Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что уделяется мало внимания изучению писателей Волгоградской области, интерес к которым необходимо прививать еще со школы.
Цель работы: предложить рекомендации по изучению писателей Волгоградской области на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС к организации предметного учебного процесса;
2. Проанализировать условия для формирования заинтересованности в предмете.
3. Составить конспект урока;
4. Предложить рекомендации по работе с текстами волгоградских писателей на уроках русского языка.
Предмет исследования: процесс изучения писателей Волгоградской области на уроках русского языка.
Объект исследования: учебный процесс.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Требования ФГОС к организации предметного учебного процесса в школе
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) является сложным и многогранным процессом. Его успешность зависит от многих факторов: финансовых, материально-технических и, в первую очередь, технологических.
В настоящее время именно ФГОС является основой для разработки образовательных программ дошкольного, начального, среднего (полного) общего образования. Именно на этой базе сегодня разрабатываются программы всех учебных предметов, учебная литература, контрольно-измерительных материалы. Фактически стандарт применяется для непосредственной организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности[18].
Стандарт обобщил опыт, который уже сформировался в принципиально новых условиях цифрового общества, когда образовательный процесс приобрел новые средства и методы, которые только оптимизировали его возможности, сформированные на основе предыдущего масштабного педагогического опыта [2, c. 12].
В основе анализа и разработки стандарта находится педагогический процесс как главный элемент взаимодействия учащегося и педагога, при этом арсенал средств, которые может применить современная педагогическая наука является чрезвычайно широким. Взаимодействие стало эффективным не только в классе, в ходе занятий, но и во внеурочной деятельности, а также в набирающей популярность дистанционной системе. Все эти направления развития педагогического процесса сегодня получили самое разнообразное воплощение [5, c. 29].
1.2 Создание условий для формирования заинтересованности в предмете
Усвоение материала является основой для всех видов обучения, будь то самостоятельный или школьный процесс. Это объясняется тем, что индивидуальный опыт человека формируется через процесс усвоения. Кроме того, это помогает учащимся не только принимать, но и сохранять и воспроизводить принятый материал. В.В. Давыдов сказал, что «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности» [8, с.168].
Если начинать преподавание любого предмета необходимо помнить, что важнейшую в усвоении материала роль играет пробуждение интереса учеников к изучению русского языка, как школьного предмета, а также формирование положительного отношения к самому предмету посредством использования проблемного обучения.
В психолого-педагогической литературе дано множество определений понятия познавательный интерес. Определение, данное в российской педагогической энциклопедии, мы посчитали наиболее полным: «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [18, с.373].
Даже в старших классах открыто стоит вопрос об успеваемости учеников, т.к. многие из них отстают от программы. На то у каждого своя причина: кто-то плохо усваивает материал, кому-то не дается практическая деятельность, а кто-то просто не хочет учиться. В последнем случае ученикам не хватает мотивации к обучению, недавно рассмотренного нами познавательного интереса.
Методисты выделяют несколько опорных психологических условий, влияющих на эффективность обучения:
- учет возрастных особенностей школьников;
- тренировка памяти и творческих способностей;
- мотивация интереса;
- активизация внимания;
- обогащение мышления и речи школьника;
- обеспечение активности восприятия.
Большинство исследователей полагают, что познавательный интерес связан и с другими мотивами, однако является в этой системе центральным понятием.
Мотивом называется то, что побуждает человека к совершению какого-либо действия. Это такая движущая сила, основой которой выступают потребности, интересы, цели, а также социально-психологические характеристики личности.
Учебная мотивация значительно отличается от других видов мотивации, т.к. постоянно находится в движении, в зависимости от возрастных особенностей учащихся. В связи с этим, важно, чтобы педагог определял доминирующие побудители активности и всю структуру мотивов.
В рамках уроков главными потребностями выступают именно практические, направленные на умение применять усвоенный материал.
Не стоит забывать, что практические способности не только связаны с возрастными рамками, но и с особенностями развития конкретного человека, что должен учитывать педагог при выборе методик обучения.
На уроках необходимо, чтобы у учеников сформировывался устойчивый интерес, а не ситуативный, как на уроках технических предметов (математики, информатики, физики и пр.). Это важно, потому что при формировании ситуативного интереса ученик осваивает только конкретные знания и умения, а не всю систему знаний в целом. В таком случае, существенная роль отводится содержанию учебного материала, к подаче которого в рамках предмета предъявляются следующие требования:
- информация должна быть занимательной, значимой, новой, яркой, противоречивой. Это является, можно сказать, отправной точкой в учебном процессе проблемного обучения, так как формирует мотивационный фактор;
- старая информация должна рассматриваться с новой точки зрения;
- информация должна быть научна и достоверна, а также практична. Это необходимо для того, чтобы ученики смогли оценить и проанализировать ее значимость в общественных процессах и применении на практике. Для этого можно использовать исторические справки, объяснять и наглядно демонстрировать некоторые сложные вопросы.
Соблюдение этих требований в совокупности с развитием учебных навыков и умений позволяет развить у школьников устойчивый интерес.
Перед составлением учебного плана, учитель должен изучить особенности учеников, их уровень подготовки. Очень важно, чтобы уже с первого урока у ребят сложилось хорошее и, по возможности, яркое впечатление не только об учителе, но и о предмете. Именно первое занятие закладывает основу для формирования познавательного интереса.
Не менее важным фактором является детальная проработка и подготовка урока. Учитель не может просто выбрать тему и сопутствующие материалы, т.к. превратит занятие в стандартный урок. Напротив, он должен полностью проработать и сам раздел, и дополнительные материалы, выделив ключевые вопросы, обязательные для усвоения. Главное – сформировать проблему урока и скрытое противоречие, для решения которых ученикам придется не просто задуматься, а применить смекалку, логику и творческие способности. Содержание урока нужно отбирать только тогда, когда педагог уже четко определил задачи, цели и проблему занятия.
Современные педагоги и психологи также указывают на необходимость включать в изучение новой темы интересные, но не всегда необходимые факты.
Интерес к теме, предложенной учителем начальной школы, повышает и конкретизация понятий, т.к. с помощью этого можно организовать познавательную деятельность.
Многие педагоги говорят о пользе в формировании познавательного интереса к технологии дидактических игр – своеобразной форме подачи материала, при которой формируется мощный стимул к обучению, т.к. игра
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апетян, М.К. Психологические особенности и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. - 2014. - с.243-244;
2. Бабинский, М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования/ М.Б. Бабинский//Народное образование. – 2011. – №6. – С.11-16.;
3. Бутенко,А.В.Критическое мышление: метод, теория, практика/ А.В. Бутенко. – Красноярск: 2016. – 102 с.;
4. Валгина Н.С., Современный русский язык:учеб. для филол.спец.вузов/Н.С.Валгина,Д.Э.Розенталь,М.И.Фомина.-5 изд.,перераб.-М.:Высшая школа,1987.-380с.;
5. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. М.И. Махмутова. – Казань: Издательство КГу, 1970;
6. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР. – 544с.;
7. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1960. – 299с.;
8. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 378с.;
9. Ильина Г.А. Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41;
10. Ковалев В.И., Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв.ред. А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1988. – 193с.;
11. Корнетов, Г.Б. Педагогическая мысль как феномен развития педагогической науки // Историко-педагогический журнал. - 2016. - с.65-90;
12. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство НГГу, 2000. – 301с.;
13. Кудрявцев Т.В., Исследование и опыт проблемного обучение в книге «О проблемное обучении». – Вып.2. – М.: Высшая школа, 1969;
14. Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с.;
15. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 186с.;
16. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 80с.;
17. Пойя Г., Математика и правдоподобные рассуждения / Г. Пойя. – М.: Наука, 1975;
18. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т., Т.1 / В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 1160с.;
19. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: В 2т. Т.2. – М.: Педагогика, 1989;
20. Томина Е.Ф., Педагогические идеи Дж. Дьюи. – Вестник ОГу. – 2011. – №2 (121). – с.1-7;
21. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Ваестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - с.30-37;
22. Шамова Т.И., К вопросу о методах преподавания и учения. – Советская педагогика. – 1974. - №1;
23. Шищенко, О.С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли // Концепт. - 2013. - с.1-5;
24. Яковлева С.П., Развитие у учащихся интереса к изучению // страницы истории. – Вузовский сборник научных трудов. – Брянск. – 2011. – Вып.9. – с.2;
25. Ярмакеев, И.Э. Развитие педагогической науки: традиции и перспективы // Филология и культура. - 2006. - с.1-31