Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджет страны – это его основной фактор развития. Федеративное устройство России предполагает активное участие регионов и муниципальных образований в бюджетной деятельности. Процесс познания проблем, связанных с организацией бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, осложняется тем, что отношения в этой сфере урегулированы и федеральным и региональным законодательством.
При регулировании бюджетных отношений регионального уровня субъекты в своем законодательстве зачастую используют дублирование норм федеральных законов. С одной стороны, такое дублирование объясняется удобством пользования нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Но, с другой стороны, дублирование федеральных норм права в региональном законодательстве таит риск искажения, в результате чего возникает опасность путаницы в правоприменительной деятельности или многозначности толкования актов Российской Федерации. Наравне с дублированием норм федерального законодательства субъекты Российской Федерации неправомерно расширяют правотворческую деятельность в сфере бюджетной деятельности. Эта тенденция является частью процесса реализации федеральных норм бюджетного права, так как именно на уровне регионов осуществляется их конкретизация.
Денежные средства из бюджета распределяются между всеми сфера деятельности государства и способствуют их развитию. Социально-экономическая сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности человека.
Целью курсовой работы является анализ бюджета РФ как инструмента государственного регулирования социально-экономикой сферы развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение теоретических аспектов на тему понятия бюджета, его сущности и значения в социально-экономическом развитии;
2. Проведение анализа бюджета РФ за последние два года (2014-2016гг.);
3. Проведение анализа расходов из государственного бюджета на регулирование и развития социально-экономической сферы;
4. Изучение основных проблемных вопросов и перспектив бюджетного регулирования социально-экономической сферы РФ.
Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет. Предметом исследования является регулирование социально-экономической сферы РФ посредством государственного бюджета.
1. Теоретические основы формирования бюджета РФ и его социально-экономического значения
1.1. Бюджет и бюджетная система РФ
В России несколько форм бюджета: федеральный, региональный, местный. Входящие в состав России регионы неоднородны по своему типу (область, край, республика). И в каждом определённом типе региона региональный и местные бюджеты формируются, ориентируясь в большей степени на законодательные документы региона. Особый статус в бюджетной системе принадлежит городам: Москва и Санкт-Петербург. Эти два города получают большие доходы, и помимо покрытия своих расходов служат донорами в финансовом плане для других регионов и города. Эта финансовая помощь оказывает влияние на формирование бюджета который относится ко второй форме: региональный.
Функции бюджета:
- Перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП);
- Функция регулирования всех сфер экономики.
Экономическая сущность бюджета страны, как и любого другого имеет определенный смысл: расходы не должны превысить доходы. В противном случае появится дефицит бюджета и придется привлекать заемные средства.
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении продолжается около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь процесс проектирования бюджета делиться на несколько стадий, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Стадии бюджетного процесса
Стадия составления проекта бюджета: эта стадия состоит из нескольких этапов:
1. Формирование федерального бюджета. На данном этапе осуществлется разработка прогнозного плана доходов и расходов федерального бюджета на планируемый отчетный период.
2. На данном этапе осуществлется распределение прогнозного плана по федеральным субъектам (министерствам, ведомствам и т.д.). Данный этап осуществлется на основании . 8 ст.184 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ.
Окончание первой стадии проектирования федерального бюджета осуществлется в период с 15.07 по 15.08 текущего года. В этот период Правительство РФ проводит анализ социально-экономического развития РФ и вносит уточнения на основании данного анализа в проект распределения прогнозных показателей доходов и расходов. Данные действия Правительства РФ регламентированы ст. 184 БК РФ.
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета: параллельно с проектом закона о федеральном бюджета на рассмотрение в Государственную Думу выносят ряд федеральных законодательных проектов и актов. Срок их рассмотрения до 01.08 текущего года. Проект закона о федеральном бюджете РФ в течение 3-х дней на рассмотрение и внесение своих замечаний и предложений передают в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы и другие субъекты, а также в Счетную палату РФ на заключительный этап.
В Государственной Думе рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете осуществлется за 4-е чтения. Каждое чтение проекта закона даётся возможность корректировки, на которую уходит не более 20 дней. На 4-ом чтении в данный проект закона о федеральном бюджете правки вносить нельзя – на данном чтении закон уже утверждается окончательно. Срок до 01.12 текущего года.
Далее срок не более 5-и дней утвержденный закон направляется Президенту РФ с целью подписания и обнародования данного закона.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает его в одном чтении.
Стадия отчета об исполнении бюджета: Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.
1.2. Социально-экономическое значение бюджета в развитии государства: сравнительный анализ США и РФ
Способность федерального бюджета выполнять функции и обязанности напрямую зависит от положения страны на мировом рынке.
РФ существенно отстаёт от Еврозоны и США по уровню ВВП и промышленного производства, однако Россия «лидирует» по инфляции, которое оказывает сильнейший удар по государственному бюджету, тем самым это решает его возможности осуществлять в полном объёме возложенных на него обязанностей в социально-экономическом развитии территории страны, в социальной обеспеченности населения, отсутствия поддержки со стороны федерального бюджета, приводит к ухудшению уровня и качества жизни в данной стране.
Тенденции мирового развития в разной степени влияют на национальные экономики и в частности, на государственные бюджеты. В данном направлении интересны опыт США и Российской Федерации.
Кризис российской экономики, первые проявления которого стали заметны еще полтора-два года назад, в 2015-м развернулся в полную силу. Экономическая ситуация в России 2015 году, значительно, ухудшилась по сравнению с кризисным 2014 г. по основным показателям, так ВВП снизился на 3,2% в январе-мае 2015 года (по отношению к январю-маю 2014 года) инвестиции в основной капитал – на 4,8%, промышленное производство – на 2,3%, реальные располагаемые денежные доходы – на 3,0%.
Уменьшение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета является одной из основополагающих мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета.
Ряд позиций в виду сложившихся условий сформулирован таким образом, что он будет финансироваться при возникновении источников доходов и по итогам работы за первое полугодие. На борьбу с кризисом правительство выделило почти 470 миллиардов рублей. Продлена программа субсидирования процентной ставки для тех, кто приобретает квартиры в новостройках. Предусмотрена помощь региональным бюджетам – на зарплаты бюджетникам, пенсии и пособия.
Последние два года российская экономика снижает темпы роста, национальная валюта стремительно дешевеет на фоне падения цен на нефть и Правительство вынуждено искать пути выхода из кризисной ситуации. С одной стороны, обвал нефтяных цен и запрет выхода на долговые рынки произошел именно в тот момент, когда корпоративный и банковский сектор нуждался в большом объеме средств, необходимых для рефинансирования своих текущих внешних долговых обязательств. С другой – в банковском секторе стали остро проявляться структурные проблемы, связанные, в первую очередь, с ростом доли «проблемных активов.
местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые охватывают экономические отношения, посредствам чего местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местный бюджет является финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.
Таким образом, были проведены следующие исследования по данной теме: выявлены источники доходов общин в Германии, источники местного финансирования в Германии, также был проведен сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России, посчитаны доходы и расходы жителей ФРГ и США, была проанализирована финансовая система, бюджетная и налоговая система США, а также проведен сравнительный анализ межбюджетных отношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Следовательно, на основе проведенных исследований получены следующие результаты. Что касается источников доходов общин в Германии, то в соответствии с Основным законом ФРГ, общины получают 15% поступлений от подоходного налога, вносимого их жителями. В рамках выравнивания финансовых возможностей отдельных общин, местным властям передается часть доходов от налоговых поступлений Федерации и земель. Неналоговые доходы являются источниками доходов местных органов власти, связанные с выдачей платных разрешений на осуществление определенных видов деятельности (торговлю, зрелищные мероприятия, получение водительских удостоверений и т.п.); денежные сборы за нотариальные услуги и тд. Местные сберегательные кассы обеспечивают их кредитами, получаемыми на едином кредитном рынке. Доходы от них - это важнейший источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Существенной гарантией, местного самоуправления в Германии является
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 252-ФЗ)] // Российская газета. – 12.08.1998. – № 153–154.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в послед. ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2013. – 21 января. – С. 8.
3. Данные с официального сайта МинФина РФ http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
4. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
5. Алагаева, К.Ю. Налоговое планирование в условиях бюджетного федерализма / К.Ю. Алагаева, Э.А. Челышева / Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2015. – Т. 4.
6. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2016. – 486 с.
7. Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 28–33.
8. Бюджетная система России : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 703 с.
9. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gov.ru.
10. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации : учеб. Пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2016. – 208 с.
11. Модернизация финансовой сферы России : моногр. / под ред. В.К. Сенчагова. – М. : СПб. : Нестор-История, 2011. – 304 с.
12. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 704 с. – С. 138.
13. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ : учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Н.Г. Иванова, М.И. Попова. – СПб. : Питер, 2015. – С. 48.