Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Главной целью любого предприятия является получение прибыли, которая в свою очередь, невозможна без участия персонала. Для успешного функционирования предприятию необходимо заниматься организацией, управлением, обучением персонала, находящегося в его распоряжении, для реализации стратегий и выполнения задач, которые непосредственно стоят перед организацией. Если система мотивации сформулирована верно, то она может возместить компенсацию за недостатки других функций управления, так же и наоборот, слабую мотивацию восполнить чем-либо, будет трудно. Персонал организации должен осознавать свою значимость для организации, иметь уверенность в том, что вышестоящее руководство относится к нему со всей справедливостью, принимает во внимание его личные нужды, заботится об его благополучии. Так как конкуренция в бизнесе нарастает, то нарастают и требования к производителям товаров и услуг. Результатом чего является то, что наиболее жизнеспособными, в мире бизнеса, оказываются сплоченные команды профессионалов, для которых толчком в производительности и качестве является положительная мотивация труда. Как известно, деятельность любого человека, прежде всего, направлена на удовлетворение своих личных потребностей.
И исходя из этого, для максимальной отдачи работника, для осуществления деятельности с наибольшей эффективностью, есть необходимость в создании в организации системы материального стимулирования и оплаты труда, которая прежде всего в наибольшей степени обеспечивала бы ему удовлетворение собственных потребностей, что успешно сказывалось бы на работе в целом.
Объектом исследования является мотивация и стимулирование персонала.
Предметом исследования является совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала.
Цель исследования – анализ хозяйственной деятельности ПАО «Магнит» и технико-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования персонала.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность системы стимулирования и их признаки;
описать классификацию и формы стимулирования;
определить методы исследования системы стимулирования;
рассмотреть общую характеристику организации;
дать анализ материального стимулирования труда персонала на предприятии;
изучить разработку мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала;
дать оценку эффективности системы мотивации предприятия на основе стимулирования труда.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как: анализ литературных источников, обобщения, описания, системный анализ и т.д. Информационной базой работы послужили современная научная литература по вопросам мотивации и стимулирования труда как условие профессионального становления специалистов.
Методологической базой исследования послужили работы А.Ф. Андреева, Е.Ю. Белоножковой, А.П. Егоршина, М.Г. Маловой и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность системы стимулирования и их признаки
В современных условиях развитие организаций требует использования всех доступных ресурсов для достижения необходимых конкурентных преимуществ, и одним из ключевых ресурсов является персонал предприятия. В связи с этим повышенное значение имеют различные механизмы стимулирования персонала, на которых должна базироваться работа по управлению трудовыми ресурсами предприятия.
Следует принципиально разделять понятия мотивации и стимулирования персонала предприятия. Стимулирование труда персонала отражен в таблице 1.
Таблица 1 – Стимулирование труда персонала
Мотивация персонала Стимулирование персонала
Это внутренние мотивы человека, определяемые его потребностями и побуждающие его к определенной деятельности. Это все внешние воздействия, которые оказывают влияние на работника предприятия с целью побудить его выполнять поставленные задачи.
Система мотивации и стимулирования персонала представляет собой единый комплекс методов и способов влияния на персонал организации
Комплекс внутренних и внешних мотивов, которые побуждают к деятельности. Внешнее побуждение к деятельности в виде поощрения или наказания.
Необходимы четкие ориентиры для выбора мотивов персонала, которые руководство предприятия может использовать для повышения результативности труда персонала. Выбор форм и конкретных методов стимулирования персонала опирается на специфику потребностей работников, адекватным образом повышая эффективность труда.
Таким образом, стимулирование труда персонала является важной составной частью системы мотивации на предприятии. Оно опирается на стремление человека реализовать себя в своей работе и результатах труда. При наличии такой возможности работа будет высокоэффективной, а мотивы к труду – высокими. Соответственно, стимулирование персонала должно затрагивать важные для работников интересы, давать им шанс самореализации в процессе трудовой деятельности.
Персонал – это рабочая сила предприятия, которая определяется совокупностью физических и умственных способностей людей, составляющих персонал предприятия, и их способность к труду. Это делает трудовые ресурсы одним из факторов производства, без которого невозможно функционирование ни одного экономического агента, а также от него зависит эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. В процессе динамичного развития российской национальной экономической системы происходят изменения в экономической деятельности предприятий всех отраслей и сфер деятельности. Одним из ключевых вопросов в этой связи выступает эффективность использования трудовых ресурсов предприятия, так как в современных организациях финансово-экономическая результативность хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от рационального использования работы и результатов труда персонала предприятия.
Определенной проблемой в исследуемой области выступает тот факт, что четкого и общепризнанного определения понятия стимулирования труда персонала не существует. Рассмотрим основные подходы. Понятие стимулирования труда (Приложение А) .
Следует отметить, что сторонники рассмотренных подходов, так или иначе, сходятся в том, что под стимулированием персонала понимаются активные движущие силы, определяющие поведение сотрудников предприятия, несмотря на разные точки зрения. Однако, предлагаемые ими трактовки стимулирования персонала лишь указывают на то, что оно является результатом внешнего побуждения к деятельности, но не раскрывают каким образом это воздействие осуществляется. Система стимулирования персонала в организации, представляет собой, по сути, квинтэссенцию совокупности различных вознаграждений, имеющих материальный и нематериальный характер. Поэтому представляется объективным такое понимание стимулирования труда: стимулирование персонала включает в себя все, что наемный работник может ценить и желать, и что работодатель в состоянии или желает предложить в обмен на увеличение эффективности трудовой деятельности наемного работника и его вклад в выполнение стоящих перед организацией экономических, организационных и производственных задач. Данный подход представляется наиболее объективным, так как позволяет конкретизировать цель стимулирования персонала и обозначает границы возможных для применения методов и форм стимулирования .
Таким образом, ключевым аспектом стимулирования персонала является то, что оно определяется целями бизнеса организации и задачами, которые поставлены перед компанией, и взаимосвязью производственной, экономической, финансовой и другими системами, определяющими функционирование организации.
1.2 Классификация и форма стимулирования
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы в соответствии с рисунком 1.
В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 31.07.2020) «О защите прав потребителей». – М.: Омега-Л, 2015. – 48 с.
3. Абакумова, Н.Н. Мотивационные аспекты формирования клиентоориентированности персонала / Н.Н. Абакумова, Т.Р. Романов // Проблемы экономической науки и практики : сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред. С. А. Филатов. - Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2016. - С. 15-21.
4. Гребенцов, П. А. Особенности мотивации труда персонала промышленных предприятий / П.А. Гребенцов // Молодой ученый. – 2018. – №7. – С. 54-57.
5. Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. цент ЕАОИ, 2015. – 216 с.
6. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях: учебное пособие / Н. А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
7. Каплина, С.А. Технология торговли: учебное пособие / С.А. Каплина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 447 с.
8. Каплина, С.Л. Организация коммерческой деятельности / С.Л. Каплина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 448 с.
9. Климин, А.И. Стимулирование продаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/ anastasij-klimin-stimulirovanie-prodazh
10. Кольган, М. В. Основные методы формирования спроса и стимулирования сбыта продукции на предприятии / М.В. Колган, Ю.С. Пристанскова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3161–3165.
11. Лагинов, К.О. К вопросу о маркетинговом управлении деятельностью торгового предприятия / К.О. Лагинов // Консультант. - 2016. - № 7. – С. 48 – 52.
12. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.
13. Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 482 c.
14. Масилова, М.Г. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры / М.Г. Масилова, Ю.В. Бурцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – № 3. – С. 137–145.
15. Межевов, А.Д. Ахмадуллин А.Р., «Организационно-экономические аспекты повышения конкурентоспособности управленческого персонала» М. Вестник Университета. № 12, 2015. – С. 226-229.
16. Нематериальные стимулы - что может быть лучше высокого оклада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3361-nematerialnye-stimuly
17. ПАО «Магнит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magnit.ru/
18. Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов и др. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2016. – 640 с.
19. Парамонова, Т.Н.. Стратегии целевого маркетинга / Т.Н. Парамонова, Т.Н. Калугина // Маркетинг. – 2016. – №6. – С.19.
20. Сбыт продукции. Каналы сбыта в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://studopedia.ru/view_marketing.php
21. Система мотивации персонала: примеры и разработка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business.ru.
22. Спиридонова, К. А. Взаимосвязь производительности труда и фонда заработной платы / К.А. Спиридонова // Молодой ученый. 2015. – № 11. – С. 71–74.
23. Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
24. Трудовые показатели ПАО «Магнит». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurskmoloko.ru/geografiya-prodazh.html
25. Храмшин, Л.Н. Маркетинговая составляющая стратегии предприятия / Л.Н. Храмшин // Консультант. - 2015. - № 12. – С. 94 – 95.
26. Царева, Н.А. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами: концепция «job crafting intervention» / Н.А. Царева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – № 2(19).
27. Царева, Н.А. Особенности мотивации труда государственных служащих: роль организационной культуры / Н.А. Царева, Ю.А. Черная, Ю.В. Шамахова // Современная научная мысль. 2016. №6. – С.217-222.