Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный мир, особенностями которого являются непрерывное техническое совершенствование и экономическая, политическая, культурная интеграция, отличается высоким уровнем конкуренции. В условиях перманентного экономического соперничества проявилась необходимость существенных изменений в системе управления. Переход к рыночным отношениям усилил международное сотрудничество, активизировал торговые, культурные и политические процессы.
В динамично меняющихся условиях возникают ситуации, требующие оперативных решений в нестандартных ситуациях, вследствие чего усиливаются потребности в коммуникационных взаимодействиях и сотрудничестве внутри коллектива. На сегодняшний момент во многих странах с рыночной экономикой укрепляется тенденция сплоченности коллектива, широко применяются командные формы организации. Понятие «команда» и «командное взаимодействие» обширно используются не только в бизнесе, но и распространены в политической, научной, культурной сфере.
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в наши дни среди господства индивидуализма вопросы формирования сплоченного коллектива являются наиболее значимыми, при слаженной командной работе отсутствует соперничество в продвижении по карьерной лестнице, сводятся к минимуму конфликты, не нарушается психологический микроклимат в группе, что, безусловно, повышает результативность компании.
Объектом исследования в данной работе предстает ГБПОУ «Воробьевы горы».
Предметом исследования являются процессы формирования коллектива и командообразования в организации.
Целью данной работы является изучение и анализ формирования коллектива и командной формы работы в ГБПОУ «Воробьевы горы».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть систему формирования коллектива в организации.
2. Раскрыть типологию и факторы формирования команд.
3. Определить критерии эффективности командной работы в современной организации.
4. Провести анализ формирования коллектива и командной формы работы в ГБПОУ «Воробьевы горы».
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности командной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы»
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области социологии, работы посвященные проблемам управления персоналом, теории исследований в области психологии. Весомый вклад в проблематику исследования командного взаимодействия внесли российские ученые: Г.М. Андреева, В.М. Савина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Определенный вклад в развитие научных теорий управления внесли зарубежные ученые: Э. Мэйо, М. Фоллет, А. Блум. Проблемам процесса построения команды посвящены работы: Д. Сенекаль, А. Гордона, С.А. Ширяева.
Основными методами исследования являются: обобщение, анализ, синтез, наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты формирования коллектива и построения эффективной команды
1.1. Система формирования коллектива на предприятии
Функционирование любого предприятия в настоящее время невозможно без эффективной работы персонала, который выступает в качестве инструмента реализации кадровой политики и стратегии предприятия, а также отвечает за достижение целей и задач организации. Эффективность кадрового менеджмента предприятия способствует формированию высококвалифицированного кадрового состава предприятия, а также обеспечивает ему кадровую стабильность.
Г. Резник выделил следующие стадии формирования коллектива (рисунок 1)
Рисунок 1 – Этапы становления коллектива
Согласно рисунку, первым этапом формирования коллектива становится его становление. На данном этапе происходит объединение сотрудников общими целями и задачами, а также контроль руководителя за их выполнением. Становление коллектива считается завершенным только после того, как заработал актив коллектива, и сотрудники сплотились.
Вторая стадия подразумевает развитие коллектива, на которой происходит стабилизация, у сотрудников уже сформированы общие цели и задачи, присутствует дисциплина и распределены зоны ответственности. Таким образом, на данной стадии происходит максимальное использование коллектива в решении тех зада, ради которых создавался трудовой коллектив.
Третья стадия характеризуется консолидацией коллектива, его рассветом, при котором каждый член трудового коллектива не только разделяет цели и задачи организации, но воспринимают себя частью системы предприятия [14, с. 84].
Авчинникова Е.Д. отмечала, что основой успеха любого предприятия является стабильный кадровый состав, она подчеркивала, что процесс формирования коллектива на предприятии подвержен влиянию многих факторов, посредством изучения которых ученая выделила основные показатели, согласно которым имеется возможность определить стабильность кадрового состава (рисунок 2).
Рисунок 2 – Основные показатели стабильности персонала
Согласно рисунку, к основным показателям стабильности персонала относятся:
– коэффициент текучести кадров.
Согласно мониторингу кадровой текучести предприятие имеет возможность определить, насколько стабильным является его кадровый состав, а также рассмотреть систему снижения затрат на персонал. Естественная текучесть кадров составляет от 1 до 3% в год и способствует своевременному обновлению коллектива, она не требует принятию особых кардинальных мер со стороны руководства и кадровой службы. Если коэффициент текучести превышает допустимые значения нормы, то руководству предприятия необходимо рассмотреть причины возникновения текучести и оперативно их устранить [2, с. 76].
– показатель производительности труда.
При помощи данного показателя можно проанализировать насколько эффективно используется персонал в организации и как следствие его стабильность. Так как стабильный коллектив, независимо от условий труда, способен системно повышать производительность, в то время как дестабилизированный кадровый состав даже при регулярных совершенствованиях условий труда максимум может поддерживать показатели эффективности на определенном уровне.
– благоприятный социально-психологический климат.
Способствует стабильности персонала и снижению текучести кадров. Так как сотрудник, имеющие комфортные условия труда и благоприятный психологический климат в своей трудовой микрогруппе имеет большую лояльность к компании. Также создание благоприятного социально-психологического климата способствует построению эффективной корпоративной культуры [5, с. 64].
Таким образом, согласно вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование коллектива является сложным процессом, в котором учитываются критерии и факторы, влияющие на уровень развития коллектива и положение личности в системе внутри коллективных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. / В. А. Абчук. – Санкт-Петербург : Союз, 2015 – 463 с.
2. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Алекс, 2016. – 215 с.
3. Аверина О. Р. Этика и культура управления: Учебное пособие / О. Р. Аверина. – Хабаровск : ДВАГС, 2019 – 194 с.
4. Акимова Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. Учебное пособие. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 367 с.
5. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие / Б. А Аникин. – Москва : Кнорус, 2017. – 215 с.
6.Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – Москва : Экономика, 2007.- 519с.
7.Асаул А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул . – Санкт-Петербург : Гуманистка, 2016. – 145 с.
8. Арутюнова Л. М. Теория организации: учебное пособие / Л. М. Арутюнова, Пирогова А. В. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 110 с.
9. Аширов Д. А. Управление персоналом: учебное пособие для вузов по специальности «Управление персоналом» / Д. А. Аширов. – Москва : Проспект, 2015. – 432 с.
10. Багиев Г. Л. Маркетинг и культура предпринимательства / Г. Л. Багиев. — Санкт-Петербург : СПбУЭФ, 2015. – 172 с.
11. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие / Т. Ю. Базаров. – Москва : Академия, 2018 – 224 с.
12. Басовский Л. Е. История и методология экономической науки / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 231с.
14. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства / Н. П. Беляцкий. – Москва : Новое знание, 2012. – 250 с.
15. Бодди Д., Пайтон Р. Основы менеджмента/ Д. Бодди, Р. Пайтон. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 816 с.
16. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – Санкт-Петербург : Питер, 2015.– 416 с.
17. Брасс А. А. Основы менеджмента / А. А. Брасс. – Москва : ИП «Экоперспектива», 2017. – 239 с.
18. Бурков В. Н. Механизмы функционирования организационных систем / В. Н. Бурков. – Москва : Наука, 2017.– 383 с.
19. Васильченко Н. Г. Современная система управления предприятием: Учебно-практическое пособие / Н. Г. Васильченко. – Москва : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. – 145 с.
20. Виханский О.С. Менеджмент / О. С. Виханский. – Москва : Магистр Издательство, 2015. – 655 с.
21. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е. Е. Вершигора. – Москва : ИНФРА –М, 2018. – 283 с.
22. Веснин В. Р. Менеджмент персонала / В. Р. Веснин. – Москва : Элит-2000, 2017. – 304 с.
23. Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие / В. Р. Веснин. – Москва : Проспект, 2016. – 407 с.
24. Герчикова И. А. Менеджмент: Учебник / И. А. Герчикова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 501 с.
25. Гончаров В. И. Менеджмент. Учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Миссанта, 2015. – 624с.
26. Грошев И. В. Организационная культура / И. В. Грошев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 288 с.
27. Управление Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).