Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день многие новостные порталы организованы неэффективным способом. Это связано с тем, что информация, которая там содержится, недостаточно дифференцирована, пользователю сложно найти нужный материл, он путается в огромном количестве статей и заголовков, которыми пестрит весь интернет.
При этом именно к заголовкам владельцы порталов и журналисты, которые там работают, стали предъявлять все меньше требований. Самое главное для них, чтобы заголовки были разные и привлекали внимание, при этом часто бывает так, что созданный заголовок практически никак не отражает суть предлагаемого новостным интернет-порталом материала или формирует субъективное отношение читателя к переданной в статье информации.
Степень изученности проблемы. Проблема грамотного и эффективного размещения заголовков в различных печатных и электронных изданиях в давнего времени стоит очень остро. Ряд исследователей и практиков посвятили этому вопросу свои научные работы. Было исследовано соответствие заголовка и текста, архитектура размещения заголовка на листе, восприятие заголовков читателем, а также причины его искажения.
Однако не было обнаружено ни одного исследования, в котором подробно освещался бы вопрос, чем должны отличаться заголовки на интернет-порталах, в чем их особая специфика, связанная с психологией интернет-читателя и условиями, в которых эти заголовки воспринимаются в современном мире.
Цель исследования – провести анализ особенностей заголовочного комплекса новостного интернет-портала «Медуза».
Объект исследования – интернет-портал «Медуза».
Предмет исследования – особенности заголовочного комплекса новостного интернет-портала «Медуза».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать виды и функции заголовков.
2. Изучить принципы построения и специфику новостных интернет-порталов.
3. Привести общую характеристику новостного интернет-портала «Медуза».
4. Проанализировать специфику заголовков на интернет-портале «Медуза».
Гипотеза исследования: заголовки, которые размещены на интернет-портале «Медуза» не всегда эффективно отражают информацию статей, а, значит, нуждаются в стратегическом совершенствовании.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ интернет-портала, обобщение, классификация, синтез, сравнение, хронологический, моделирование.
Эмпирическая база исследования: новостной интернет-портал «Медуза».
Хронологические рамки исследования: 01.09.2019–03.04.2020.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе осуществлена грамотная компиляция информации, посвященной деятельности современных интернет-порталов, а также проведена классификация заголовков. Проведенная работа может быть полезна для осуществления дальнейших теоретических и практических исследований в этой области.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа эффективности создания заголовков на интернет-портале «Медуза», выявлением достоинств и недостатков заголовков, а также разработкой рекомендаций для руководства портала по совершенствованию заголовочного комплекса «Медузы».
Научная новизна исследования основана на том, что в курсовой работе подробно разбираются примеры заголовков достаточно популярного новостного интернет-издания. На основе этого анализа можно выработать практические рекомендации по созданию и размещению заголовков на всех русскоязычных интернет-порталах, деятельность которых направлена на транслирование новостей.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, в котором размещены примеры заголовков, которые найдены на интернет-портале «Медуза».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАГОЛОВКОВ НА НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛАХ
1.1. Виды и функции заголовков
Заголовок является важной структурной единицей любого текста, вне зависимости от его печатного или электронного характера.
Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья, скорее всего, окажется непрочитанной .
Еще более велика роль заголовков в интернет-изданиях, где читатели ориентируются только по названиям и не видят полных текстов до тех пор, пока не откроют соответствующую статью. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. И поэтому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой статьи.
Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация .
Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует .
По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть.
Предикативный заголовок – это, напротив, полное предложение. Предикативный заголовок может как сопровождаться подзаголовком, так и выступать самостоятельно. Как правило, его используют в коротких новостях, тогда как номинативный – в более крупных материалах .
Существует также понятие «заголовочный комплекс». Это комбинация заголовка, подзаголовка и (не всегда) названия рубрики. Заголовочный комплекс позволяет не перегружать заголовок, а сосредоточить внимание на выполнении им контактной функции, переложив информативную функцию на подзаголовок.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеенко, И.М., Миротворцева, Т.И., Балакина, Е.Г. Принципы исследования типов и видов заголовков в периодических изданиях: психологические и социологическое теории [Текст] / И.М. Алексеенко, Т.И. Миротворцева, Е.Г. Балакина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 17–29
2. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование современных новостных порталов: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
3. Берестова, И.Т. Исследование новостных порталов в разрезе информационного процесса на современном этапе развития российского общества [Текст] / И.Т. Берестова // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–103
4. Гордеенко, А.С., Кутейникова, И.В. Проблемы исследования роли и значения заголовков в процессе создания интернет-издания: психологический и социальный анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика журналистской деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
5. Ермакова, С.И., Сувалова, Г.А. Исследование типов заголовков в современной журналистике // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 6. – С. 100–112
6. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения новостных порталов в российской и зарубежной журналистской практике [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарной науки и практики в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–135
7. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Формирование принципов исследования новостных порталов и их роли в информационной середе [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности социальной и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
8. Исакова, З.А., Крючкова, Е.П., Финогентов, А.Ю. Принципы построения новостных порталов [Текст] / З.А. Исакова, Е.П. Крючкова, А.Ю. Финогентов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–113
9. Колесниченко, М.И., Хвостова, Л.Д., Мирончикова, А.А. Принципы создания и оценки эффективности заголовков [Текст] / М.И. Колесниченко, Л.Д. Хвостова, А.А. Мирончикова // Информационные технологии. – 2020. – № 3. – С. 71–80
10. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития информационных сайтов и порталов на современном этапе развития общества: социальный и технологический аспекты [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
11. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения информационных интернет-порталов в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
12. Назарова, Г.В., Чуркин, И.М. Основные концепции формирования единиц публицистического текста [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы журналистики в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
13. Радимова, С.С., Прядченко, М.С., Христосова, А.А. Принципы оценки грамотности и эффективности заголовков: обзор научной литературы [Текст] / С.С. Радимова, М.С. Прядченко, А.А. Христосова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 40–52
14. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Проблемы воспитания младших создания эффективного заголовка: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2019. – С. 114–129
15. Сметанина, Е.В., Корзинин, И.И., Герасименко, О.В. Формирование и развитие принципов построения новостного сайта: психолого-педагогические аспекты [Текст] / Е.В. Сметанина, И.И. Корзинин, О.В. Герасименко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной журналистики». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 46–59
16. Смирнов, Р.А., Кручинина, Т.А. Современные принципы классификации типов заголовков [Текст] / Р.А. Смирнов, Т.А. Кручинина // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2020. – С. 15–26
17. Тихонова, Е.Г., Алексеева, А.П., Свердлова, Е.М. Особенности заголовков статей в электронных изданиях [Текст] / Е.Г. Тихонова, А.П. Алексеева, Е.М. Свердлова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы журналистики в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–59
18. Христенко, А.С., Феклистова, О.А., Пилецкая, Е.Е. Новостной портал как объект социально-культурного исследования [Текст] / А.С. Христенко, О.А. Феклистова, Е.Е. Пилецкая // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2018. – С. 86–100
19. Медуза. Новостной интернет-портал. – [Электронный ресурс] https://meduza.io/ (Дата обращения: 10.12.2020)
20. Медуза. Официальная страница // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/meduzaproject (Дата обращения: 10.12.2020)