Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Значит, важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Вопросы влияния медиа на социум анализировались учеными и исследователями еще 50-60-е годы прошлого столетия. Приоритет технологических факторов над социальными и политическими стал основным мотиватором для анализа тем медиа на Западе. Базовые темы, которые здесь были затронуты - влияние медиа на социум, личностная роль в обществе – рассматривались Г.Лассуэлом, У.Шраммом, Г.Гербнерером, Г. Иннисом, М. Маклюэном и др.
Явление медиа одним из первым стала анализировать англо-саксонская школа. С 60-х годов прошлого столетия в Канаде на основе университета Торонто стало популярным направление, которое анализировало новые технологии и их влияние на сознание человека и итоги его деятельности.
Особое внимание было сконцентрировано на технологиях коммуникации, которые исследовал проф. Г. Иннис и группа ученых (И.Ватт, Д.Гуди, М.Маклюэн, Э.Хэйвлок).
Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации при помощи волн электромагнитного содержания привело к созданию нового способа связи – радио. На заре начала своей работе радио было лишено массовой аудитории. Это аргументировалось не только малой численностью радиоприемников. Тогда по причине несовершенства функционирования радиоборудования передача информации могла реализовывать себя только в виде кодов. Как и в телеграфе, использовалась система Морзе, которая давала возможность передавать тексты, которые переводились в точки и тире. Предпосылки для того, чтобы радио стало СМИ, стали создаваться только перед во время первой мировой войны.
В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, использование которой в радиоустройстве давало возможность передавать сообщения голосом, музыку, шум. Спустя два года ученый создал первую в истории музыкальную передачу. Это были сигналы, посылавшиеся с Эйфелевой башни в Париже, которые распространялись в радиусе 500 миль. После использование усовершенствованных подобных приборов в радиотехнике стало увеличивать информационный и выразительный уровень ресурса радио, что помогало инициировать интерес широкой общественности к возможностям радио. Во многих государствах стали появляться общества радиолюбителей .
Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания.
Целью данной работы является рассмотрение становления радиопрограмм в послевоенные годы.
Задачи:
- описать специфику становления радиовещания в странах Европы и США;
- рассмотреть особенности советского радиовещания после войны и во время хрущевской «оттепели».
Глава 1 Становление радиовещания после войны: Европа, США и СССР
1.1 Развитие радиовещания в Европе и США
В 1922 г. экспериментальное радиовещание началось во многих странах Азии, в частности, в Японии, Китае, Индонезии, на Филиппинах. Радио вызвало большой интерес специалистов по связи и представителей деловых кругов Японии. Изучался американский и европейский опыт организации радиовещания. В 1922 г. вступили в строй первые регулярно вещающие японские радиостанции. В последующие годы в стране происходило формирование как компаний коммерческого вещания, так и принадлежащих государству радиостанций, которые были созданы в крупнейших японских городах – Токио, Осаке и Нагое. Однако во властных кругах Японии возобладаю стремление поставить под контроль правительства все существующие в стране радиостанции с тем, чтобы обеспечить их монопольное использование в целях поддержки внутренней и внешней имперской политики . Это произошло в 1926 г., когда под предлогом создания в стране единой централизованной сети радиостанций правительство объявило об образовании Национальной вещательной корпорации (NHK). В 1928 г. было организовано централизованное общенациональное вещание по всей территории Японии, а в последующие четыре года – осуществлен переход на двухпрограммное вещание. Финансирование деятельности корпорации осуществлялось по схеме, напоминающей механизм финансирования британской Би-Би-Си: бюджет NHK длительное время пополнялся путем взимания устанавливаемой правительством абонентской платы с владельцев радиоприемников, исполнение же бюджета контролировалось на министерском уровне.
Роль, которую играло радио во время Второй мировой войны как средство информации и пропаганды, привлекла к нему особое внимание государственной власти. Во Франции, как и в других европейских странах, разоренных, испытывавших трудности транспортного сообщения, недостаток газетной бумаги, радио становится основным средством обращения к населению, освобожденному от нацизма, а очень скоро — инструментом холодной войны .
В период Освобождения комиссары отрядов Сопротивления получили касающиеся радио инструкции, которыми они должны были руководствоваться, беря в свои руки радиостанции. В Париже эти инструкции выполнял участник Сопротивления социалист Жан Гинебер, подчинявшийся министру информации Пьеру Тетжену. Помещение Радио-Пари было занято отрядами Сопротивления 19 августа 1944 г. В течение нескольких дней на его волнах звучала только музыка («Марсельеза», довоенные мелодии, сочинения Гершвина и др.), и только 22 августа вышла первая информационная передача, во время которой прозвучал призыв Комитета освобождения к восстанию. А 24 и 25 августа уже передавались репортажи о сражениях за Париж и о прибытии генерала де Голля в Отель де Вилль — мэрию Парижа.
Частная коммерческая модель радиовещания в ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70% – сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф.Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.
За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но и создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом.
1.2 Советские радиопрограммы после войны и их идеологическое влияние на население СССР
После войны, после победы СССР, на многих территориях, которые были оккупированы Германией, присутствовала разруха. Германия использовала тактику «выжженной земли», оставляя после себя развалины.
Между советской стороной и бывшими ее союзниками по антигитлеровской коалиции возникла «холодная войны». Стала приобретать популярность гонка вооружений, которая требовала масштабных инвестиций.
Само население было разочаровано. Оно ожидало, что достаточно быстро улучшатся условия жизни после победы. Но только через 2,5 года после победы отменили карточки на питание. Каждый год говорось о снижении цен на продовольственные и промышленные товары, но на практике это были акции пропаганды. Зверев А. Г. министр финансов при Сталине, откровенно писал позже о том, что падение цен компенсировалосьв бюджете снижением расценок в оплате за труд.
В таких обстоятельствах перед радио, как и перед другими СМИ, ставилась задача объяснения обществу, что сложности реабилитации экономики требуют от советского населения дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что данные жертвы – последние.
Машина пропаганды, направленная на манипуляцию в тоталитарном обществе, запущена на полную мощность.
Еще больше происходило усиление цензуры. Теперь ее легко можно было реализовывать при помощи техники. Из эфира исчезли «прямые передачи». Почти все программы, за исключением выпусков новостей «Последних известий», шли в записи.
К концу 1946 года, как признавался председатель Радиокомитета Д. Поликарпов, все радиовещание занимали передачи, которые заранее фиксировались на пленке. Контроль велся тщательный и за подбором кадров в эту сферу. Именно тогда в кругу радиожурналистов стала наиболее актуальной пословица, которую они перефразировали: «Слово не воробей, поймают – вылетишь!»
Развитие радиовещания после войны требовало совершенствования структуры средств коммуникации. Летом 1949 года единый для страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, преобразуется в 2 радиовещательных органа всесоюзного значения:
1) Комитет радиоинформации
2) Комитет радиовещания при Совете Министров СССР .
Первый занимался внутренним радиовещанием. Второй распространялся на страны за рубежом.
Во многих городжах стали появляться обязательные радиоузлы. К примеру, первый мощный радиоузел появился в Перми 2 апреля 1930 г., а до этого при Пермском политехникуме (ныне - авиационный техникум им. А. Д. Швецова) был организован первый в области радиокружок, проведена конференция радиолюбителей, и 6 ноября 1927 г. передачей из городского театра - трансляцией торжественного заседания, посвященного 10-й годовщине Октябрьской революции, - в городе началось регулярное радиовещание. Впервые прозвучали слова: «Говорит Пермь!».
Среди первых радиожурналистов в разные годы были П. Казымов, А. Кольцова, Н. Вагнер, В. Перебатов, Н. Кузнецов и другие. В 1950-е годы пришли В. Радкевич, А. Воробьев, Б. Гринблат, П. Эпштейн, позднее их ряды пополнили Э. Шумов, Г. Лебедева, Г. Белов, В. Аборкин, С. Балахонов, М. Лебедева, В. Сопин, А. Лосев, Т. Сырохватова, Т. Ромащенко, Л. Федорова. Более полувека связана с пермским радио трудовая биография диктора Г. С. Барабанщикова.
Ныне он - заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин г. Перми. Перелистаем страницы истории радио. В 1951 г. принят генеральный план радиофикации «Большой Перми». В 1965 г. Пермь стала получать московскую программу вещания по ВЧ-кабелю, а позднее - по радиорелейной линии. В 1975-1976 гг. на областном радио записаны все романсы П. И. Чайковского в исполнении Э. Пелагейченко.
Реформы привели в возрастанию роли радиовещания на страны зарубежья и послевоенное время. Стало больше по количеству языков и зон вещания. В марте 1953 вместе с реорганизационными изменениями в структуре центральных учреждений и ведомств вместо двух комитетов формируются Главное управление радиоинформации и Главное управление радиовещания в составе только что образованного Министерства культуры СССР. После войны из ленинского наследия лично Сталиным снова стала востребованной политика с антиинтеллектуальными тенденциями и разжиганием борьбы классов. Население подталкивали к борьбе и конфронтации с Западом. Культурная жизнь, наука, образование делились на отечественные – прогрессивные, и буржуазные, то есть вражеские. Последние необходимо было искоренять из сознания советского народа.
Сталин не останавливался перед запретом в любой сфере. Были запрещены генетика и кибернетика. Были созданы компании по пропаганде против генетиков, литераторов, пишущих «неправильные» романы. Велась конфронтация с актерами и режиссерами, ставящими «не те» пьесы. Каждый раз выходили специальные постановления ЦК партии, собирались всесоюзные совещания, травившие «провинившихся».
Естественно, все вышеизложенное находило свое применение и на радиопрограммах. Из эфира стали исчезать произведения А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и других культурных мастеров.
Радио было призвано объяснить обществу, что все открытое или созданное человечеством появилось сначала в России, а уже после – в других странах. Это была пропаганда против «космополитов», которые считали себя гражданами мира. В таких людях видели врагов СССР.
Так постепенно опускался «железный занавес» между СССР и другими странами. Власть СССР стала прочной, и всеми средствами это поддерживала.
Всесоюзное радио вещало общественно-политические, научно-образовательные передачи, где говорилось о важности «враждебного влияния» других стран. Интересно, что, не имея возможности привлекать как начальный материал богатство мировой культуры и истории, оно концентрировалось на исследовании отечественной науки и искусства. Поэтому работники Всесоюзного радио были вынуждены обращаться к уже известным материалам истории нашего государства. Стала более глубоко изучаться история нашей страны. К примеру, в 1952 году создается «Научный радиотеатр». Это был цикл спектаклей и радиокомпозиций о творческих достижениях научных деятелей и деятелей техники из России.
Прозвучавшие в эфире сценические произведения можно по праву считать плодом тесного творческого содружества на радио литературы, науки и искусства. В спектаклях, подготовленных ведущими режиссерами Всесоюзного радио, были заняты крупнейшие мастера советского театра: М. Астангов, В. Белокуров, М. Болдуман, А. Грибов, В. Ершов, А. Кторов, Н. Плотников, Р. Плятт, Е. Самойлов, Л. Свердлин, Б. Смирнов, В. Топорков, М. Штраух, Ю. Яковлев и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ахмадулин, Е.В. История отечественной журналистики XX века. Учебник для академического бакалавриата / Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян. - М.: Юрайт, 2016. - 423
2) Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с.
3) Быков, А.Ю. История зарубежной журналистики: Учебник для бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 366 c.
4) Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. М., 1976. С. 318–319
5) Гуревич П.С. Роль радиовещания в культурной революции в СССР. Автореферат диссертации....М.- 1965.-17с.
6) Зеленов М.В. Эволюция правового положения Главлита, его структуры и штатов (1922-1967) // Цензура в России: история и современность. Сборник научных трудов. – СПб., 2013. Вып. 6.
7) Зеленов М.В. Создание и функционирование общесоюзного органа военной цензуры – Отдела военной цензуры при уполномоченном СНК СССР по охране военных и государственных тайн в 1933–1940 гг. // История книги и цензуры в России. Третьи Блюмовские чтения: материалы III междунар. науч. конф., посвящ. памяти А.В. Блюма, 27–28 мая 2014 г. / Науч. ред. М.В. Зеленов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 248-257
8) Зеленов М.В. Положение о Главном Управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР – правовое регулирование цензуры в 1966 г. // История книги и цензуры в России: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти А.В. Блюма, 29-30 мая 2012 г. / Науч. ред. М.В. Зеленов. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. С. 224-230
9) История советской политической цензуры. Документы и комментарии. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997
10) Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998. 156 с.
11) Островский, Александр Владимирович. История мировой и отечественной связи: учебное пособие / А. В. Островский ; Федер. агентство связи, С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича. - Санкт-Петербург : Издательство СПбГУТ, 2011. - 310 с
12) Пестриков, Виктор Михайлович. Эволюция безламповых устройств беспроводной передачи информации в первой половине XX века / В. М. Пестриков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Санкт-Петербург : СПбГУСЭ, 2010. - 183 с
13) Сотин Б. С. Титова В. М. Радиосвязь и радиовещание в СССР // Очерки истории радиотехники / ИИЕТ.- М. : АН СССР, 1960.- с. 387-446.
14) Трыков, Валерий История зарубежной журналистики. От истоков до Второй мировой войны / Валерий Трыков. - Москва: Гостехиздат, 2007. - 440 c.
15) Эра Радио в истории цивилизации.// Электросвязь.-2009-.-No3.- с.2.