Фрагмент для ознакомления
2
Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В данном контексте ученик выступает субъектом учения, участником учебного сотрудничества, критически мыслящим человеком, целостной личностью. Не только ученик и учитель взаимодействуют в учебном процессе, но и учащиеся взаимодействуют между собой. Взаимодействие строится на принципах партнерства, сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Процесс обучения идет от ученика, самостоятельно добывающего знания [3, c. 42-48].
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделан педагогической науке.
Проблемное обучение ставит своей задачей:
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) прочное усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы [7, c. 110].
Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:
1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;
2) долей творческого участия обучаемых в процессе решения проблемы [4, с. 81].
Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?
Перейдем к рассмотрению специфики проблемного подхода к обучению. Выделим пять уровней проблемности.
Первый уровень характеризуется тем, что проблемная ситуация возникает не зависимо от методов работы учителя.
Для второго уровня характерно уже преднамеренное создание учителем проблемной ситуации, но формулирует и решает проблему сам учитель, учащиеся лишь усваивают логику проблемного мышления учителя.
Третий уровень предполагает, что учитель, создавая проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему, вовлекает их в совместный поиск ее решения.
Четвертый уровень предусматривает самостоятельное решение учащимися сформулированной учителем проблемы.
Наконец, может быть достигнут более высокий, пятый уровень проблемности, когда ученики самостоятельно видят, решают проблему приходят к выводам и обобщениям [18, с. 181 - 183].
Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:
- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика [11, с. 91 - 94].
При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию [10, с.1107-1113.].
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.). При проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений) [12, с. 19 - 23].
Можно выделить 2 правила создания проблемных ситуаций:
1) Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.
2) Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося [17, с. 184].
Что же нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного обучения реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
В целом, делая вывод по всему вышеизложенному, проблемное обучение имеет следующее значение для развития личности учащихся:
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 No1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Текст историко-культурного стандарта // Электронный ресурс. Режим доступа: https://prooge.ru/oge/istoriya/259-istoriko-kulturnyj-standart-oge-po-istorii
3. Александрович, Н.В. Использование проблемных ситуаций как составляющих деятельностного подхода при организации учебных занятий с целью повышения эффективности учебного процесса / Н. В. Александрович // Современное образование Витебщины. – 2015. № 1 (7). – С. 42-48.
4. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2017. – 608 с.
5. Баранова, Л. В. Проектная деятельность на уроках истории / Л.В. Баранова // Альманах мировой науки. 2015. – № 2-2 (2). – С. 81-82
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2015. – 513 с.
8. Гончарова, Н.В Межпредметные связи истории и обществознания / Н.В. Гончарова // Развитие образования в России: проблемы и перспективы. – Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 54-60.
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся / О.А. Гребенникова // Вестник НовГУ. – 2015. – №5 (88). – С.30-33
10. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков / Ю.А. Ермизина // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1107-1113.
11. Забелина, А.Ю. Технология проблемного обучения как средство повышения качества профессиональной деятельности /А.Ю. Забелина // Академическая публицистика,. – 2020. – № 8. – С. 91-94.
12. Замбровская, А.С. Применение элементов проблемного обучения с использованием ИКТ / А.С. Замбровская // Современные педагогические инновации. – Сборник статей Международного научно-методического конкурса. – Петрозаводск, 2020. – С. 19-23.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
14. Иванова, Т.А. Технология проблемного обучения на уроке истории / Т.А. Иванова // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – Т. 5. –№ 3 (16). –С. 59-65.
15. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2016. – №9. – С.75- 80.
16. Коробицына, Е. Л. Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий в условиях проблемного обучения / Е.Л. Коробицына. – Вяземский, 2015. – 34 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. – М.: Авторский Клуб. – 2015. – 383 c.
18. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 181-183.
19. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. – М.: Наука. – 2017. – 278 с.
20. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся / А.Т. Надирова // Global Scienceand Innovations 2018. – Materials of the International Scientific Conference. Евразийский центр инновационного развития DARA, 2018. – С. 377-381.
21. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 2016. – 687 с.
22. Шайдуллина, А.Р. Проблемное обучение в формировании художественно-эстетического вкуса учащихся / А.Р. Шайдуллина // Проблемное обучение в современном мире. – VI Международные Махмутовские чтения: сборник статей, 2016. – С. 720-723.
23. Шапарина, О.Н. Реализация требований ФГОС к предметным результатам в современных учебниках истории / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. – 2020. – № 5. – С. 5-11.
24. Шапарина, О.Н. Сочетание игровых заданий и межпредметных связей на современном уроке истории / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе – 2020. – № 2. – С. 34-40.
25. Якушкин, И. С. Проектная деятельность в формировании универсальных учебных действий на уроках истории И.С. Якушкин // Наука и образование в XXI веке: проблемы и перспективы. – Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, 2015. – С. 86-89.