Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в государстве за последнее десятилетие: изменения в структуре общества, изменения всех институтов власти, переход к рыночным принципам экономики не могли не сказаться на социально-экономическом развитии (далее – СЭР) России.
Современную Россию отличает резкая дифференциация регионов по уровню СЭР. Эти различия наблюдаются в федеральных округах и субъектах России. В связи с этим необходимо оценить уровень развития территории.
В связи с разнообразием подходов к оценке СЭР региона на сегодняшний день не существует универсальной методики комплексной оценки текущей социально-экономической ситуации на территории России.
Россия имеет большой масштаб и пространственное разнообразие географических объектов. Тем самым, по сравнению с общей мировой практикой, наша страна нуждается в более динамичной и эффективной борьбе государства по устранению неравенства в национальном экономическом пространстве. Решение сложных региональных проблем и создание благоприятной среды для устойчивого развития всех регионов и всей страны в целом является одной из важнейших задач России на современном этапе.
Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость исследования вопросов механизмов СЭР регионов России в современных условиях.
В нашей работе для анализа СЭР выбран Уральский федеральный округ Российской Федерации (далее – УФО России). Округ занимает относительно небольшую территорию (10,6% от общей территории России), но имеет крупнейшие в стране нефтегазовый и металлургический комплексы, занимает первое место по запасам полезных ископаемых. Актуальность изучения современного состояния СЭР УФО России обусловлена тем, что имея огромный природно-ресурсный потенциал, округ не имеет устойчивого роста показателей в социальной и экономической сферах. Причинами этого являются, прежде всего, истощение минерально-сырьевой базы, медленное развертывание трубопроводов и дорожной инфраструктуры, недостаточное освоение новых месторождений, замедление развития промышленных центров, снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, нехватка трудовых ресурсов и обострение социальных проблем, низкая инвестиционная привлекательность.
Объектом исследования является УФО России.
Предметом исследования – СЭР УФО России.
Цель и задачи исследования. Цель работы – провести анализ, выявить проблемы и определить перспективы механизмов социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Задачи исследования:
– охарактеризовать сущность СЭР регионов;
– изучить методики и показатели определения уровня СЭР федеральных округов;
– дать общую характеристику УФО России;
– провести оценку СЭР УФО России;
– выявить проблемы и определить перспективы СЭР УФО России.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Информационная база. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались действующие нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, официальные данные из интернет-источников.
Практическая значимость темы заключается в возможности использования полученных сведений в учебной практике.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты механизмов СЭР регионов России. Во второй главе проведен анализ механизмов СЭР УФО России. В третьей главе выявлены проблемы и определены перспективы СЭР УФО России.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованных источников содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки. Приложение включает иллюстративный материал, необходимый для полноты восприятия работы.
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов социально-экономического развития регионов Российской Федерации
1.1 Сущность социально-экономического развития регионов
СЭР можно охарактеризовать следующим образом:
– положительные изменения в социальной, институциональной, административной структурах общества;
– повышение качества образования и улучшение здоровья населения;
– постоянное возобновление и модернизация производства, положительные изменения структуры экономики;
– положительные изменения в социально-экономической сфере, которые отражают сводные показатели экономики и социальной сферы;
– трансформация общественного сознания, перемены в традициях и привычках;
– рост показателей производства и тем самым рост доходов, которые повышают благосостояние населения и т.п. [16, С. 55]
СЭР территории – это ключевая функция органов государственной власти. Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного СЭР субъекта. СЭР региона – одно из приоритетных направлений России [11, С. 86].
Регион – это часть территории России. Тот или иной регион обладают общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регионы могут совпадать с границами территории субъекта России, либо объединять территории нескольких субъектов (т.е. это федеральные округа России).
Исторические предпосылки, географическое положение и ресурсный потенциал, социально-экономические и политические процессы – эти все элементы влияют на темпы развития и, как следствие, неравномерность и дифференциацию территорий (в нашем случае регионов, федеральных округов – рисунок 1) в рамках единого пространства России [6].
Рисунок 1 – Федеральные округа России
Исторические, природные и региональные особенности России имеют важное значение для развития экономики нашей страны. На огромной территории расположены запасы природных ресурсов, большая часть которых до сих пор остаются не неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Но, кроме границ и центральной власти, также нужны ячейки для управления на всей территории страны. Поэтому, для укрепления центральной власти было принято решение выделить отдельные центры управления регионами – федеральные округа. Этому также способствовали большая численность регионов и их стремление к расширению суверенитета [15, С. 136].
Федеральный округ (далее – ФО) – территория, охватывающая территорию нескольких субъектов России, в рамках которой действует полномочный представитель Президента России. ФО об¬ра¬зо¬ва¬ны в со¬от¬вет-ст¬вии с Ука¬зом Пре¬зи¬ден¬та России № 849 от 13.05.2000 [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 13.12.2018) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48162/ (дата обращения: 11.12.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 11.12.2020).
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120672/ (дата обращения: 11.12.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2018 № 1503-р «О внесении изменений в перечень показателей мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303107/ (дата обращения: 11.12.2020).
5. Волгузов, Е. Ю. Понятие и сущность социально-экономического региона / Е. Ю. Волгузов, О. В. Михайлова // Стратегия социально-экономического общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 8-й международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2018г.), Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск: ЗАО Университетская книга», 2018. – С. 108-112.
6. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. – М.: Юрайт, 2016. – 360 с.
7. Гудкова О. В. Показатели инновационного развития предприятий регионального уровня в российской экономике / О. В. Гудкова, С. В. Севрюкова // Научное обозрение. Экономические науки. – 2018. – № 3. – С. 16-20.
8. Дертишникова, Е. Н. Комплексная оценка социально-экономического развития региона / Е. Н. Дертишникова // Проблемы развития территории. – 2011. – № 1. – С. 25–35.
9. Дмитриев, С. Г. О взаимосвязи инновационного развития экономики и увеличении неравенства в распределении доходов / С. Г. Дмитриев, В. М. Бацылева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 9. – С. 5-8.
10. Дюкина, Т. О. Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов / Т. О. Дюкина, Н. Ю. Лукьянова // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. – 2018. – № 2. – С. 61–69.
11. Ильясова А. М. Социально-экономическое развитее региона: особенности и факторы, влияющие на социально-экономическое развитие / А. М. Ильясова // Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке: сборник статей научных докладов по итогам XII Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Под ред. Л.С. Морозовой. – Москва, 2020. – С. 84-89.
12. Руденко, М. Н. Исследование и оценка факторов, влияющих на функционирование регионального механизма экономической безопасности / М. Н. Руденко, Я. А. Долганова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 465–479.
13. Севрюкова, С. В. Тенденции социально-экономического развития регионов России / С. В. Севрюкова // Экономика. Наука. Инноватика: материалы I Республиканской научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Ярошенко. – Донецк, 2020. – С. 235-238.
14. Таранова, И. В. Тенденции развития региона с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития / И. В. Таранова, А. А. Татуев, В. И. Сыроватская, К. Т. Пайтаева // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. – 2019. – № 2 (50). – С. 6.
15. Федорец, М. Н. Федеральные округа: значимость и роль в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации / М. Н. Федорец // Государство и право. – 2018. – № 10. – С. 136-140.
16. Яковлева, А. С. Социально-экономическое положение и его влияние на экономическую безопасность региона / А. С. Яковлева // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 2. – С. 53-67.
17. Официальный сайт полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе. – URL: http://uralfo.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2020).
18. Рейтинг регионов Уральского федерального округа по основным социально-экономическим показателям за январь-декабрь 2019 года. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. – URL: https://tumstat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%20%E2%84%9615_2020.pdf (дата обращения: 11.12.2020).
19. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2019 года. Официальный сайт Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня». – URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf (дата обращения: 11.12.2020).
20. Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в 2019 году. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13260?print=1# (дата обращения: 11.12.2020).
21. Федеральная служба государственной статистки. Официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2020).