Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе, сотрудники органов внутренних дел, выполняя свои профессиональные обязанности, являются не только представителями исполнительной власти, но и выступают в качестве гаранта законности и правопорядка. Осуществляя правоохранительные функции, сотрудники ОВД нередко сталкиваются с лицами, которые ведут себя агрессивно, совершают правонарушения и преступления, а также способны оказать противодействие в отношении самих представителей власти.
Проблема обеспечения личной безопасности сотрудниками ОВД в процессе осуществления ими своих профессиональных обязанностей, является в настоящее время довольно актуальной, ввиду того, что количество получивших травмы и погибших сотрудников при выполнении служебных обязанностей, остается недопустимо высоким.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при проведении специальных операций в чрезвычайных обстоятельствах
1.1. Система обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД
В настоящее время предпринимается ряд важных и необходимых мер по обеспечению личной безопасности сотрудников правоохранительных органов. Укрепляется правовая и нормативная база. На это направлен ряд положений Законов Российской Федерации «О полиции» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» , а так ведомственных нормативных актов МВД России. Осуществляются шаги, направленные на повышение уровня материально-технического обеспечения органов внутренних дел, принимаются меры управленческого характера. Так, особую роль призваны сыграть подразделения собственной безопасности ОВД, которые обеспечивают как безопасность органов внутренних дел в целом, так и личную безопасность сотрудников этих органов. Формируется определенная система обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел.
Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Риск, как физический, так и психологический являются сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, и деятельность по обеспечению их личной безопасности, то есть целенаправленному уменьшению риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна.
В узком смысле, под личной безопасностью сотрудников органов внутренних дел понимается состояние защищенности жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел от угроз внешнего и внутреннего характера. Соответственно, обеспечением личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, понимаемой в узком смысле, является совокупность приемов и способов, направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел до объективно возможного предела при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий.
Традиционная сложность рассмотрения вопросов, связанных с обеспечением личной безопасности сотрудников связана с тем, что конкретные приемы и способы снижения рисков причинения вреда жизни и здоровью сотрудников полиции в ходе выполнения ими оперативно-служебных задач либо не имеют нормативного закрепления либо характер их нормативно-правового регулирования минимален.
При этом следует отметить, что правовое регулирование обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел имеет комплексный характер и интегрирует нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах. Данные нормативные правовые акты в большинстве своем имеют подзаконный ведомственный характер. На уровне законодательного регулирования вопросы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел освещены, на наш взгляд, в недостаточной мере. Так, например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», имеющий основополагающее значение для организации деятельности полиции, содержит, пожалуй, только одну норму, закрепленную в ч. 2 ст. 24, прямо и непосредственно направленную на создание специальных условий для безопасного осуществления сотрудниками своих профессиональных обязанностей.
В соответствии с нормами Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях и иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц ОВД, либо принудить к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Бесспорным является тот факт, что диапазон задач, выполняемых сотрудниками ОВД при проведении специальных операций, чрезвычайно широк. Это может быть задержание вооруженного преступника на улице, в квартире многоквартирного жилого дома, задержание преступника в отдельном строении, задержание вооруженных преступников, передвигающихся на автотранспорте, операция с целью поиска и задержания вооруженных преступников в лесу и на открытой местности и т.д. Каждая задача имеет свои особенности, на которые необходимо обращать внимание и которые необходимо учитывать для успешного проведения операции.
Существенным атрибутом безопасности являются категории «опасность» и «угроза». Однако, необходимо знать, что данные категории хоть и являются родственными, между ними существуют значительные различия. В общем понимании под «опасностью» можно понимать внезапно возникающие события и процессы, которые способные причинить вред человеку, обществу и государству, а также нанести ущерб их материальным, социальным, духовным и иным ценностям, дестабилизировать процесс их дальнейшего развития.
Так, под «опасностью» в отношении сотрудника ОВД можно понимать:
− во-первых, существующую возможность негативного воздействия на сотрудника, в результате которого, ему может быть причинён какой-либо ущерб (вред);
− во-вторых, это возможность причинения насилия опасного для жизни и здоровья сотрудника;
− в-третьих, это внезапно возникшие события или процессы, которые оказали негативное воздействие на личность сотрудника или привели к его гибели .
Исходя из этого, в зависимости от степени реальности воздействия опасности на личность сотрудника ОВД можно различать следующие её виды:
1. Реальную опасность, которая возникает в динамике опасной ситуации и создаёт реальную угрозу для сотрудника ОВД.
2. Потенциальную опасность, которая возникает при выполнении сотрудником ОВД оперативно-служебных задач (например, в ситуации задержания и доставления правонарушителя).
3. Мнимую (абстрактную) опасность, возникновение которой невозможно или ограничено отсутствием соответствующих условий.
4. Спровоцированную опасность, которая возникает в случае проявления сотрудником негативных личностных качеств (грубость, жестокость и т.п.) .
1.2. Понятие и виды специальной операции и чрезвычайных обстоятельств
В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Специальная операция при чрезвычайных обстоятельствах – комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.
Основными целями специальной операции являются:
– защита жизни и здоровья людей;
– предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;
– обнаружение преступников (правонарушителей) и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.
Имеется целый ряд наработанных практических приемов, которые обеспечивают безопасность сотрудников ОВД и должны неукоснительно соблюдаться при задерживании преступников в любых ситуациях. Конкретные рекомендации по действиям в ситуации риска для различных подразделений и служб, естественно, будут отличаться.
Виды специальных операций:
– по задержанию вооруженных преступников в различных условиях;
– по задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;
– по обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;
– по пресечению и ликвидации массовых беспорядков;
– по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.
Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайные обстоятельства – это события, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни и здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.
Глава 2. Особенности обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при проведении специальных операций в чрезвычайных обстоятельствах
2.1. Приемы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при проведении специальных операций в чрезвычайных обстоятельствах
Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России. Участники операции должны быть обеспечены средствами, позволяющими осуществлять распознавание «свой-чужой»: люминесцирующими либо белыми повязками, знать словесный пропуск и отзыв. В каждом конкретном случае операцию следует организовывать и осуществлять строго индивидуально, с учетом сложившейся ситуации. Наибольшее значение при выборе того или иного тактического приема и способа захвата преступника имеют особенности места проведения специальной операции.
Безусловно, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков обеспечивается проведением специальных тактических комбинаций, применением разнообразных специальных средств, специальной техники, психологической подготовкой сотрудников к действиям при массовых беспорядках, качественным обучением сотрудников органов внутренних дел к работе в экстремальных ситуациях и т.п.
При несении службы в местах проведения массовых мероприятий сотрудники полиции должны соблюдать меры личной и общественной безопасности. К таким мерам можно отнести:
1. Тщательный осмотр мест проведения массовых мероприятий перед началом мероприятия на предмет нахождения подозрительных вещей, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств.
2. Изучение обстановки, в том числе контингент лиц, которые посещают места проведения массовых мероприятий.
3. Проявление особого внимания на лиц, которые находятся в нетрезвом состоянии, а также молодежные компании. Данные категории лиц наиболее часто являются проявителями агрессивных форм поведения, что в свою очередь создает угрозу, как безопасности общества, так и личной безопасности сотрудников полиции.
4. Незамедлительное реагирование на факты проявления хулиганских намерений.
5. При общении с гражданами сотрудники полиции должны соблюдать культуру речи и вежливость по обращению к ним.
Важнейшим способом защиты от воздействия РВ и СДЯВ является использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Для чего предусмотрены: респираторы, противогазы, костюмы Л-1, ОЗК и другие средства защиты.
Следует отметить, что наиболее опасными ситуациями в процессе несения службы сотрудниками органов внутренних дел являются проверка документов, задержание и доставление подозреваемых в отдел полиции. Большое количество нападений на сотрудников совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, поэтому осуществляя с ними проверочные действия или доставляя в отдел полиции, нужно быть предельно внимательными.
Задержание вооруженных организаторов и активных участников массовых беспорядков – один из наиболее сложных видов операции, так как значительное скопление людей, агрессивность хулиганствующих элементов и скоротечность событий во многом затрудняют проведение операции по задержанию преступников .
Ввиду большой ответственности операции по задержанию в такой ситуации, решение о производстве задержания должно приниматься руководителем операции. Поэтому необходимо заблаговременно предусмотреть надежную двустороннюю связь между этими группами и руководителем операции. В качестве средств связи могут использоваться скрытно носимые радиостанции, применяемые подразделениями оперативно-поисковой службы. Важно также, чтобы старшие нарядов (групп) оперативно-поисковой службы и оперативных групп полиции знали друг друга или могли увидеть и признать по условному опознавательному знаку. Целесообразно предусмотреть связь оперативных групп между собой, другими нарядами полиции, начальником резерва, дежурными частями. Отрицательной стороной операции данного вида является то, что при задержании одного или двух преступников, известных сотрудникам полиции, другие, не установленные и находящиеся в толпе, могут применить оружие, что приведет к тяжким последствиям. Кроме того, задержание преступников при описанных обстоятельствах может еще больше возбудить толпу. Отсюда необходимо сделать вывод: в случае, когда немедленное задержание преступников может резко осложнить обстановку, целесообразно от этого отказаться, ограничиться установлением их личностей, а задержание осуществить позже, в более удобный момент и в удобном месте.
2.2. Правила обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при проведении специальных операций в чрезвычайных обстоятельствах
На личную безопасность сотрудников ОВД оказывают влияние внешние и внутренние угрозы. К источникам внешних угроз личной безопасности сотрудников ОВД можно отнести: ситуации криминального характера; недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников ОВД; нарушения в кадровой и управленческой деятельности; нестабильность природных процессов; нестабильность техногенных процессов.
При несении службы сотрудник полиции должен внимательно следить за оперативной обстановкой, которая складывается на территории проведения массового мероприятия, осуществлять наблюдение за лицами, находящимися в месте массового скопления людей, тем самым своими действиями пытаясь разоблачить и пресечь действия провокаторов перед осуществлением ими правонарушений.
В случае возникновения конфликтных ситуаций сотруднику полиции необходимо проанализировать и оценить происходящие события, а также степень их опасности, принять меры к пресечению конфликта на его начальной стадии, а также доложить руководству о конфликте.
При выполнении своих служебных обязанностей в местах проведения массовых мероприятий сотрудники полиции должны проявлять бдительность, серьезность, выдержку, хладнокровие, а также соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации. В общении с гражданами при разрешении конфликтных ситуаций необходимо соблюдать культуру речи и вежливость по обращению к ним, не стоит трогать граждан за одежду, тем самым провоцируя на дальнейшее агрессивное поведение по отношению к окружающим людям и сотрудникам полиции, не отвечать грубостью.
При выдвижении законных требований сотрудником полиции, в целях пресечения противоправных действий, требование должно быть выдвинуто громко, четко и в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае наличия в месте проведения массового мероприятия раздраженных граждан сотрудникам полиции необходимо по отношению к такой категории людей проявлять спокойствие, не перебивать, давать высказаться, не оскорблять.
К источникам внутренних угроз личной безопасности можно отнести: систематическое невыполнение или ненадлежащее выполнение сотрудником служебных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, установленных нормами действующего законодательства; вовлечение сотрудника в криминальную деятельность; личностные качества сотрудника, его установки и ситуативные состояния, снижающие эффективность его действий при выполнении служебных задач; профессиональную некомпетентность сотрудника ОВД .
Необходимо помнить, что успешное применение полученных сотрудником профессиональных навыков и умений позволит ему выжить в экстремальных условиях, а также обеспечить боеспособность своей группы.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что проблема обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, при решении ими профессиональных задач в ситуациях связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также пресечением массовых беспорядков, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность и требует совершенствования существующих технологий профессиональной, огневой, физической, психологической и тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
На основе анализа литературы можно выделить субъективные (зависящие от личностных качеств и свойств сотрудника) и объективные факторы (не зависящие лично от сотрудника, а зависящие от коллектива, компетентности и личностных свойств командира и др.). В заключение можно отметить, что обеспечение профессиональной безопасности сотрудников ОВД – это комплексная проблема, решение которой зависит от большого количества как объективных, так и субъективных факторов.