, это начинает вызывать тревогу и опасения среди населения страны. Такая ситуация считается опасной, она усугубляется кризисом в российской экономике, во внутренней, внешней политике, в общественном сознании. На протяжении всей жизни человек встает перед выбором, как ему стоит поступать в той или другой ситуации, что нужно делать, а что не нужно. От того, как он будет поступать в существующих ситуациях, зависит от уровня его сознания, степени воспитания, социального развития и социального статуса, уважения к себе как личности, отношения к обществу и государству. Когда выбирается определенный вид поведения нужно учитывать определенный результат воздействия на личность, он включает в себя комплекс воспитательных мер и влияние общества. Согласно существующих правил, через которые происходит регулирование поведения людей, взаимодействие социальных групп, коллективов, организаций по своей совокупности считаются социальными нормами. Динамическая и целостная система социальных норм является одним из основных условий жизни общества, средство общественного управления, организации, функционировании государства, обеспечение согласованности во взаимодействии людей и прав человека. В своем поведении человек придерживается данных норм или отступает от них. В последнее время моральные ценности в обществе отходят на второй план, больше уделяется внимания материальным ценностям. Поэтому поведение человека становится зависимым от существующих моральных устоев.
Когда создается любое государство, в нем начинают формироваться управленческие структуры, такие структуры представляют органы, которые защищают и охраняют устои общества. Власть начинает осуществляться от имени государства через сотрудников государственного аппарата, через наделения их определенным объемом властных, служебных полномочий, они в процессе управления в силу различных обстоятельств нарушаются. Деяния, указанные в ст.30 УК РФ представляют особую опасность. Эти преступления совершаются лицами, занимающими свои должности в государственном аппарате, органах местного самоуправления. Преступная деятельность таких должностных лиц наносит вред гражданам, обществу, государству, вследствие этого происходит дискредитация власти, подрыв ее авторитета, появляется недоверие к органам власти у населения, что снижает эффективность работы аппарата государственной власти. При злоупотреблении своими должностными полномочиями часть чиновничьего аппарата непосредственно участвует в криминализации российской экономики при этом происходит отмывание денег, которые добыты преступным путем, что способствует сокрытию организованной преступности от разоблачения ее правоохранительными органами. Преступления, совершаемые против государственной власти, самих интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления, считаются деяниями, совершаемые государственными и муниципальными служащими с использованием своих служебных полномочий. В главе 30 УК РФ указано 9 видов преступлений, они посягают на единый родовой объект- это нормальная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, на деятельность соответствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других видов войск, воинских формирований РФ. Существующие органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Основные положения, касающиеся организации деятельности данных органов, закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». УК РФ рассматривает все виды должностных преступлений как особый вид преступных посягательств с точки зрения объекта, но и субъекта. Такие деяния лиц, которые согласно предоставленных им государством полномочий в области управления находятся на особом положении по отношению не только к государству, но и к гражданам.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время происходят принципиальные изменения в экономической, социальной, политической жизни России, осуществляется отказ от тоталитарной системы управления государством, развивается многоукладная экономика, это оказало свое влияние на данный вид преступлений в УК РФ.
Цель исследования, заключается в том, что в ней нужно раскрыть определенные роли, качества, нормы УК РФ по борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, найти поиск места среди данных норм, статьи, которые предусмотрены для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, оценка их последствий.
Объект исследования - злоупотребление должностными полномочиями, отличие от превышения должностных полномочий.
Предмет исследования - законодательство в области злоупотребления должностными полномочиями.
Задачи исследования: дать уголовно- правовую характеристику злоупотреблениям должностными полномочиями; рассмотреть актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями; показать отличие от превышения служебных полномочий и выявить проблемы их квалификации.
Глава 1. Уголовно- правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
Субъектом рассматриваемых преступлений является должностное лицо, законодательное определение его находиться в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с этим примечанием должным лицом считается лицо, которое на постоянной или временной основе, согласно специальных полномочий осуществляет в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждениях свою деятельность.
Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях РФ одну из трех функций: представителя власти; организационно - распорядительную; административно - хозяйственную. Постоянное выполнение данных функций означает то, что они возложены на лицо, согласно занимаемой им должности. Временное исполнение определенных полномочий означает их возложение по установленному законом порядку на лицо, которое будет выполнять обязанности другого сотрудника на период его отсутствия. При возложении обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке, при этом не происходит замещения должности, поручение имеет разовый характер, оно дается на определенный срок, заданный объем работы. Когда должностное лицо осуществляет функции представителя власти, это считается признаком должностного лица, такие функции никто другой выполнять не может. Согласно примечания к ст. 318 УК РФ представителем власти считается должностное лицо правоохранительных, контролирующих и других органов, которое в установленном законом порядке наделяется распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Отличительным признаком представителя власти является наличие у него властных полномочий - права в пределах своей компетенции давать обязательные к исполнению указания, распоряжения неопределенному кругу лиц, которые не находятся в служебном подчинении у данного лица, привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений, пункт 2 постановления от 10.02.2000г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к представителям власти могут относится члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов и др. В отношении лиц, осуществляющих организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции, они могут быть как должностными, так и лицами, выполняющими свои управленческий функции в коммерческих, других организациях, т.к. характеристика тех или других в примечании 1 к ст. 201 УК РФ и в примечании 1 к ст. 285 УК РФ совпадает. Должностные лица имеют отличия от лиц, выполняющих управленческие функции не по содержанию данных функций, а по сфере, в которой они осуществляются. В случае, если организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции осуществляются в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, то лицо, выполняющие указанные функции считается должностным. При этом, если такие функции осуществляются в различных коммерческих организациях независимо от формы собственности, в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным, муниципальным учреждением, лицо, их выполняющее не считается должностным, оно считается лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческих и других организациях. Работники государственных, муниципальных учреждений имеют двойной статус. Такие лица, при выполнении своих профессиональных обязанностей не относятся к должностным лицам. Эти лица, при осуществлении организационно- распорядительных полномочий признаются должностными. Формулируя определение рассматриваемой группы преступлений, нельзя не учитывать, что другие главы УК РФ предусматривают некоторые преступления субъектом таких преступлений может являться должностное лицо. Преступления называются специальными видами должностных преступлений, если они посягают на другие объекты, их не следует относить к преступлениям в отношении государственной власти, интересам государственной службы, службы в органах местного самоуправления. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы согласно ст.30 УК РФ могут определяться как общественно опасные деяния, потому что они посягают на нормальное функционирование самого аппарата публичной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственной и муниципальной службы. Такие преступления совершаются должностными лицами согласно их служебного положения в тех случаях, которые предусмотрены этой главой УК РФ самими государственными и муниципальными служащими, при этом они не являются должностными лицами или другими субъектами. Действующий в настоящее время УК РФ рассматривает данную группу преступлений, как такой вид преступлений, которые совершаются против государственной власти, при этом в раздел Х одновременно с посягательствами на основы конституционного строя, безопасность страны одновременно внесены посягательства на нормальное функционирование судебной власти, управленческой деятельности исполнительной власти. Единый родовой объект данных преступлений составляет большая группа самых различных общественных отношений, такие отношения обеспечивают легитимность, функционирование всех ветвей государственной власти, и местного самоуправления.
Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, местного самоуправления определяется как совокупность общественных отношений для осуществления нормальной, согласно закона деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Конституция РФ определяет, что вся государственная власть в России осуществляется Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ. Для обеспечения всех полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы. Под самим понятием государственная служба, понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы, федеральной или субъектов РФ, согласно порядка, установленного Федеральным законом от 27.07. 2004г. «О государственной гражданской службе РФ» за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета субъектов РФ. Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему государственной власти, оно осуществляется в соответствии с данными им полномочиями. Для того, чтобы обеспечивались эти полномочия, должен создаваться специальный управленческий аппарат профессиональных муниципальных служащих, деятельность их четко регламентируется Федеральным законом от 23.07.2007г «О муниципальной службе в РФ». Видовой объект данной группы преступлений имеет три элемента: публичная власть, в эту власть включаются все элементы государственной власти, в нее входят органы военного управления, местное самоуправление, государственная служба и ее интересы, а также интересы муниципальной службы. Все эти элементы, в зависимости в какой сфере были совершены преступления, выступают как непосредственные объекты.
Одним из отличительных признаков преступлений, которые предусматриваются главой 30 УК РФ будут следующие: это преступления совершаются только тогда, когда начинают осуществляться полномочия должностных лиц, или при исполнении ими своей служебной деятельности другими государственными и муниципальными служащими с использованием и ненадлежащим исполнением служебных обязанностей или противодействием для их осуществления. Данные преступления совершаются против государственной службы, при этом происходит нарушение и нормальное функционирование самого аппарата публичной власти, государственной и муниципальной службы. Вследствие всего этого нарушаются существующие законные права и интересы граждан, организаций, создается определенная угроза из –за этих нарушений. Такие преступления совершаются специальным субъектом, за исключением, которое указано в ст. 29 УК РФ, согласно данной статьи, ответственность по таким пр