Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Все более актуальными в России становятся проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы. Рынок труда в качестве экономической категории долго рассматривался как проявление, свойственное только капиталистическим странам, а безработица - как результат господствующих отношений на рынке труда, проявляющихся вследствие многочисленных противоречий между трудом и капиталом. В период высокоразвитой рыночной цивилизации значение рынка труда в эволюции экономики постоянно увеличивается. Безработица оказывает значительное воздействие, как на социально-экономическую, так и политическую ситуацию в стране. От того, насколько эффективно проводится политика на рынке труда в стране и отдельно в конкретном регионе, зависит общий уровень благосостояния общества.
Большая роль при рассмотрении проблем занятости населения отводится государственной (региональной) политике, сокращению уровня безработицы в стране. Государственное регулирование занятости относится к целенаправленному воздействию со стороны органов власти в целях повышения ее уровня, поддержания стабильности общества.
Объект исследования – рынок труда РФ.
Предмет исследования – занятость и безработица, проблемы безработицы в России.
Цель курсовой работы – изучение рынка труда, занятости и проблемы безработицы в России. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Раскрыть понятие и содержание рынка труда;
2) Рассмотреть повышение уровня занятости и сокращение безработицы как социально-экономическую проблему;
3) Оценить структуру и динамику занятости и безработицы в России;
4) Проанализировать и оценить безработицу в России;
5) Разработать направления повышения уровня занятости в России, а также мероприятия по снижению уровня безработицы среди молодежи.
Теоретико-методологической базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по вопросам организации и активной политики на рынке труда, в частности, С.Ю. Рощина, М.Н. Танделовой, А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной и др. Также все внимание обратилось на нормативно-правовую базу, статистические источники, в частности, данные Госкомстата РФ.
При написании курсовой работы применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ литературы по проблеме, синтез, индукция и дедукция, обобщение, а также логический, системный и статистический методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут явиться основой дальнейших теоретических разработок по данной тематике. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов в деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти, а также в преподавании учебных курсов по таким дисциплинам, как «Статистика», «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика и управление».
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы состоит из 20 наименований.
1. Теоретические аспекты рынка труда, занятости и безработицы в современной России
1.1. Понятие и содержание рынка труда
В настоящее время рынок труда представляет собой место, в котором происходит удовлетворение потребностей, как работодателей, так и работников. Работодатели на рынке труда осуществляют поиск необходимых для той или иной должности работников. Работники же выполняют работу за вознаграждение.
К главным компонентам рынка труда следует отнести:
- политика органов власти в сфере обеспечения занятости и снижения уровня безработицы;
- система подготовки и найма кадров;
- фонд поддержки безработных, переподготовка и переквалификация, биржи труда;
- нормативно-правовое регулирование занятости населения [8, с. 29].
На рынке труда представляется возможным свободно осуществить выбор той или иной профессии, места работы, найма, а также увольнения в соответствии с трудовым законодательством РФ, получение дополнительного образования, переквалификации и пр.
Непосредственными целями рынка труда являются:
- удовлетворение интересов населения в труде;
- достижение занятости, учитывая потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и пр.
В настоящее время можно отметить прямые и косвенные методы реализации проводимой политики на рынке труда. Прямой метод реализации включает в себя регулирующую или корректирующую государственные функции.
Прямые методы включают в себя нормативно-правовое регулирование найма работников, в частности:
- стимулирование формирования новых рабочих мест;
- формирование системы производственного обучения/переподготовки;
- стимулирование развития производства или его сдерживание в регионах и областях;
- установка продолжительности рабочего дня и недели;
- проведение сезонных работ [20, с. 572].
Косвенные методы состоят из внесения изменений в условия хозяйствования в сторону стимулирования или ограничения развития экономических процессов, затрагивают, в основном, проблемы спроса на труд.
Косвенные методы содержат в своем составе компоненты фискальной политики (изменения в ставках налогов), монетарной (регуляция денежного обращения), финансовой (ассигнования и выплата субсидий), амортизационной (изменение ставок амортизационных норм) [20, с. 573].
Особое значение в регулировании активной политики на рынке труда принадлежит службе занятости. Служба занятости главный элемент рыночной инфраструктуры, представляющий из себя специфический государственный институт, который осуществляет посреднические функции на рынке.
Служба занятости, реализуя активную политику на рынке труда, осуществляет регистрацию безработного населения, свободных для работы мест, трудоустройство безработных, изучает рынок, его тенденции, проводит анкетирование безработных, на предмет выявления их потребностей, организует обучение/переобучение безработных и пр.
Необходимо отметить, что рынок труда в большей степени, в сравнении с иными рынками, зависит от регуляционного воздействия институциональных структур (трудового законодательства, программ, органов центров занятости, кадровых агентств, профсоюзов, объединений работодателей и пр.).
В практической деятельности органов власти в рамках осуществления в стране активной политики занятости применяются различного рода инструменты государственного регулирования. Наиболее используемый инструмент политики занятости − целевые программы. Так, в России сегодня реализуется государственная программа РФ «Содействие занятости населения», финансируемая за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в общем объеме 67,8 млрд руб. в 2020 г., 67,8 млрд - в 2021 г., 68,3 млрд - в 2022 г. [3].
По итогам реализации указанной программы ожидается:
- формирование условий для гибкого, эффективного рынка труда;
- сокращение разрывов в уровне общей и регистрируемой безработицы;
- формирование на ежегодной основе ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
- создание основы разработки программ профессионального обучения;
- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
- поддержание социальной стабильности в обществе [3].
В рамках данной программы реализуется подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан». Мероприятия данной подпрограммы ориентированы на предотвращение роста напряженности на рынке труда, привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики, повышение квалификации работников. Подпрограмма ориентирована на предотвращение роста напряженности на рынке труда, на обучение порядка 99,8 тыс работников компаний, модернизацию инфраструктуры занятости населения в регионах страны [3].
Подпрограмма включает в себя:
- разработку нормативно-правовой, методической базы в области обеспечения занятости;
- осуществление мер активной политики занятости населения;
- мониторинг рынка труда;
- социальные выплаты безработным гражданам;
- защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы;
- Федеральные проекты «Старшее поколение», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», «Цифровое государственное управление»;
- реализация мер программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» [3].
Реализация подпрограммы поспособствует поддержать социальную стабильность в обществе, повысить уровень трудоустройства граждан (до 70 %), сформировать дополнительные рабочие места, повысить трудовую мобильность с 26,5 % до 79 % к 2023 году, усилить адресность и повысить уровень социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам, снизить уровень безработицы молодежи в возрасте от 25 до 29 лет до 5,5 % в 2024 году, организовать к 2025 году переобучение, повышение квалификации 100,4 тыс. работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда, проекты по модернизации 85 центров занятости населения в субъектах Российской Федерации, повысить уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, до 68,5 % в 2024 году, организовать переобучение и повышение квалификации граждан предпенсионного возраста, женщин с детьми0 несовершеннолетних граждан [3].
Таким образом, рынок труда представляет собой место, в котором происходит удовлетворение потребностей, как работодателей, так и работников. Работодатели на рынке труда осуществляют поиск необходимых для той или иной должности работников. Работники же выполняют работу за вознаграждение. Реализация активной политики занятости является эффективным инструментом в решении проблем функционирования рынка труда, в частности, сокращения уровня безработицы населения в стране и каждом отдельно регионе. Органы власти, при этом, применяют законодательные и организационные меры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.− М.: Эксмо, 2013. 63 с.
2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации//Консультант плюс
3. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 348//Консультант плюс
4. Ахмедов, К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики / К.А. Ахмедов // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. − № 3. С. 1-7.
5. Безработица в России выросла до максимума за последние 8 лет. – URL: https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd7cc9a7947e5f4bac0c4 (дата обращения: 15.11.2020)
6. Грязнова, А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика [Текст] / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: Кнорус, 2014. – 680 с.
7. Зиядуллаев, Н.С., Воронов, А.С. Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики [Текст] / Н.С. Зиядуллаев, А.С. Воронов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. - № 70. – С. 33-47.
8. Игошина, К.Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения [Текст] / К.Е. Игошина // NAUKARASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. − 2016. № 12 (036). – С. 29-34.
9. Колесникова, Ю.С. , Камашева, А.В. , Халиков, А.Л. Молодежный рынок труда и содействие трудоустройству // Экономика и политика. Экономические науки. – 2013. – № 12. – С. 54-57.
10. Кумчаева, О.В. Экономика и социология труда. Учебник и практикум [Текст] / О.В. Кумчаева. – М. : Юрайт, 2018. – 261 с.
11. Молодежная безработица в России. [Электронный ресурс]. – URL: http://club-rf.ru/detail/3236 (дата обращения: 20.11.2020)
12. Мордасов, М.В. Выпускники ждут высоких зарплат, а работодатели – опытных специалистов // РИА Новости 2017. – URL: https://ria.ru/society/20120627/686108539.html (дата обращения: 15.11.2020)
13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - [Электронный ресурс]. – URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 19.09.2020)
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019. - [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vUqE8bzY/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 15.09.2020)
15. Росстат: занятость и безработица в 2019 году. - [Электронный ресурс]. – URL: https://nangs.org/analytics/rosstat-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossijskoj-federatsii (дата обращения: 15.11.2020)
16. Рощин, С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие [Текст] /под ред. С.Ю. Рощина, Т.О Разумовой. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 400 с.
17. Содействие занятости населения. [Электронный ресурс]. – URL: http://zanas.saratov.gov.ru/sodzaninv/(дата обращения: 10.09.2020).
18. Танделова, М.Н., Габараева, Ж.Ф. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия / М.Н. Танделова, Ж.Ф. Габараева // Сборник материалов XXXVI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. – 2017. – С. 6-11.
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.09.2020).
20. Французова, Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе [Текст] / Т. А. Французова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 572-575.