Фрагмент для ознакомления
2
Законодательное регулирование торговой деятельности началось, по существу, с принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (далее - Закон о торговле). До этого был принят ряд указов Президента РСФСР, Российской Федерации, в том числе от 12 декабря 1991 г. N 269 «О едином экономическом пространстве», от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли», которые способствовали становлению рыночных отношений и развитию торговли.
Вместе с тем отсутствие специального правового регулирования торговли послужило появлению различных нецивилизованных форм и способов осуществления торговой деятельности, включая челночную торговлю, что повлекло за собой проникновение на российские рынки некачественных, фальсифицированных товаров. Экономика приобрела спекулятивный характер.
Закон о торговле регулирует две группы отношений - отношения по организации торговли и отношения по осуществлению торговой деятельности. Закон установил полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области торговли, определил Минпромторг России в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
В Законе о торговле установлены виды и пределы государственного регулирования торговли. Государственные требования к организации торговой деятельности заключаются преимущественно в планировании развития торговли потребительскими товарами, создании торговой инфраструктуры, разработке мероприятий по развитию торговой отрасли.
Таким образом, в Законе о торговле, по существу, впервые определена государственная торговая политика.
Принимаемые меры по развитию торговли рассматриваемый Закон о торговле в основном возлагает на субъекты РФ, которые должны разрабатывать и утверждать программы развития торговли в регионе, устанавливать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; проводить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынков различных товаров и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 6).
Субъекты РФ осуществляют мероприятия по стимулированию деятельности торговых предпринимателей, в частности субъектов малого и среднего предпринимательства, принимают нормативные правовые акты по организации и осуществлению ярмарочной торговли и торговли на розничных рынках.
Правовое регулирование второй группы отношений, на которые распространяется действие Закона о торговле, сводится в основном к регулированию договорных отношений поставщиков продовольственных товаров и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность путем создания торговой сети (ритейлеров), хотя наименование данного Закона предполагает, что он регулирует более широкий круг отношений.
Торговля как вид экономической деятельности разделяется на оптовую и розничную торговлю, функциональное назначение которых различается. Назначение оптовой торговли - создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, а розничной - максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах высокого качества, обеспечение ценовой доступности товаров и сопутствующих услуг.
В регулировании договорных отношений между поставщиками продовольственных товаров и ритейлерами преобладает императивный метод регулирования, при этом в Закон о торговле постоянно вносятся изменения и дополнения, направленные на ужесточение правил взаимодействия поставщиков и ритейлеров. Закон о торговле стали рассматривать в качестве параллельного Гражданскому кодексу РФ нормативного правового акта. Однако вносимые в него изменения не способствуют повышению эффективности регулирования торговли.
В Законе о торговле содержится понятийный ряд, определяются основные понятия в области торговли (торговля, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, торговая сеть и иные). Однако определения основных понятий носят общий характер и не находят непосредственного применения на практике. При рассмотрении многочисленных судебных споров, связанных с разграничением оптовой торговли и розничной торговли, судебные органы не могут ограничиться законодательными определениями торговли, а применяют также и иные квалификационные критерии.
В Законе не раскрывается содержание оптовой торговли и розничной торговли, не рассматривается, какие операции, виды действий и услуги являются неотъемлемым элементом торговых операций. Однако этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с установлением в Законе о торговле запрета на включение в договор поставки условий о совершении ритейлером в отношении поставленных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг (ч. 12 ст. 9).
Закон о торговле не позволяет с необходимой ясностью определить, какие из перечисленных действий составляют обычную обязанность торговых предпринимателей при приобретении товаров у поставщиков, а какие могут считаться дополнительными услугами, которые должны опосредоваться дополнительно заключаемым договором возмездного оказания услуг.
В этой связи повышается роль национальных стандартов, которые на основании правил Закона о торговле определяют терминологию, раскрывают, детализируют основные понятия.
Значение стандартизации, т.е. деятельности по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иной деятельности, направленной на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, в настоящее время значительно возрастает. Как отмечается в литературе, «стандартизация является особого рода управленческой деятельностью, содержание которой составляют действия по созданию предназначенных для добровольного многократного использования унифицированных норм, правил, требований к объектам стандартизации - продукции, процессам, работам, услугам».
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, определено понятие предприятия торговли и проведена классификация предприятий торговли, содержатся требования к предприятиям торговли по наличию соответствующего оборудования, погрузочно-разгрузочным площадкам, системам инженерно-технического обеспечения, пожарной и охранной сигнализациям, температурному режиму, персоналу и др. Несмотря на наличие некоторых юридико-технических недостатков, данный национальный стандарт способствовал систематизации организаций торговли и послужил основой для разработки национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, в котором содержится более развернутое определение различных типов торговых предприятий (магазин специализированный и универсальный, гастроном, супермаркет, гипермаркет и др.), форм и видов торговли (мелкооптовая, торговля по образцам, развозная торговля, разносная торговля, дистанционная торговля и др.), материально-технической базы торговли (складское помещение, фасовочное помещение, подсобное помещение и др.), торгового процесса и торгового обслуживания, товароведения в торговле. В национальном стандарте предусмотрены типы объектов, составляющих нестационарную торговую сеть, что имеет особое значение для предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в торговле.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г. // СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2514 - 2523.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, N 1, ст. 2.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
7. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание Законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
8. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
9. Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 19.12.1991, N 51, ст. 1830.
10. Указ Президента РФ от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли» // Ведомости СНД и ВС РФ, 06.02.1992, N 6, ст. 290.
11. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 859.
12. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, N 20, ст. 2901.
13. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 531.
14. Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 N 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.11.2010, N 47, ст. 6115.
15. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.
16. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, N 11, ст. 997.
17. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть 11). Ст. 2162.
18. Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 N 2592-р) // СЗ РФ. 2016. N 50. Ст. 7159.
19. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р // СЗ РФ. 2018. N 19. Ст. 2773.
20. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 29. Ст. 4177.
21. Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р) // СЗ РФ. 2019. N 1. Ст. 87.
22. Приказ Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст «Об утверждении национального стандарта» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Приказ Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст «Об утверждении национального стандарта» // СПС «КонсультантПлюс».
24. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения. Утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст. // М., Стандартинформ, 2014.
25. Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Утв. ФАС России // СПС «КонсультантПлюс».
26. Проект Федерального закона N 206370-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред., несенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.06.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
27. Решение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11752/11 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение), N 45, 18.11.2011.
28. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота: правовой статус и функциональное назначение: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 63.
29. Андреева Л.В. Правовые проблемы развития торговли в условиях цифровой трансформации // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 39.
30. Багоян Е.Г. Информационная безопасность и применение технологии блокчейн: зарубежный опыт и необходимость правового регулирования в Российской Федерации // Юрист. 2019. N 3. С. 42.
31. Глотова Е.А. Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности современной России (на материалах АПК Приморского края): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Чита, 2011. С. 1.
32. Дадалко В.А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. 2013. N 4. С. 9 - 14.
33. Дерюгина Т.В. Правовая природа договора, опосредующего возникновение правоотношений с участием агрегатора // Гражданское право. 2018. N 6. С. 3 - 6.
34. Занковский С.С. Социальное предпринимательство как средство государственного регулирования торговой деятельности // Коммерческое право. 2015. N 1 (Том 16). С. 6.
35. Калинина Л.Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле // Право и экономика. 2013. N 8. С. 15 - 18.
36. Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики / Белых В.С., Гаврин Д.А., Голева Е.В. (и др.) // Бизнес, менеджмент и право. 2016. N 1 - 2.
37. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. 2017. N 5. С. 94 - 117.
38. Северин В.А. Актуальные вопросы информационного обеспечения торговой деятельности // Информационное право. 2015. N 1. С. 9 - 17.
39. Смольяков А.А. Правовые аспекты государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции // Юридический мир. 2013. N 6. С. 44 – 48.
40. Торговать до отбоя // Российская газета, N 74(7240) от 7 апреля 2017 года.