Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в общественной жизни России, как и во всем мире, происходят сложные процессы, которые ставят перед учреждениями социально-культурной сферы принципиально новые задачи. Ценностно ориентированная модель государственной культурной политики, которая в течение последних шести лет реализуется в нашей стране, нацеливает на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения. Поскольку сама социально-культурная деятельность выступает одним из ключевых факторов формирования личности, а культурный кругозор современного человека непрерывно расширяется, то учреждениям необходимо пересматривать свое отношение к организации досуга населения, учитывать новые тенденции и предпочтения потребителей в процессе воспитания детей и молодежи.
Именно в детском возрасте происходит процесс освоения и осознания эстетических ценностей и норм поведения, механизмов коммуникации и взаимодействия с социумом, развиваются способности различать плохое от хорошего, красивое от некрасивого, воспитывается желание создавать что-то красивое, любовь к творчеству. Большую роль в этом играют специализированные воспитательно-досуговые учреждения – центры эстетического воспитания для детей. Однако, социально-экономические реформы последних десятилетий в России привели к тому, что многие такие учреждения были закрыты, реорганизованы и перепрофилированы, а оставшиеся не всегда в полной мере соответствовали цели своего назначения.
Зачастую центры эстетического воспитания просто не могут найти свою целевую аудиторию и сформировать правильную стратегию продвижения, чтобы быть понятными и востребованными целевой аудиторией и развиваться в своем направлении.
В то же время и центру эстетического воспитания детей необходимо расширять свою аудиторию, уметь определять потребности потребителей разных возрастов, рода занятий и вероисповеданий, чтобы деятельность по передаче от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения охватывала разные слои населения.
Проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом социально-культурных и РR-технологий как инструмента продвижения центра эстетического воспитания детей, с одной стороны, и недостаточным использованием данного потенциала в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
В связи с этим важно обозначить основные направления деятельности и возможности продвижения центров эстетического воспитания детей с использованием современных PR-технологий и коммуникационных средств.
Цель данного исследования: выявить и обосновать потенциал социально-культурных и РR-технологий как средства по продвижению центра эстетического воспитания детей в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и особенности организации социально-культурных и РR-технологий;
- выявить психолого-педагогические особенности воспитательной работы с детьми школьного возраста;
- рассмотреть практику продвижения центра эстетического воспитания детей средствами социально-культурных и РR-технологий;
- исследовать деятельность Старостаничного Центра эстетического воспитания детей и применяемые в нем формы передачи подрастающему поколению традиционных ценностей, норм, обычаев и образцов поведения;
- провести диагностику результативности применение социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению Старостаничного центра эстетического воспитания детей;
- представить практические предложения по повышению результативности применения социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению Старостаничного центра эстетического воспитания детей.
Объект исследования: потенциал социально-культурных и РR-технологий как инструмент продвижения центра эстетического воспитания детей.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования потенциала социально-культурных и РR-технологий как основы для продвижения центра эстетического воспитания детей в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Гипотеза исследования: применение социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению центра эстетического воспитания детей и в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения, что будет более результативным при следующих организационно-педагогических условиях:
создании специализированных кружков;
применении событийных мероприятий в деятельности центра эстетического воспитания.
Методологическую основу исследования составили положения теоретических концепций, раскрывающих:
– сущность понятия «социально-культурная деятельность» (М. А. Ариарский, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. А. Сукало, Н. Н. Ярошенко и др.);
– особенности применения социально-культурных (М. А. Ариарский, Е. И. Григорьева, Г. Ю. Литвинцева, Г. Н. Новикова и др.)и РR-технологий (Т. В. Абанкина, Е. А. Лебедева, Г. Л. Тульчинский и др.);
– стратегию развития дополнительных образовательных учреждений и их место в обществе (Н.И. Демина, А.И. Субетто, А.Н. Троян,Р.М. Чумичева и др. );
– психолого-педагогические особенности развития детей школьного возраста (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.).
Степень разработанности темы исследования:
Информационная база исследования представлена научными разработками авторов, которые рассматривали особенности социально-культурной деятельности - Теньшова О.Н., Е.И. Григорьева, М.А. Ариарский.
Источниками для анализа PR-технологй послужили работы Бурдовской Е.С., Шаркова Ф.И., Завальникова В.В.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Старостаничный центр эстетического воспитания детей» (Каменского района Ростовской области).
Методы исследования.
Теоретические методы исследования включают методы анализа и синтеза, исследование научной литературы, монографий и статей различных авторов.
Эмпирические методы исследования: включают такие методы как наблюдение, опрос.
Этапы исследования.
Исследование включает следующие этапы: теоретико-аналитический, диагностический и проектный.
Первый этап – теоретико-аналитический представляет анализ существующих подходов к применению PR-технологий в социально-культурной деятельности.
Второй этап – диагностический – представляет собой анализ конкретной организации дополнительного образования и оценку PR-деятельности.
Третий этап – проектный – разработка рекомендаций по применению РR-технологий для продвижения центра эстетического воспитания детей в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения
Новизна исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий повышения результативностиприменения социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению центра эстетического воспитания детей и в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических предложений по повышению результативности применения социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению Старостаничного центра эстетического воспитания детей.
Положения, выносимые на защиту.
Социально-культурная деятельность в современных условиях осуществляется более эффективно при PR-продвижении.
Необходимо создавать организационно-педагогические условия повышения результативности применения социально-культурных и РR-технологий в мероприятиях по продвижению центра эстетического воспитания детей и в процессе передачи от поколения к поколению
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего: информационный менеджмент. – Москва: Прогресс-Традиция, 2001. С. 171
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Москва : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
3. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Учебное пособие / Г.А. Аванесова – Москва: Аспект-Пресс – 2006. – С. 240
4. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 08.12.2019).
5. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792 с.
6. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГИК. 2013. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-otvechaet-na-vyzovy-vremeni (дата обращения: 11.12.2020).
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
8. Бердникова, Н.В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3–10 лет / Н. В. Бердникова. – Ярославль : Академия развития, 2005. – 224 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна, 3- изд. – Москва : Московский психологический социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
10. Бурдовская Е. Современные PR-технологии СМИ в России // Служба PR. – 2015. - №4. – С.13.
11. Востряков, Л.Е. Новая модель государственной культурной политики России / Л.Е. Востряков, А.С. Тургаев // Вестник СПбГИК. – 2018. – №3. – С. 6–16.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
13. Государственная программа РФ «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
14. Гладилина, И.П. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П.Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общество. – 2012. – №4 (32). – С.23–30.
15. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева, В.А. Монастырский, И.И. Алпацкий и др.; под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина. – 2004. – 512 с.
16. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
17. Завальников В.В. PR-позиционирование и продвижение объекта культурно-развлекательной сферы (на примере киноконцерта «Галактика» // Коммуникативные исследования – 2015 - №3(5), С.13-15
18. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» и специальности «Социально-культурная деятельность» / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; М-во образования и наук Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва : МГУКИ. 2004. – 539 с.
19. Литвинцева, Г.Ю. Классификация и проектирование социально-культурных технологий [Электронный ресурс / Г.Ю. Литвинцева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018, – 29 с.] – Режим доступа: http://irinasimonova.ru/index.php/publications/blog-1
20. Литвинцева, Г.Ю. Культурология досуга: учебное пособие / Г.Ю. Литвинцева. – Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2018. – 268 с.
21. Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. пособие в помощь осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлиева, Л.В. Полагутина. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
22. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – Москва : МГУКИ, 2000. – 344 с.
23. Опарин Г. А. Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1901–1905. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96299.htm.
24. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.
25. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52, ч. 1. – Ст. 775.
26. Официальный сайт Старостаничного центра эстетического воспитания детей // https://stdmsh.rnd.muzkult.ru/about (дата обращения: 21.11.2020)
27. Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. науч. статей. Вып. 8 / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2014. – С. 48
28. Разыграева М.Г., Судибье А.О., Чекменева Т.Н. Деятельность органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта (на примере МО) // Вестник Академии. -2014. № 1. С. 172
29. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 11. – Ст. 1552.
30. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1, ч. 2. – Cт. 212.
31. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – Москва: МГУКИ, 2008. – 272 с.
32. Солодухин В.И. Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-programma-kak-obekt-i-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 08.11.2020).
33. Сукало, А.А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы / А.А. Сукало // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 2 (7). – С. 70–78.
34. Теньшова О.Н. Современные социально-культурные технологии // МНКО. 2019. №6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sotsialno-kulturnye-tehnologii (дата обращения: 27.11.2020).
35. Шарков Ф.И. Паблик рилейшенз. Учебник. / М.: Дашков и К, 2017, С.15.
36. Фисюк Т.Т. Проявление феномена анимации в технологии организации культурно-досуговых программ // Учёные записки (АГАКИ). 2018. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-fenomena-animatsii-v-tehnologii-organizatsii-kulturno-dosugovyh-programm (дата обращения: 08.11.2020).
37. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. – Москва: МГУКИ, 2013 – 456 c.