Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на то, что современный мир уже насквозь пронизан различными медиа, это понятие до сих пор трактуется учеными исследователями либо довольно в узком смысле, либо, наоборот, в излишне расширенном ключе. В связи с этим, возникло много стереотипов, связанных с неточной интерпретацией понятия «медиа».
Прежде, чем разобраться в сущности понятия «медиа», необходимо обратиться к этимологии слова. Данный термин происходит от слова «медиум» (средство, посредник). Несмотря на то, что это слово часто употребляется в качестве синонима, за понятием «медиа» «на самом деле стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией» [11, с.1]. Таким образом, можно говорить о разных типах, исторических моделях, сферах применения и технологиях медиа. Но, несмотря на это, при употреблении этого термина речь все равно идет о средствах коммуникаций.
В качестве средства коммуникаций воспринимал медиа и родоначальник этого понятия, Г.М. Маклюэн. Он говорил, что в медиа входят не только вербальные, но и визуальные послания. Л.М. Землянова [9] дала следующую трактовку понятию «медиа»: это средства связи и передачи информации разных типов — от самых древних до наисовременнейших, образующих глобальные информационные супермагистрали». Таким образом, нельзя назвать медиа просто новым средством массовой информации, скорее это частный феномен, охватывающий более широкий круг процессов и явлений.
Если по медиа подразумевать средства массовой информации, то к ним, прежде всего, необходимо относить цифровые журналистские издания, сайты СМИ и интернет-журналистику.
Исследователи говорят о нескольких уровнях существования медиа, как средства коммуникаций:
- природные средства коммуникаций: речь, письменность, изобразительное искусство и т. д.;
- технические: печать, телевидение, кинематограф и пр.;
- мультимедийные формы [11, с.42].
В соответствии с темой курсовой работы, в исследовании будет рассматриваться последний уровень медиа — мультимедийные формы. На сегодняшний день мультимедиа связаны не столько с коммуникациями в общем, сколько с электронными коммуникациями, «обитающими» в интернете: аудио, видео, медиатексты и пр. Таким образом, после возникновения компьютерных технологий термин « мельтимедиа» стал означать совокупность средств, которые необходимы для обработки и представления аудитории видео-, аудио- и печатной информации [10, с.7]. Исследователи считают, что в 60-е годы впервые этот термин использовался для того, чтобы обозначить шоу, которое включало в себя элементы кинематографа, музыки, светового оформления и пр.
Тем не менее, более активно о мультимедиа стали говорить только в последние несколько десятилетий, когда начали развиваться компьютерные и цифровые технологии, и появился интернет. Тай Вон определил явление мультимедиа так: «Мультимедиа — это любая комбинация текста, изображения, звука, анимации и видео, предоставленная вам с помощью компьютера или иного электронного или цифрового устройства. Такая комбинация способна доставить вам богатые ощущения. Когда вы соединяете вместе чувственные элементы мультимедиа — ослепительные картинки и анимацию, впечатляющую музыку, видеоклипы, текстовую информацию, - вы буквально электрифицируете мысли людей и действующие центры их мозга» [16, с.1].
Таким образом, мультмедиа представляет собой сложную информационную среду, в которой способы коммуникаций действуют на основе цифровых технологий. Исследователи также предлагают относить мультимедиа к СМИ по следующим параметрам:
- предоставление контента с использованием аудио-, видео-материалов, графики и пр.;
- представление контента на различны платформах: интернет, мобильные устройства и пр.
Сегодня особенно важно, что развитие мультимедийных технологий существенно отразилось на индустрии журналистики. Появилось понятие мультимедийной журналистики. В исследованиях, посвященных этому явлению, возникла определенная путаница, связанная с данным термином. Мультимедийную журналистику нередко путают с конвергентной журналистикой, цифровой журналистикой, интернет-журналистикой. Такое синонимичное использование понятий не всегда корректно, ведь каждое из них позволяет сконцентрировать внимание на разных качествах одного и того же процесса. Термин «мультимедийная журналистика» наиболее точно отражает взаимосвязь изменений области деятельности на новом этапе мультимедийной индустрии.
М. Дезе не дает точного определения понятию «мультимедийная журналистика» и предлагает трактовать его с двух сторон:
- как предоставление новостей на сайте с использованием двух и более медиаформатов (музыка, картинка и пр.);
- как предоставление новостей через различные платформы [18, с.140].
Таким образом, для этого исследователя принципиальным остается сохранение новостного характера мультимедийной журналистики.
С самого появления мультимедийной журналистики исследователи отмечали, что она не просто механическое перемещение журналистики в цифровую среду, а нечто большее.
П. Дальгрен говорит о ней так: «Мультимедийная кибержурналистика, очевидно, нечто большее, нежели телевизионные новости на экране компьютера: это слияние нескольких традиционных медиа, а, следовательно, - новый, исторический шаг в развитии журналистики» [18, с.64].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова, Е.А. Ковергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 269с.;
2. Белоусова, М.Н. Создание мультимедийного контента — особый вид деятельности журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №6. - с.30-33;
3. Булаева, М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник, 2015. - с.121-124;
4. Васильева, Т.В., Осинский, В.Г., Петров, Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: учебное пособие. - Спб.: Специальная литература, 2004. - 320с.;
5. Волкова, В.В. Дизайн газеты и журнала. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 224с.;
6. Волкова, А.А. Медиатекст в условиях конвергенции // Журналистский ежегодник. - 2013. - №2-2. - с.26-28;
7. Выровцева, Е.В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник Челябинского государственногоо университета. - 2015. - №5. - с. 207-313;
8. Галустян, А. Зона отчуждения // КоммерсантЪ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl;
9. Землянова, Л.М. Коммуникации средства информации. - М.: Изд-во Московского университета, 2004;
10. Землянова, Л.М. Журналистика и коммуникавистика. - М.: МедиаМир, 2012. - 188с.;
11. Журналистика и конвергенции. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные? / Под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010;
12. Качкаева, А.Г. Мультимедийная журналистика. - М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2017. - 413с.;
13. Колесниченко, А.В. Длнные тексты в современной российской прессе // Медиаскоп. - 2015. - №1. - с.22-26;
14. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика. - М.: Издательство Московского университета, 2008. - 192с.;
15. Колотилов, В. Интернетные статьи, которые научат по-новому рассказывать истории // Медиакритика. - 2015;
16. Лукина, М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348с.;
17. Медиа / под ред. А. Бриггза, А.О. Кобли. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012;
18. Тимофеева, Л. Трудотерапия, диафильмы и земледелие: как в Туле лечили душевнобольных. - [Электронный ресурс]. - URL: https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/nikolaj-kamenev-osnovatel-psihiatricheskoj-bol-nicy-v-tule (Дата обращения 18.11.2020);
19. Deuze, M. What is Multimedia Journalism? // Journalism studies. -