Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каллиграфию всегда рассматривали в качестве хобби. Однако со временем это искусство превратилось в своего рода профессию. От написанных вручную визиток до разработки торговых марок - везде можно почувствовать художественное видение каллиграфа.
Каллиграфия - это искусство красивого, стилизованного, уточненного письма пером или кистью и тушью. Одна из древнейших форм искусства, сегодня каллиграфия превращается в уникальный способ достижения успешной карьеры.
Сегодня известно множество стилей и школ каллиграфии, таких как арабская каллиграфия, китайская, японская. Разнообразных шрифтов и того больше.
В этом искусстве большое внимание уделяется правильному сочетанию форм и штрихов, важна стройность и гармония различных частей буквы. Когда человек научается писать, он становится грамотным, а когда он понимает суть написанного, он превращается в художника. Каллиграфия одинаково красива в чёрно-белом и цветном видах. Истинный художник всегда точно контролирует создаваемые штрихи и так создаёт произведения искусства.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Предметом изучения является типографика.
Объектом изучения является искусство каллиграфии.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить каллиграфию, определение понятия;
- изучить историю каллиграфии;
- описать проблему сохранения традиций каллиграфии на востоке и западе;
- изучить каллиграфию в современном мире;
- описать технику обучения каллиграфии;
- использование каллиграфии в различных областях искусства;
- виды каллиграфии.
Глава 1. Каллиграфия. Определение понятия
1.1 Каллиграфия — старинное искусство изысканного письма:
суть, виды
Мастерский рисунок каллиграфа всегда завораживает единством строгой дисциплины и свободного творческого порыва, выраженного в ритме, мелодии букв и их переплетении. Экспрессия и дисциплина- это две стороны каллиграфического искусства. В работе зрелого и опытного художника они не спорят друг с другом, а уравновешиваются и гармонично сочетаются.
Пожалуй, только музыка и каллиграфия могут настолько полно выразить сокровенные чувства своего создателя. Каллиграфия - это намного больше, чем графическая красота буквы, каллиграфия- это постоянное совершенствование формы и непрестанное оттачивание навыка письма.
В создании каллиграфической композиции заняты не только голова и рука, ведущая линию, а без преувеличения все тело, однако главное для этой работы-участие сердца. Особенно это подчеркивается в традиции восточной каллиграфии, основанной на концентрации, медитации и самое важное-- полной гармонии, средоточием которой становится художник.
Дать четкие определения и разделить каллиграфию и разработку шрифта довольно сложно. Вместе с тем каллиграфия представляет собой живое и более непринужденное творчество. Благодаря этой спонтанности искусство каллиграфии, подобно зеркалу, отражает чувства и эмоции пишущего, его воображение и дисциплину, которые проявляются в строе и геометрии букв на листе бумаги. Начинать занятия каллиграфией полезно с рукописных упражнений: освоение так называемого канцелярского письма помогает избрать верное направление и выработать собственный стиль.
Создание шрифта для печати подразумевает более тщательную проработку формы букв при помощи пера или кисти, здесь нет места случайностям и стихийным вольностям штриха, которые может позволить себе каллиграф.
Благодаря усилиям американских художников каллиграфия обретает широкую популярность в Соединенных Штатах. Эта тенденция охватывает и Европу, и интерес к искусству письма возродится по обе стороны Атлантики. К большому прискорбию, во многих художественных школах Европы шрифтовым дисциплинам уделяется все меньше внимания, прерывается многовековая традиция каллиграфии- одна из фундаментальных основ художественного образования. Однако письменность продолжает жить в книгах, и однажды Европа вновь обретет то искусство, которое в свое время привезла в Новый Свет в фолиантах старых мастеров. Слова и строки, тщательно и чутко выведенные собственной рукой, откроют двери дружбы, общения и взаимного уважения в кругу единомышленников. Практика привнесет в буквы, да и в сам процесс, смысл и изящество. Постепенно обретая уверенность, художник понимает, насколько многому ему еще предстоит научиться, и скромность не дает развиться самонадеянности.
Каллиграфия (от греческих слов kalós и grafí — «красиво» и «пишу») — это вид изобразительного искусства, суть которого заключается в особом эмоциально-приукрашенном оформлении письменных знаков (букв или иероглифов). Каллиграфия объединяет в себе функции рисунка и письма, она одновременно служит средством художественного самовыражения автора и способом доступного отображения текстовой информации. Каллиграфия.
Арабская каллиграфия на керамической плитке фасада мечети. XVII век Каллиграфия возникла одновременно с изобретением письменности более 5 тысяч лет назад в Междуречье, на территории современного Ирака. Оттуда искусство красивого письма распространилось сначала по всему Ближнему Востоку, а затем проникло в другие регионы: Египет, Индию, Китай, на Балканский полуостров.
1.2 История каллиграфии
Каллиграфия — искусство с древними традициями, которые в течение тысячелетий формировались в разных уголках Земли. Современные историки различают 3 основных вида каллиграфии: восточноазиатскую; западную (европейскую); арабскую.
Японская каллиграфия. XVII век Помимо них существует множество других подвидов: еврейская; персидская; индийская; корейская; японская; китайская; абиссинская; армянская; тибетская; монгольская; славянская.
Европейская каллиграфия — страница из рукописной Библии. Начало XV века У каждого из них есть уникальные особенности и своеобразная история развития. В настоящее время немногочисленные дошедшие до нас произведения древних каллиграфов являются объектом пристального изучения археологов.
В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков.
Китайская каллиграфия. XI век Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды, посвященные теории этого искусства, формируются основные стили: Чжуаньшу; Лишу; Синшу; Цаошу; Кайшу. Каллиграфия.
Современная корейская каллиграфия. XХI век Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью. Арабская каллиграфия Своеобразное искусство арабской каллиграфии («хатт» или «хутут») возникло одновременно с зарождением ислама на Ближнем Востоке как средство копирования священной книги мусульман. Коран запрещает своим верующим изображать людей животных или Бога, но не содержит ограничений относительно написания текстов. Каллиграфия. Персидская каллиграфия в книжной миниатюре. XVII век Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело сакральный смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв.
Постепенно арабы выработали целый ряд стилей каллиграфии — канонических почерков, каждый из которых использовался в определенной сфере деятельности: дивани — для дипломатических документов; насталик — для комментариев к Корану; рикаа — в быту; куфийское письмо — в декоративном искусстве и архитектуре. Каллиграфия. Современная арабская антропоморфная каллиграфия. ХХ век Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. Они также в огромном количестве переписывали вручную переводы трудов известных ученых античности по медицине, истории, философии, точным наукам.
История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. В античных государствах искусство красивого письма было мало распространено. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами. Ситуация начала стремительно меняться с введением христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами. Каллиграфия. Грузинская каллиграфия. XVII век Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альбарасин Хайме. Каллиграфия: написанное искусство или искусное написание / Х. Альбара- син // Международная выставка каллиграфии - [Электронный ресурс] - URL:http://calligraphy- expo.com/rus/Personalities/Participants/Jaime_de_Albarracin/Article.aspx?ItemID=9 (дата обращения: 06.12.2020).
2. В Финляндии школьников вместо письма научат управляться с клавиатурой. [Электронный ресурс] - URL: http://calligraphy-expo.com/rus/about/News.aspx?ItemID=2240 (дата обращения: 06.12.2020)
3. Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. М., 2018.
4. Интернет-сайт «Международная выставка каллиграфии» http://calligraphy-expo.com/(дата обращения: 06.12.2020).
5. Кесисоглу Н. В. Семиотика письменности в развитии доктрины долгожительства Древнего Китая //Аналитика культурологии. 2017. №. 8.
6. Лихолетова О. Р. Иероглифические прописи к учебнику Л.Т. Нечаевой «Японский язык для начинающих». М.: Московский лицей, 2018. 43 с.
7. Международная выставка каллиграфии 2015 г. - [Электронный ресурс] - URL:http://calligraphy- expo.com/rus/about/Exhibition/Moscow2015.aspx (дата обращения: 06.12.2020).
8. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. Петром I утверждена новая азбука - [Электронный ресурс] - URL:http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=420 (дата обращения 06.12.2020)
9. Чобитько П.П. Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе// Общественный контроль: электронный журнал, 07.06.2012. - [Электронный ресурс] - URL:http://ok-inform.ru/ obshchestvo/obrazovanie/69-pjotr-chobitko-kalligrafiya-dolzhna-byt-obyazatelnym-urokom-v- shkole.html (дата обращения: 06.12.2020).
10. Ярцева В.Н., Арутюнова Н.Д. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
11. BUSINESS PARTNER №8 2019, Информационно-аналитический журнал для предпринимателей.
12. International Calligraphy Today. NY : Watson-Guptill Publications, 2017. Перевод на русский язык взят с интернет-сайта Студии Артмеия Лебедева: https://www.artlebedev.ru/(дата обращения: 06.12.2020).
13. The Scribe. No. 31. London : The Society of Scribes and Illuminators, 1984. Перевод на русский язык взят с интернет-сайта Студии Артмеия Лебедева: https://www.artlebedev.ru/(дата обращения: 06.12.2020).