Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансово-экономические отношения, которые сейчас сложились, изменения векторов развития экономик отдельных стран, их интеграция в мировые финансовые устройства, конкурентная борьба за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике актуализируют вопрос взвешенности любого принятого экономического решения, его обоснованности и эффективной реализации. Именно на этом этапе необходимо отметить важность бюджетного планирования, от обоснованности определения плановых показателей зависит эффективность выполнения бюджета и достижения поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место, и тесно связано с социальным и экономическим планированием.
Актуальность данной темы заключается в том, что за счет средств государственного бюджета финансируется социально-экономическая политика государства, именно через бюджет происходит распределение денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, а также между регионами страны. Кроме этого, по настоящее время сохраняется проблема сбалансированности федерального бюджета, так как продолжается увеличение внутреннего государственного долга и государственных расходов, а в бюджет будущих периодов закладывается с уменьшением доходной части налоговых поступлений и увеличением налогового бремени.
Целью курсовой работы является оценка государственного бюджета как основного средства регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть государственный бюджет как основу функционирования государства;
- провести оценку государственного бюджета РФ.
Объектом исследования является государственный бюджет РФ.
Предмет исследования – процесс управления доходами и расходами бюджета.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение. Анализ практических данных осуществлялся с помощью графических методов.
Информационная база работы формировалась на основе нормативно-правовых актов РФ и Правительства РФ, работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам увеличения доходов федерального бюджета, таких как С.В. Апуреев, Г.Н. Белоглазова, Э. Беллами, Д.С. Кидуэлл, О.И. Лаврушин, О.В. Мирошкина, Е.В. Орлова, Р.Л. Петерсон и другие, а также научных статей периодической печати и сети Интернет, официальных статистических данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и рекомендаций данных в работе для совершенствования управления доходами и расходами в структуре механизма управления федеральными финансами, а также повышением сбалансированности бюджета, снижения его зависимости от макроэкономических факторов в средней и долгосрочной перспективе.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Государственный бюджет – основа функционирования государства
1.1. Социально-экономическое значение бюджета
Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette, означавшего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане называли кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касавшихся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», т.е. представить эти документы на утверждение парламента. Позднее словом «бюджет» стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, с конца XVIII в. - уже сам документ, содержавший роспись доходов и расходов государства, впоследствии и как централизованный фонд денежных средств, и систему экономических отношений.
В целом, современное определение государственного бюджета является дискуссионным вопросом, так Романовский М.В. и Врублевская О.В. предполагают, что «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» . По мнению Соколовой О.В. «Государственный бюджет - совокупность денежных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны» , Поляка Г.Б. «Бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» , Сенчагова В.К. и Архипова А.И. «Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства»
Исходя из вышеперечисленного, следует такой вывод, что государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно им присущи и основные функции финансов. Бюджету как финансовому плану присущи такие черты как балансовый характер составления и исполнения. Экономическая роль бюджета состоит в том, что он:
- создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач;
- регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта;
- создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики, культуры государства, а также рационального размещения в нем производительных сил;
- аккумулирует крупные денежные средства, предназначенные для обеспечения обороны и безопасности страны, осуществления государственно-экономической политики, оплаты труда государственных служащих, иных работников бюджетной сферы, а также реализации государственных и местных программ по развитию и функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, развитию научно-технического потенциала и культуры.
Бюджетные средства предназначены для:
- функционирования органов государственного управления;
- осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурные и информационные связи;
- национальной обороны;
- правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
- функционирования федеральной судебной системы;
- фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
- развития промышленности, энергетики и строительства;
- развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
- осуществления социальной политики и т. д.
Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.
1.2. Характеристика доходов и расходов бюджета
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Его назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономки, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Государственный бюджет осуществляет следующие функции:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 314 с.
4. Бородин А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
5. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2020. - № 9. - С. 691 - 695.
6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
7. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
8. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
9. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
10. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
11. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2019. - 352 с.
12. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
13. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 c.
14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38/Prognoz2024.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38
15. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2019. - № 3. - С. 15 - 20.
16. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2020. - № 2. - С. 91 - 95.
17. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2018. - 448 с.
18. Цветова Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
19. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 351 с.