Фрагмент для ознакомления
2
В современной научной литературе существуют различные подходы к определению места и роли в экономике субъектов малого и среднего предпринимательства, которые варьируются в зависимости от исторических предпосылок и национальных особенностей экономических систем, отраслевой принадлежности, воспринимаемыми тем или иным автором в приводимой терминологии. Так, для обозначения исследуемого сегмента рыночной экономики используется многообразие терминов: «малый и средний бизнес», «малое и среднее предпринимательство», «предприятия малого и среднего бизнеса», «фирмы и компании малого и среднего бизнеса» и пр., исходя из правового закрепления в законодательстве зарубежных стран (Европейский Союз, Канада, КНР, Мексика, США, Швеция, Финляндия и др.), термина «малые и средние предприятия» (от англ. «small and medium-sized enterprises», SMEs) . То есть в большинстве случаев основополагающим фактором в определении исследуемого понятия служит термин «предприятие», под которым нормами ст. 132 ГК РФ признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления и ведения предпринимательской деятельности, что в полной мере применимо к субъектам малого и среднего бизнеса.
В научных источниках российскими учёными и экономистами, такими как А.Н. Асаул, В.Я. Горфинкель, Н.Ю. Круглова и др., достаточно глубоко анализируется природа возникновения предпринимательства, начиная от Российской Империи, новой экономической политики советского периода, перехода России к рыночным отношениям, приводится ряд определений, уточняющих критерии сегмента малого и среднего бизнеса, его роли в экономической среде.
В России деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) . При этом нормами ст. 4 указанного Закона конкретизируется перечень организационных форм малого и среднего предпринимательства, к которым относят хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечисленные субъекты должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, соответствовать критериям по долевому участию уставного капитала других организаций не более 25-ти %, среднегодовой численности работников (для микропредприятий - до 15 чел. включительно, малых - до 100 чел. включительно, для средних - от 101-го до 250-ти чел. включительно). Более того доход от деятельности субъектов должен соответствовать объёму, установленному Правительством РФ для микропредприятий не более 120 млн руб., малых - не более 800 млн руб., средних - не более 2-х млрд руб. .
Российское законодательство не ограничивает сферы предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса за исключением узкого ряда отраслей, деятельность в которых лицензируется в соответствии действующим законодательством. В частности, некоторые ограничения по предмету ведения бизнеса предусматриваются нормами ст. 12 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тем не менее свобода предпринимательства, гарантированная Конституцией РФ, предполагает широкий выбор видов деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях национальной экономики.
Следует отметить, что в современных условиях государственное регулирование предпринимательской деятельности рассматривается как один из главных способов по обеспечению технического и производственного развития сферы общественного воспроизводства, а также оптимального перехода национальной экономики из ряда сырьевых в ряд перерабатывающих экономик развитых капиталистических стран.
Безусловно, развитие предпринимательства в экономике отчасти связано с государственным регулированием субъектов отношений. Регулирование предпринимательства – это некий важнейший инструмент формирования комфортных условий для эффективной деятельности предпринимательских структур, экономического роста и повышения уровня развития страны.
1.2. Особенности кредитования субъектов предпринимательства
Одним из значимых элементов рыночной экономики является банковское кредитование. Существование банковского кредита обусловлено современным уровнем развития рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Потребность в нем возникает как со стороны государства, которые используют его в целях осуществления поддержки и стимулирования различных секторов экономики, так и у иных субъектов хозяйственной деятельности: физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В системе социально-экономических отношений роль банковского кредитования обусловлена его природой, так как предоставление денежных средств коммерческими банками исполняется не за счет собственных средств, а за счет привлеченных временно свободных средств участников рыночных отношений.
Функционирование коммерческих банков, как субъектов экономических отношений, является одним из основных условия существования «банковского кредита» в рыночной экономике. При этом следует отметить, что предоставление заемных денежных средств в экономике осуществляется и иными хозяйствующими субъектами, однако именно банковский кредит играет наиболее выраженную роль в перераспределении финансовых ресурсов, позволяя повышать эффективность экономической системы в целом и проводить целенаправленное государственное воздействие на субъектов хозяйственных отношений .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2020. - N 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 6. - Ст. 492.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - N 31. - Ст. 4006.
5. Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2019. – 560 с.
6. Банковское дело: управление и технологии: учебник / под ред. А.М. Тавасиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 671 с.
7. Банковское право : учебник для вузов / ред. И. Ш. Килясханов, ред. Е. Ф.
8. Белоглазова Г.Н. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г.Н. Белоглазова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 422 с.
9. Берджес Д.Ф., Основы управления малым бизнесом / Д.Ф. Берджес, Д. Штайнхофф. – М.: Бином, 2017. – 258 с.
10. Девятаева Н.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения / Н.В. Девятаева // Молодой ученый. - 2020. - № 1. - С. 504-507.
11. Дербенева Е. Н. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России / Е.Н. Дербенева // Инструментарий финансового планирования и оценки в системе управления организациями / Вестник АГТУ. Серия: экономика. – 2019. – № 1. – С. 108-112.
12. Кох Л.В. Трансформация сущности предпринимательства / Л.В. Кох // Вестник Ленинградского государственного университета. - 2019. - №1(6). - С. 43-47.
13. Кредитование малого и среднего бизнеса по итогам 2019 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2020_finmb_bul.pdf
14. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. – Москва: ИНФРА-М, 2018. - 300 с.
15. Малого бизнеса в России стало больше. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vedomosti.ru
16. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. - M., 2020. – 86 с.
17. Малый и средний бизнес в 2019 году: международный опыт регулирования и финансирования // Дайджест МСП БАНК. – М., 2019. С. 32.
18. Ольхова Р.Е. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Е. Ольхова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2019. - 304 с.
19. Поддержка бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/10216-podderzhka-biznesa
20. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corpmsp.ru/upload/Программа_кр_бланк.pdf
21. Тодосийчук А. В. Государственное регулирование и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства / А. В. Тодосийчук // Инновации. - 2018. - № 3. - С. 26-32.
22. Чапек В. Н. Малое предпринимательство в России : учебное пособие для ВУЗов / В. Н. Чапек, Д. В. Максимов, В. В. Богуславский . - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 284 с.