Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В век стремительного прогресса всего человечества, где общество «диктует свои правила», становится все более необходимым формирование активной, целеустремленной личности, которая легко контролирует свое поведение и четко определяет свои планы на будущее, а также пути и средства их реализации. Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Уверенность в себе, объективное оценивание своих достоинств и недостатков, а также желание достичь более высоких целей и задач для собственного развития – те качества, которые будут полезны каждому человеку. Следовательно, чтобы запрос общества был удовлетворен, большое внимание должно уделяться вопросу самооценки и самоотношения личности. Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие здоровой, самостоятельной и творческой личности. По Федеральному государственному образовательному стандарту одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей .
Актуальность развития адекватной самооценки и самоотношения подчеркивается во многих нормативных документах. Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе развитие нравственных убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения, способности к социальному самоопределению и самопознанию, навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из первых и важных задач в сфере личностного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению. Самооценка и самоотношение является системообразующим ядром «Я-концепции», которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка и самоотношение влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка обуславливает динамику и направленность развития субъекта, характер взаимоотношений, психологический климат в коллективе
Выбирая ту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил и возможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека в соответствии с условиями.
Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и всё в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда актуальна. Человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, то есть притязает на большее, чем может. Знать самооценку и самоотношение человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения.
Объект исследования: самооценка и самоотношение личности.
Предмет исследования: самооценка и самоотношение центральных образований личности.
Цель исследования: самооценка и самоотношение как одни из центральных образований личности.
Задачи исследования:
рассмотреть самооценку как одно из центральных образований личности;
изучить самоотношение как одно из центральных образований личности ;
определить самоотношение и самооценка как одни из центральных образований личности детей младшего школьника возраста;
изучить характеристику основных диагностических методик самооценки личности;
рассмотреть занятия по формированию самооценки личности детей старшего дошкольного развития
Практическая значимость исследования: данные исследования могут быть использованы в работе психологов, дефектологов и воспитателей в СОШ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты самооценки и самоотношения как одни из центральных образований личности
1.1. Самооценка как одно из центральных образований личности
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной личности, реализующей свои способности и возможности. В связи с этим особо значимыми становятся проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Одним из способов решения вопросов личностного роста является умение перестраивать деятельность с учетом самооценки при изменении социальных отношений. Выбор цели жизни, успешность ее реализации, состояние здоровья напрямую зависят от уровня самооценки, как основного внутреннего рычага саморегуляции поведения, деятельности, общения. Самооценка – это особое образование самосознания личности, результат обобщающей работы в сфере самопознания и эмоциональноценностного отношения к себе. При этом под самосознанием понимается основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Болтунова, А.И. Особенности межличностного общения среди подростков / А.И. Болтунова // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 492-494.
2. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4 (24). – С. 115-121.
3. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2017. – 240 с.
4. Головей, Л.А., Данилова, М.В., Данилова, Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков /Л.А. Головей, М.В. Данилова, Ю.Ю. 88 Данилова// Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 108- 125. 10.
5. Гурьянова, А.И. Взаимосвязь креативности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / А.И. Гурьянова // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. – С. 92-94.
6. Денисова, Е.А. Возможности арт-терапии в работе с подростками / Е.А. Денисова, Н.А. Воробьева // Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях. Региональная научно-практическая конференция. – Тольятти: Издательство ТГУ. - 2017. - С. 93-98.
7. Денисова, Е.А. Гендерные различия самоотношения современных подростков / Е.А.Денисова, Н.А. Воробьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Серия: педагогика, психология. - 2017. - № 3 (30). - С. 48-53.
8. Гюру, Э. Самооценка у детей и подростков [Электронный ресурс]: книга для родителей / Э. Гюру. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 294 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41378.html
9. Дерябина, Е.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69317.html
10. Долгова, В.И. Психологопедагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. / В.И. Долгова, Е.В. Попова // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. – Т. 31. – С. 91-95.
11. Долгова, В.И., Капитанец Е.Г., Гладышев Д. И. Моделирование психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра / В.И. Долгова // Ученые записки университета Лесгафта, 2016. – №5 (135). – С. 267-272.
12. Долгова, В.И., Кошелева А.А. Феномен "я-концепция" подростка. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета, / В.И. Долгова. – 2016. – № 7. – С. 139-143.
13. Карсканова, Т.Ю. Метод арт-терапии в работе социального педагога с подростками с заниженной самооценкой [Электронный ресурс] / Т.Ю. Карсканова // VII Международная студенческая научная конференция; Студенческий научный форум – 2015. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016001
14. Кондратьева, О.А. Модель психологопедагогической коррекции самооценки старшеклассников / О.А. Кондратьева, В.Е. Соколова // Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 7. – С. 16–20. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56081.htm
15. Ледовская, Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. – С. 229-233.
16. Локтионова, Н.Г. Особенности самоотношения в юношеском возрасте / Н.Г. Локтионова // Достижения вузовской науки. 2016. № 25-1. – С. 127-130.
17. Лопушанская, И.О. Адекватная самооценка подростка. Пути формирования / И.О. Лопушанская // Научный журнал «Студенческий». - 2018. - № 6(26). – С. 167 – 169.
18. Панасюк, Т. И. Арт-техники для формирования адекватной самооценки у детей и подростков / Т.И. Панасюк. – Прогресс: КГУ ПРогрессовская средняя школа», 2017. – 6 с.
19. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под ред. В. А. Гуружапова. - М.: Юрайт, 2016. - 493 с.
20. Понятие самооценки и её виды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psinside.ru/ndos-534-1.html
21. Рушина, М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М.А. Рушина, А.В. Орлова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. №4. – С. 35-40.
22. Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в западной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyhologymaster.ru/plms-609-1.html
23. Самооценка человека как важнейший компонент его «Яконцепции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/samootsenka.html
24. Фаустова, А.Г. Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии [Электрон. ресурс] // Научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» [электрон. версия]. –2015. –№4 (11). – С. 25–33. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniyaissledovaniy-dinamiki-samootnosheniya-v-klinicheskoy-psihologii
25. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 88 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74285.html
26. Юсупова, Р.Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – Т.10. – С. 341–345. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95112.htm