Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятия " художественная культура народа" и " художественная культура общества" тесно связаны между собой, первое является составной частью второго и в материальной форме отражает традиции, образ жизни и все то, что включает в себя понятие картины мира. Народная художественная культура России уходит своими корнями в обычаи и традиции восточнославянских племен, существовавших на её территории много веков назад.
Особенность русской художественной культуры допетровского времени заключается в схожести её развития во всех слоях общества, как среди знати, так и в крестьянском, в ней воплотились идеалы нравственных и духовных ценностей народа. Материальные формы народной художественной культуры тесным образом были связаны с повседневной деятельностью человека и отражали своеобразие его быта. Сказанное с полным правом относится к печатной графике, как искусству, возникшему в недрах традиций народной художественной культуры, о которой можно сказать, что в России она выросла из искусства лубка.
Печатная графика в России прошла сложный путь, она знала взлеты и периоды застоя, следование в фарватере европейской культуры и такие достижения, которые в одночасье поставили её в один ряд с лучшими образцами мировой художественной культуры. Основные вехи исторического развития печатного искусства России, когда значение и влияние графики приобретало особенно важное значение, представлены несколькими этапами: допетровский период; искусство Петровского времени, искусство второй половины — конца XIX века, искусство рубежа XIX —XX вв., искусство 20—30 -х годов и период советского искусства. Исторически так сложилось, что графическое искусство переломной эпохи XX—XXI века в новой России потеряло свою актуальность и звание властелина изобразительного искусства. Два десятилетия понадобилось художникам-графикам, чтобы осознать новую реальность, найти к ней ключ и снова начать творить уже на новых основаниях. Если XX век — это время динамического поступательного развития всех форм печатной графики, то новейшее время поставило перед графическим искусством новые задачи. Приспособление к иным историческим условиям определило актуальный вектор развития печатной графики в России, обусловленный многими привходящими причинами, связанными с появлением новейших технологий цифровой печати и новых материалов. Наряду с традиционными материалами — деревом, металлом, камнем и линолеумом, художники начали использовать полимерные материалы — полиэстеровые пластины, смолы, алюминий и алюминиевую фольгу. Значительные изменения коснулись и технологии производства печатной графики: стали использовать цифровые способы переноса изображения на форму, сделав этот процесс практически механизированным; появились новые способы создания печатных форм с использованием гальваники и лазерографии. Все это не могло не сказаться не только на качестве и количестве печатной продукции, но самым непосредственным образом повлияло на образное мышление художника, подтолкнуло его к созданию новых по форме и размеру художественных произведений, расширило палитру его творческих возможностей. Эти изменения особенно заметны, если сравнивать современную печатную графику с теми произведениями, которые производились при зарождении печатного искусства в России, т. е. с лубком.
Но, если лубок — это, в широком смысле слова, представляет собой своеобразное зеркало, или отражение, происходящих в государстве событий, визуально запечатленное общественное мнение, отвечающее на актуальные вопросы современности, используя для этой цели изображения с иносказательным смыслом, то совсем другую функцию за долгие годы своего становления приобрела авторская графика, такая как гравюры, офорты, ксилография, карандаш и т. п. Если назначение лубка можно грубо сравнить со значением прессы и популярных изданий, то авторская гравюра, уже начиная с XVI века — это индивидуальная, личная попытка художника высказаться о том, что его волнует, что ему кажется наиболее важным и актуальным в жизни общества и окружающих его людей. Происходит сознательное уменьшение аудитории, но само высказывание становится глубже и проницательнее, в нем проявляются черты исповедальности. С другой стороны, в эпоху Ренессанса особое значение и смысл приобретает эстамп, в котором в равной мере соединились и авторская интонация и возможности тиража; расширилась аудитория печатной графики, не потеряв при этом авторской интонации, что мы имеем возможность в произведениях Альбрехта Дюрера или Ганса Гольбейна Младшего. Квинтэссенцию индивидуального восприятия окружающего мира представляют работы художников Серебряного века. Среди них наибольшей индивидуальностью отличается творчество А. П. Остроумовой -Лебедевой, Александра Бенуа, Г. И. Нарбута. Известным социальным посылом, сочетающимся с великолепным профессиональным мастерством отмечены работы советских художников 1920—1030 -х годов. Это время выдвинуло перед художниками задачи общественного звучания и они блестяще справились с этим вызовом: работы А. Ф. Пахомова и В.А.Фаворского навсегда занесены в анналы выдающихся произведений искусства. Графика занимала особое место в общем ряду изобразительного искусства послевоенной эпохи: трудно назвать одну единственную причину такого положения дел: то ли основную функцию пропаганды и агитации выполняла тиражная графика и поэтому у художников -графиков была небольшая возможность через искусство поделиться волнующими вопросами, то ли основное внимание партия и правительство уделяли крупной и монументальной форме — живописи, скульптуре, монументальной живописи, сказать трудно. Очевидно, что русская, советская и российская печатная графика прошла сложный и интересный путь своего развития, каждый этап которого выдвинул имена выдающихся художников мирового уровня.
Рассмотрению особенностей развития печатной графики и современной ситуации, в которой находится печатная графика в данный момент посвящена эта работа.
Объект исследования — печатная графика России.
Предмет исследования — виды печатной графики — ксилография, гравюра на линолеуме, гравюра на металле, литография.
Задача исследования — рассмотреть виды печатной графики, их художественные особенности , а также определить современные тенденции в развитии традиций печатной графики России.
Актуальность работы связана с исследованием современной печатной графики под углом сочетания сложившихся традиций и современных тенденций.
Работа состоит из вступления, главы I, посвящённой анализу исторического развития печатной графики, главы II, сообщающей сведения о художественных особенностях техники линогравюры, заключения и списка использованной литературы, а также двух приложений, дающих представление об основных видах печатной графики в России ( Приложение 1), и об основных этапах выполнения творческого проекта в технике линогравюры ( Приложение 2).
ГЛАВАI. ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
1.1. Место и роль традиции печатной графики в народной художественной культуре России
Если обратиться к истории печатной графики и её связи с народной художественной культурой, то прежде всего возникает образ лубка — "немецких потешных листов" или " фряжских листов", появившихся в России в XVI веке и завоевавших популярность во всех слоях общества. Выразительные картинки с упрощенными, где-то даже примитивными изображениями, снабженными простыми, шутливыми надписями, свидетельствуют о владения их авторов навыками не только острословов, но и иллюстраторов и карикатуристов.
Традиция изготовления цветных печатных картинок пришла в Россию из Европы, куда она попала еще раньше из Китая. Первые лубочные картинки изготавливались в технике ксилографии, позже появились гравюры на меди и литографии.
На рубеже XVI - XVII вв. печатные картинки в России производились при помощи деревянных клише, с которых делались оттиски на дешевую бумагу. Эти изображения вырезалось на специальной доске, которая называлась лубом. Полный процесс изготовления лубочной картинки заключался в создании рельефного изображения на дереве, так называемой формы, печати с неё оттиска с последующей раскраской вручную полученного на бумаге оттиска. Раскраска полученных картинок ручным способом придавало рисункам дополнительную выразительность и привлекательность. Со временем название доски, на которой вырезалось изображение, перешло на саму картинку, которая получила название "лубочная картинка" или "лубок". С появлением парового печатного станка процесс цветной печати был усовершенствован, лубки стали печатать типографским способом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Г. Азаркович. Лирика Данте и Шекспира в книжной графике В. А. Фаворского. // Очерки по русскому и советскому искусству. Ленинград: «Художник РСФСР», 1974. С.323-343.
2. В. Г. Власов. Московская школа ксилографии // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2006. — Т. 5. — С. 648—653. — 758 с. — ISBN 5-352-01922-5.
3. В. Г. Власов. Фаворский и ВХУТЕМАС // Дом Бурганова. Пространство культуры : журнал. — М., 2009. — № 2. — С. 170—181.
4. В. Г. Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве : Учебник для вузов. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 88—98. — ISBN 978-5-288-05732-8.
5. Герчук Ю. Я. Фаворский. — М.: РИП-холдинг, 2018.
6. Голицын С. М. Слово о мудром мастере. Повесть / Оформление В. Федяевской. Макет иллюстраций Е. Мордковича. — М.: Детская литература, 1977.
7. Горенштейн Ю. И. Новые виды гравюры / Ю. И. Горенштейн, М.: Искусство, 1959. — 72 с., ил.
8. Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История / В. Звонцов, В. Шистко, СПб: Аврора, 2004. — 272 с., цв. ил.; Звонцов В., Шистко В. Офорт / В. Звонцов, В. Шистко, М.: Искусство, 1970. — 150 с., ил.; Звонцов В. М. Наследие Д. И. Митрохина // Искусство. — 1974. — No 8. — С. 33–38; Звонцов В. Техника офорта / В. М. Звонцов, Л.: Художник РСФСР, 1959.
9. Климов Р. Заметки о Фаворском, в сборниках: Советское искусствознание (74, М., 1975 и 75, М., 1976)
10. Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: Книга, 1989. — 248 с., ил.
11. Книга о Владимире Фаворском / Составитель Ю. А. Молок. — М.: Искусство, 1967.
12. Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. XX век. История, феноменология, техника, имена / Парыгин А. Б., СПб.: СПб ГУТД, 2010. — 304 с., ил.
13. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX в. / М. И. Флекель, М.: Искусство, 1987. — 367 с., цв. ил.; Флекель М. И. Великие мастера рисунка: Рембрандт. Гойя. Домье / М. И. Флекель; Ред. Ю. А. Молок. — М.: Искусство, 1974. — 271 с., ил.
14. Халаминский Ю. Владимир Андреевич Фаворский / Редактор Т. А. Савицкая — М.: Искусство, 1964.
15. Чегодаева М. Владимир Андреевич Фаворский / Совет по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме Российской Академии Наук; Институт научной информации по общественным наукам РАН; Государственный институт искусствоведения. — М.: ГЕОС, 2004. — 68 с. — (Природное и культурное наследие Москвы). — ISBN 5-89118-399-4.
16. Основы закономерности развития печатной графики Омска хх века и художественное образование // [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-zakonomernosti-razvitiya-pechatnoy-grafiki-omska-xx-veka-i-hudozhestvennoe-obrazovanie/viewer (дата обращения: 06.01.2023)
17. Особенности развития печатной графики в парадигме современного изобразительного искусства // [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-pechatnoy-grafiki-v-paradigme-sovremennogo-izobrazitelnogo-iskusstva/pdf (дата обращения: 06.01.2023)
18. Тиражная графика. Способы печати и отличие от репродукций. Особенности хранения и советы по оформлению //[Электронный ресурс] // https://artzip.ru/blog/vustavki/tirazhnaya-grafika-chto-eto-i-s-chem-edyat/ (дата обращения: 06.01.2023)
19. Петр Евгеньевич Корнилов (1896- 1981). Творческий путь. Восхождение // [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/petr-evgenievich-kornilov-1896-1981-tvorcheskiy-put-voshozhdenie/viewer (дата обращения: 06.01.2023)