Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В плеяде великих учителей и наставников человечества, владеющих умами людей, и по сей день имя Конфуция. Крупнейший ученый своего времени Конфуций одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.
Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю , но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Конфуций есть величайший представитель китайского народа, и служит, как бы, органом для народного самосознания: не даром потомство окружило его жизнь и происхождение легендами, приличествующими мифическим народным героям. Философия Конфуция, ставшая в народном сознании на место религии, из которой она вышла, имеет в виду главным образом практические, именно нравственные и политические цели. Задача Конфуция, по собственному его сознанию состояла в восстановлении того религиозного и нравственного учения, которому научили людей древние императоры Яо, Шун, Ию и прочие, и, следуя которому, люди были совершеннее, благороднее и достойнее жить в течение той счастливой, мирной и религиозной эпохи, которая известна у китайцев под именем золотого века.
В связи с вышеизложенным проблематика данного исследования несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики «Философские воззрения Конфуция» достаточно актуален и представляет научный интерес.
Объект исследовательской работы - жизнь, образ мыслей, точка зрения, убеждение, направленность, устремленность, учения и изречения древних философов.
Предмет исследования – жизнь, точка зрения, мысли, учения, идеи Конфуция.
Цель исследования – рассмотреть Конфуций.
В соответствии с этой целью были поставлены и разработаны следующие задачи:
раскрыть определение менеджмента;
рассмотреть функции менеджмента;
охарактеризовать азиатскую модель менеджмента;
отразить особенности китайского менеджмента;
рассмотреть значение менталитета в китайской модели управления;
определить специфические особенности китайской модели менеджмента.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Знания, как доступ к власти в Конфуцианстве
Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о благочестивой жизни. Это система политической и частной этики. Благодаря чему сложилось мнение, особенно среди современных образованных китайцев, что конфуцианство, вообще, не есть религия. Это-де, с одной стороны, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали. Мнение оказалось справедливым, так как в числе конфуцианских книг есть такие, которые, несомненно, содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире. В начале XX века в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция1.
Конфуций жил в смутное время, когда Китай потрясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н.э., переживала период междоусобиц. Китай оказался разделенным на многочисленные княжества, которые лишь номинально объединялись центральной властью правителя династии. Владетельные князья вели между собой нескончаемые войны, стараясь расширить свои земли за счет соседей. Народ страдал от налогов и поборов.
По учению Конфуция, знатные люди мудры и самим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благородных господ – таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения. А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).
Согласно конфуцианскому учению, китайское общество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы), обладающих высокими морально- этическими качествами, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имеющей «небесное происхождение». Созданный Конфуцием абстрактно-утопический идеальный образ – «благородный муж» наделялся качествами человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотрительного в делах. Как эталон морального и этического совершенства, он призван был служить образцом поведения для всех.
Учение или религия связана с известнейшим китайским философом Конфуцием (551-479 года до нашей эры) и которое затем распространилось на Японию и Корею. Во многих странах его считают Великим Учителем или Кун-фу-цзы или Мудрец Кун.
Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей», за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба». В результате Конфуция стали считать Великим Мудрецом. Конечно, как философ он был на высоте. Но он в отличии от многих не рассуждал о «неземных» вещах. Весь упор делался на общественно – политическую жизнь и на ее мораль2.
В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.
В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая. Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.
Принципы конфуцианства. В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.
Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются.
А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды3.
Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение. В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.
Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.
Идеи Конфуцианства. Человеческая добродетель и моральное поведение составляет основную идею конфуцианства. В качестве главной добродетели выступает доброта и почтение старших.
Сыновняя почтительность, а также братская любовь – это основа добродетели и правильного поведения, как в кругу семьи, так и в обществе в целом.
И прежде всего человек должен стремиться к нравственности и учится быть добродетельным, а уже домашний уют и насыщение себя пищей должно отступать на второй план.
В отношении правления народом поведение также должно быть добродетельным и править надо честно, и чиновниками для управления соответственно нужно ставить лишь честных людей.
Приличному человеку не свойственен дух состязания, нужно вести себя скромно. Также одной из главных идей конфуцианства
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андриянова, Е.А., Ермолаева Е.В., Суворов В.В., Фахрудинова Э.Р. Универсальная мудрость Востока. / Е.А. Андриянова [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ГМУ, 2013. – 166 с
2. Безродная, И.В. Актуальность идей Конфуция в современном образовании и формировании экологического сознания / И.В. Безродная // Сервис plus. – 2012. – №2. – С. 3-8
3. Борох, О. Н. «Новая нормальность» с китайской спецификой / О.Н. Борох // проблемы дальнего Востока. – 2015. – № 3. – С. 68–80
4. Ван, Л. Особенности управления персоналом в Китае / Л. Ван // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 378-380. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/132/37073/
5. Германович, А.А. Сущность и особенности педагогической составляющей Конфуцианства / А.А. Германович // Психолого-педагогический поиск. – 2017. – № 2 (42). – С. 127-135.
6. Горбачев, Н.С. Конфуцианство. Его влияние на политическую и социально-экономическую жизнь современного Китая / Н.С.Горбачев // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19911
7. Китайский государственный статистический ежегодник. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] URL: http://data.stats.gov.cn/
8. Кожаев, Ю.П. Актуальные проблемы науки: от теории к практике / Ю.П. Кожаева. – М.: Глобус, 2016. – 186 с.
9. Малявин, В.В. Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае. / В.В. Малявин. – М.: Феория, 2013. – 400 с.
10. Мин, У. Управление персоналом в компании TCL в Китае. В книге: Социально ориентированное управление в условиях глобализации материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. / У. Мин. // 2015. – С. 130–133.
11. Михалкин, В. А. Международный бизнес: Учебное пособие / Михалкин В.А. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
12. Мороз, Ю.А. Философский анализ этических аспектов в учении Конфуция /Ю.А. Мороз // Вiсник СевНТУ. – 2012. – № 126. – С. 209-21
13. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: учебник, практикум и учебно - методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: 2017. - 303 с.
14. Особенности национального менеджмента на примере Китая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2524
15. Особенности развития менеджмента Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/menedzhment/162562/
16. Степашкина, А. Я. Китайская модель управления персоналом. Менеджмент в России и за рубежом./ А.Я. Степашкина // 2015. № 6. – С. 138–143.
17. Суворов, В.В. «Восточничество»: культурно-историческая концепция и имперская идеология / В.В. Суворов. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2015. – 107 с.
18. Фахрудинова, Э.Р. Этические ценности конфуцианства в эпоху глобализации. / Э.Р. Фахрудинова. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2014. – 159 с.
19. Цзян, Ш., Пешкова О. А. Китайская практика развития персонала организации / Ш. Цзян // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 48-51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12620/
20. Цзян, Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа / Сюй Цзян. // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 720-723.
21. Яшэн, Хуан. Капитализм по-китайски. Государство и бизнес. / Хупн Яшэн. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 375 с.