Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В сфере государственных закупок в последнее десятилетие отмечается совершение достаточно большого количества правонарушений. Для сокращения их числа государство принимает самые активные действия и меры. Сегодня активно используются различные мероприятия, цель которых – привлечь к ответственности должностных лиц государственных заказчиков при совершении ими правонарушений в сфере государственных закупок.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно с этого момента стали активно предприниматься действия, повышающие меры ответственности за совершение различных правонарушений в этой сфере. До мая 2018 года ответственность за все правонарушения, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок, предусматривалась исключительно Кодексом об административных правонарушения РФ.
Сегодня на территории нашего государства действуют два вида ответственности за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок. Это уголовная и административная ответственность. Тяжесть совершённого нарушения законодательства, а также размер ущерба, причинённого государству неправомерными действиями конкретного нарушителя, определяют вид ответственности, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок. Административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок сегодня представлена в основном наложением на виновных штрафов, зачастую даже весьма внушительных размеров.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административной ответственности за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие административную ответственность за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Целью настоящего исследования является анализ административной ответственности за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Задачами работы являются:
– исследовать контрактную систему: обзор применяемых мер ответственности участников;
– проанализировать виды административных правонарушений в сфере закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд государственных или муниципальных нужд и пути их решения;
– рассмотреть практику реализации административной ответственности за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
– выявить проблемы административной ответственности за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд и пути их решения.
Использованные методы анализа и оценки полученных результатов обеспечили достижение поставленной цели. Анализ данных отразил неэффективность применяемых мер административной ответственности. Представляется, что дальнейшее развитие системы мониторинга и контроля в контрактной системе будет ориентировано на ужесточение мер ответственности участников закупок за правонарушения коррупционного характера.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение условий контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд
1.1. Контрактная система: обзор применяемых мер ответственности участников
Система государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является мощным рычагом влияния государства на экономику. Государственный заказ выполняет широкий спектр функций по обеспечению и развитию конкурентной среды на территориальных рынках субъектов Российской Федерации, оптимизации государственных расходов, росту управляемости и централизации государственного управления.
Формируемая на территории РФ контрактная система действует в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .
Основополагающими принципами функционирования контрактной системы является прозрачность, открытость ее деятельности для исключения коррупционных явлений при взаимодействии ее участников. Сфера государственных закупок является сложной системой, в отношении которой только разрабатываются инструменты контроля за деятельностью ее участников. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в поисках наиболее эффективных методов обеспечения прозрачности закупок на всех уровнях государственного и муниципального управления .
В рамках данного параграфа проведем обзор применяемых мер административной ответственности участников закупочной деятельности на основе анализа статистики правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Сами положения Закона 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия участников закупки. За его нарушение все участники закупок подлежат разным видам ответственности. Инициатором процесса закупки являются государственные и муниципальные заказчики, которые соответственно являются участниками контрактных отношений, и в интересах которых объявляется та или иная закупка. Именно для данной группы участников закупки предусмотрен самый обширный перечень инструментов привлечения к ответственности, самым распространенным из которых является привлечение ответственных должностных лиц заказчиков к административной ответственности. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен ряд статьей (7.29, 7.30, 7.31 и др.), устанавливающих ответственность за нарушения законодательства в контрактной сфере. В представленной таблице приведены общие нарушения государственных и муниципальных заказчиков, начиная с начальной стадии закупочного процесса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) .
Нарушения заказчиками требований закона о контрактной системе влечет за собой достаточно крупные штрафы как для должностных, так и для юридических лиц, что отчасти определяет его как самый эффективный инструмент привлечения участников закупок к ответственности. Во-первых, сама процедура привлечения к административной ответственности достаточно четко определена КоАП РФ, что позволяет методично привлекать ответственных виновных лиц к ответственности, не допуская совершение неопределенных или двусмысленных действий. Во-вторых, рассматриваемый процесс, имеет определенные временные рамки, что устраняет возможность искусственного «затягивания» процесса привлечения к административной ответственности виновных лиц. В-третьих, эффективность данного административного воздействия с точки зрения дальнейшего предотвращения совершения нарушений закона определяет тот факт, что наложенные штрафы должностные лица оплачивают за счет собственных средств, тем самым мотивируя себя в дальнейшем не совершать подобных нарушений в целях сохранения личного бюджета.
Данный административный инструмент в виде денежного взыскания часто применяется уполномоченными органами. По данным ФАС России на первом месте находятся правонарушения по установлению избыточных требований к поставщику, которые влекут за собой ограничение конкуренции (26 %), что прямо нарушает основополагающий принцип организации контрактной системы, ориентированной на развитие конкурентной среды. На втором месте находятся правонарушения порядка способа отбора участников закупок (18 %), на третьем – нарушение сроков размещения информации о закупках в единой информационной системе (8 %) .
Основными выявленными нарушениями законодательства в сфере закупок, за которые были привлечены ответственные должностные лица, являются:
– неверный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
– утверждение и размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (излишне установленные требования или их
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства PФ. 2002. № 1. Ст. 1.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
3. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 50. Ст. 7413
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2016 по делу № А-40-97911/15-121-785 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановлением Крымского ФАС от 25.05.2018 по делу № А83-8902/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Курлевский И.В., Огрина Г.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок // Теория и практика общественного развития. 2017. № 4. С. 89-91.
7. Левина А.Д., Родина А.Е. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок: практика реализации // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей по итогам работы четвертого международного круглого стола. 2019. С. 81-84.
8. Поздеева Д.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок // Теоретические и практические основы научного прогресса в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 60-64.
9. Рукавишников С.М. Особенности доказывания при привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сборник научных трудов по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. Саратовская государственная юридическая академия. 2018. С. 112-114.
10. Самолысов П.В. Административная ответственность за несоблюдение обязательных требований законодательства о контрактной системе в сфере публичных закупок // Право и экономика. 2020. № 8 (390). С. 55-60.
11. Севрюгин В.Е. О концепции нового Кодекса Российской Федерации об административной ответственности: краткий комментарий законопроекта // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 4. С. 488-492.
12. Сергеева Н.В., Храмцова В.Е. Контрактная система: обзор применяемых мер ответственности участников // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2019. № 4 (31). С. 96-102.
13. Сидорова М.В., Новосельцева М.М. Актуальные аспекты функционирования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-2. С. 18-22.
14. Солина О.А. Коллизии в системе государственных закупок // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 707-709.
15. Тюкалова Н.М., Шевцов А.В. Институт государственных закупок в России: история и современность // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2018. № 3 (44). С. 100.
16. Тюкалова Н.М., Шевцов А.В. Юридические коллизии законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, за которые предусмотрена административная ответственность // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения). Под общей редакцией А.И. Каплунова. 2019. С. 473-480.
17. Ханин С.В., Саберова М.Ш. Правовая культура как необходимое условие преодоления юридических коллизий в законодательстве о контрактной системе // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 551- 554.
18. Ханин С.В., Саберова М.Ш. Юридические коллизии в законодательстве о контрактной системе: причины, виды, проявления // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 347-350.
19. Шантаков А.М. Ответственность заказчика в сфере государственных закупок // Актуальные вопросы цивилистики: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Научный редактор Е. А. Мурзина. 2018. С. 47-52.
20. Шевцов А.В. Юридические коллизии законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, за которые предусмотрена административная ответственность // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2019. № 1 (49). С. 78-82.
21. Юрицин А.Е., Лавров Ю.Б. О некоторых проблемах реализации административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 4. С. 105-108.