Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Деятельность работников сферы управления (руководителей, бухгалтеров, специалистов экономических отделов и др.) сейчас ориентирована на использование оптимальных и эффективных решений за счет внедрения в производственные процессы элементов высоких технологий, в частности автоматизации вопросов организации и реализации управленческих функций и требует радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры.
Внедрение в работу предприятий различных информационных систем приводит к автоматической обработке входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки, в том числе и эффективных экономических решений.
В современных рыночных условиях экономики актуальным вопросом на предприятиях остается вопрос создания автоматизированного рабочего места экономиста АРМ на предприятиях.
Внедрение АРМов ликвидирует разрыв во времени между производственно-хозяйственной процессом, получением первичной информации, ее обработкой и выдачей результатов, что позволяет активно влиять на процесс управления.
Основными функциями АРМ могут быть: введение, накопления и хранения информации; ее поиск по заданным признакам; выполнение прикладных программ обработки информации; выдача полученных результатов в нужном виде; контроль всех этапов обработки информации; автоматическое протоколирование рабочих процессов; отображения информации и результатов ее обработки на экране ПЭВМ.
Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределение обработки информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственных рабочих мест пользователей.
Цель. Изучить информационные системы, реализующие процессы, связанные с экономической информацией и ее обработкой
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
• Изучить понятия, связанные с информационными системами,
• Изучить историю развития автоматизированных систем обработки экономической информации,
• Рассмотреть технологию обработки экономических данных,
• Проанализировать общие принципы организации и функционирования автоматизированного рабочего места экономиста,
• Исследовать программное обеспечение автоматизированных систем обработки экономической информации,
• Изучить специальные системы управления предприятием
Объект исследования –Обработка экономической информации
Предмет исследования – Автоматизированные системы управления и обработки экономической информации
ГЛАВА 1. Анализ автоматизации обработки экономической информации
1.1. Информационная система, этапы ее развития
В России опыт внедрения и создания автоматизированных систем обработки данных охватывает несколько десятилетий. Первые попытки автоматизации информации были реализованы в 60-70 годах двадцатого века путем создания при областных и районных статистических управлений специализированных вычислительных центров (ВЦ). Такие вычислительные центры были оснащены достаточно громоздкими вычислительными и периферийными техническими средствами (как правило перфорационными машинами) и соответствующим оборудованием к ним. По сравнению с современными техническим средствами эти машины были малопроизводительными, неудобными и дорогими в обслуживании.
Обработка данных вычислительными центрами осуществлялась на договорных основе с предприятиями, которые передавали первичные документы для обработки на компьютерах и осуществляли оплату их услуг. Такая организация обработки экономической информации, хотя несколько облегчала работу экономических работников имела существенные недостатки: первичные документы на несколько дней изымались из предприятия, достаточно часто операторами ВЦ, которые не специалистов, не осуществлялся логический контроль входящей и исходящей информации и допускались многочисленные ошибки. Это заставляло работников предприятия каждый раз дополнительно проверять полученные с ВЦ сводные регистры и документы, а в случае выявления ошибок - возвращать их на обработку в ВЦ.
Следующий этап в развитии автоматизации экономической информации был связан с переориентацией вычислительных процедур на децентрализованные формы обработки данных - вычислительные центры начали создавать на предприятиях, хотя такую возможность имели только крупные предприятия. Вычислительные центры функционировали на базе аппаратных средств, которые включали разнообразные технические устройства. Они занимали большие площади и требовали значительных затрат на техническое обслуживание и содержание персонала. Вместе с тем, несмотря на существенные недостатки в организации обработки данных на базе ВЦ, их создание следует рассматривать как необходимый этап на пути формирования более эффективных технологий автоматизированной обработки экономической информации.
Еще один этап автоматизации экономической информации связан с появлением специальной вычислительной техники (терминалов), ориентированной исключительно на обработку экономической информации, которые активно начали использоваться в конце 70 начале 80 годов прошлого века. До сих ЭВМ принадлежали вычислительные машины семейства ЕС (единой системы), “Искра”, “Нева”, “Электроника”, “Robotron” и тому подобное. Для использования этой вычислительной техники и организации АРМ начали создавать и соответствующие прикладные программы, которые разрабатывались для каждого предприятия и охватывали преимущественно, отдельные функциональные задачи (учет материальных ценностей, учет заработной платы). Вместе с тем перечисленные технические средства оказались неудобными и довольно дорогими в обслуживании и не обеспечивали основных требований автоматизированной обработки данных. Кроме того, в этот период на отечественном рынке начали заявляться более производительные и удобные в пользовании персональные компьютеры (ПК) импортного производства, конкурировать с которыми отечественные терминалы не смогли. Именно ПЭВМ начали использоваться в качестве основной аппаратной платформы для компьютерных разработок. Активное использование персональных ЭВМ привело к необходимости создание и соответствующего программного обеспечения, ориентированного на массового пользователя. Начали создаваться профессиональные группы специалистов, которые занимались разработкой и тиражированием типовых программных продуктов.
Такие программы в основном были ориентированы на создание АРМ экономиста на малых предприятиях. В то же время создавались и программные комплексы на базе интегрированных программных средств, усовершенствованные версии которых используют на многих предприятиях и в настоящее время.
1.2. Компьютерные технологии в обработке экономических данных
Внедрение компьютерных технологий в процесс обработки экономической информации происходит по нескольким причинам. Во-первых, в условиях достаточно жесткой конкуренции между производителями возникает необходимость в получении оперативной деловой информации для принятия управленческих решений и мобильного реагирования на складывающуюся ситуацию в производственной и финансовой деятельности. Такая информация должна быть не только оперативной, но и достаточно полной, достоверной и разнообразной. В условиях неавтоматизированной системы обработки исходных данных невозможно обеспечить формирование оперативных данных - информация об отдельных объектах и хозяйственные процессы формируется, как правило, по истечении месяца, а сводные регистры и итоговые данные могут быть получены через некоторое время после окончания отчетного периода. Конечно, получение такой информации даже ежемесячно не соответствует требованиям и запросам управления, кроме того, на практике большинство обобщенных показателей формируют в настоящее время за квартал, следовательно ценность таких данных для управления предприятием является незначительной. Напротив, при условии компьютерных технологий почти вся информация становится оперативной и может быть получена в любой момент времени и в любом - период. По компьютерной обработки данных исходная информация может быть воспроизведена в виде электронного или печатного документа, графического изображения, передана средствами связи пользователям как внутри предприятия, так и за его пределами. При этом одна и та же информация может быть систематизирована и сгруппирована по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автоматизация управления предприятием / В.В Баронов и др. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 239 с.
2. Автоматизация управления предприятием/ Баронов В.В. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.- 239 с.
3. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ М.И.Семенов и др.; Под общ. Ред. И.Т.Трубилина.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 416 с.
4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 400 с.
5. Андрейчиков, А.В., Андрейчикова, О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике/ А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Финансы и статистика. 2000. - С. 368
6. Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. Интеллектуальные технологии в менеджменте. СПб: Изд-во ВШМ СПбГУ, 2007.
7. Гладкий А.А. 1С: предприятие 8.0. – СПб: Тритон, 2005.
8. Головина Е.Ю. Интеллектуальные методы для создания информационных систем: учебное пособие / Е.Ю. Головина.– М.: Издательский дом МЭИ, 2011. – 102 с.
9. Золотов С.И. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие / С.И. Золотов – Воронеж: Научная книга, 2007. –140с.
10. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник для вузов . - М.: Изд-во «ДеКа», 2000;
11. Орехов А.М.. Методы экономических исследований: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. - 392 с.. 2009
12. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Трубилина.— М.: Финансы и статистика, 1999.
13. Тамбовцев В.Л. «Пятый рынок: экономические проблемы производства информации». М.; Издательство МГУ. 2003.
14. Топузова, А.Н. Формирование профессионального мышления менеджера в высшей школе : материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Подготовка управленческих кадров -XXI века» Электронный ресурс: Режим доступа: http://www jfsusu. ru /jndex. subiects&func=viewpage&pageid/
15. Шрейдер Ю. «О феномене информационного продукта» // НТИ Сер. 1. 2004. №11.