Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование Китайской цивилизации в различных проявлениях данного феномена всегда притягивало внимание как отечественных, так и зарубежных синологов. Доктрины китайской религии и нравственные принципы, лежащие в основе культуры Китая, прежде всего другого, определяют и до настоящего времени специфику и характер китайской цивилизации.
Синологические работы, вплоть до XIX века имели в основном описательный характер. Но уже к концу XIX века ситуация в корне изменилась. На смену этапу накопления и первичной систематизации данных о китайской цивилизации пришел этап научного критического анализа и разбора структуры и общественно значимых связей китайского общества.
Начало изучению китайской цивилизации в отечественной историографии положил Никита Яковлевич Бичурин. Этот этап можно охарактеризовать описательными сводками и некоторой субъективностью в оценке Китая, что было характерным в XIX веке для синологии во всем мире.
Как источники для данного исследования были взяты такие работы Н.Я.Бичурина как: Китай в гражданском и нравственном состоянии (1848 год); Статистическое описание Китайской империи: в 2 ч. (1842 год) и др.
Изучение и анализ научного наследия основоположника научного китаеведения в России, Никиты Яковлевича (Отца Иакинфа (Бичурина) осуществлялось в рамках нескольких направлений: подготовка к изданию его сочинений; научное осмысление значимости его трудов для мирового китаеведения и анализ жизненного и творческого пути Н.Я.Бичурина, его непростой судьбы.
Николай Яковлевич Бичурин, был автором большого количества работ всестороннего справочного характера, большинство которых до настоящего времени не утратили научной ценности и остаются в рукописях. В частности, «Географический справочник по Китаю» который содержит наименования населенных пунктов Китая, с указанием широты и долготы, это изложение китайского законодательства и т.д.
Вопрос о переиздании крупных переводов и научных работ Н.Я.Бичурина неоднократно поднимался в разные годы и в настоящее время является весьма актуальным, так как связан с вопросом восстановления приоритета отечественного востоковедения в целом, в ряде отраслей данной науки.
Благодаря Н.Я. Бичурину появилась в России синология. Он стал первым во всем мире, кто использовал в своих работах в большом объеме китайские исторические, а не маньчжурские источники. Труды Н.Я.Бичурина переиздаются и в наше время.
Кроме того, труды Н.Я.Бичурина являются значимой частью российской культуры и свидетельством высокого уровня ее развития. Работы Н.Я.Бичурина сами по себе могут рассматриваться как исторические источники и памятники переводной культуры, в связи с этим определённое значение для изучения наследия Н.ЯБичурина приобретают вопросы практической текстологии и археографии которая связана с техникой переиздания переводов и оригинальных работ Н.Я.Бичурина, что важно и на уровне мирового китаеведения, и для истории науки в целом.
Отец Иакинф (Бичурин) с его уникальной судьбой, внутренней силой духа, интересен как представитель историографии и китаеведения и как личность в целом.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Китайская культура глазами русского православного священника».
Объект исследования: китайская культура глазами русского православного священника (на основе трудов Н.Я.Бичурина);
Предмет исследования: образ о.Иактинфа (Н.Я.Бичурина) и его вклад в исследование кутайской культуры;
Цель исследования: изучение китайской культуры глазами русского православного священника, на основе анализа трудов Н.Я.Бичурина.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- описать личностное и профессиональное становление О.Иакинфа (Бичурина);
- представить научный вклад Н.Я.Бичурина в отечественную синологию;
- рассмотреть противоречия во взглядах на Восток и Запад
- описать религию в Китайской духовной культуре;
- рассмотреть вопросы престолонаследия и управления государством в Китае;
- изучить народное просвещение и общественную жизнь в Китае.
Степень изученности проблемы.
Наследие Н.Я.Бичурина, которые находится в архивах в Санкт-Петербурге, Москве и Казани было проанализировано целым рядом специалистов, в рамках статей отечественных исследований, в частности, Любимов А.Е. , Козин С.А., Петров А.А., Тихонов Д.И., Горбачёв З.И.,Скачков П.Е., Чугуевский Л.И. и др.
В 1977 году в институте востоковедения АН СССР была проведена научная конференция «H.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение (к 200-летию со дня рождения)». Серьёзно работу по описанию научного наследия Н.Я. Бичурина и, попозже, по выявлению архивных материалов к его биография осуществил Петр Емельянович Скачков , анализ творчества и неизвестных фактов жизни Отца Иакинф был дан в статьях Л.В.Симоновской, Д.И.Белкина, В.П.Козлова, В.С.Мясниковым и др. в рамках конференции посвященной 200-летию со дня рождения Н.Бичурина .
А.Н.Хохловым был составлен и отредактирован сборник «Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение (К 200-летию со дня рождения)».
Широкую известность имела научно-художественная биография Н.Я.Бичурина «Отец Иакинф» , написанная В.Н.Кривцовым.
Биография Никиты Яковлевича Бичурина была настолько яркой, что вызвала к себе интерес беллетристов (А.В. Таланов, Н.И. Ромова, 1955; В.Н.Кривцов, 1971, 1976; С.Н. Марков, 1973).
Труды Н.Я. Бичурина уже при жизни синолога стали необычайно популярны. Его публикации были не только востребованы в научных кругах, но и высоко оценены известными представителями русской культуры – В.Г.Белинским, Н.А. Бестужевым, И.А. Крыловым, В.Ф. Одоевским, И.И. Панаевым, М.П. Погодиным, Н.А. Полевым, А.С. Пушкиным. Н.Я. Бичурин
оставил большое рукописное наследие, которое описано С.А. Козиным (1929), П.Е. Скачковым (1933,1956, 1977), А.А. Петровым (1937), Б.А.Малькевич (1953), З.И. Горбачевой (1954), Д.И. Тихоновым (1954) и Л.И.Чугуевским (1959, 1967).
Оно находится в секторе Восточных рукописей СПб филиала ИВ РАН.
Среди неопубликованных рукописей числятся такие монументальные труды, как перевод «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее», 15 томов, 8384 л.) Сыма Гуана, «Четверокнижия» (2 тома, 1179 л.), «История дома Мин» (590 л.) и около десятка весьма объемных, доходящих до двух с лишним тысяч листов, китайско-русского, маньчжурско-китайско-русского, китайско-латинского словарей.
Методы исследования – анализ литературы, теоретический анализ и синтез.
Источниками изучения научного пути Н.Я.Бичурина стали исследования:
Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения – в учебнике представлены различные теории религии, на основе исследований последних лет, дана общая характеристика конфуцианства как одного из религиозных направлений Китая, рассмотрена роль Н.Я.Бичурина в исследовании конфуцианства в Китае.
Денисов П.В. «Слово о монахе Иакинфе Бичурине», Таланов А.В., Ромова Н.И. «Друг Чжунго», Федоренко Н.Т. «Иакинф Бичурин, основатель русского китаеведения» Кривцов В.Н. «Отец Иокинф», Марков С.Н. «Вечные следы: книга о землепроходцах и мореходах».
Указанные источники отражают в том или ином аспекте, биографию Никиты Яковлевича Бичурина
Мясников В.С., Попова И.Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию. К 225-летию со дня рождения члена-корреспондента Н.Я. Бичурина // Вестник Российской Академии наук. – 2002. – Т. 72 - № 12. – С. 1099 –1106. Сборник материалов научной конференции, где были представлены работы Хохлова А.Н., Думана Л.И., Кожина П.М. и др.
Кирмасов Б. «Развитие отечественного китаеведения в XIX веке: исторические страницы» - статья автора отражает значимость деятельности о. Иакинфа для мирового и Российского востоковедения, описывает «продолжателей пути Н.Я.Бичурина» (Васильев Л.С., Костовец Л.Я. и др.)
Макаровский А. И. «Архимандрит Иакинф Бичурин: Православный миссионер и русский синолог» - автор отражает в статье культурно-научный вклад о.Иакинфа как православного священника.
Моллер Н.С. «Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки» - в статье рассмотрены особенности личностного становления и жизненного пути Н.Я.Бичурина.
Попова И.Ф. «Об изучении научного наследия Н.Я.Бичурина (1777 – 1853) в XX веке» - статья, отражающая аспекты сохранения и ценности культурно-научного наследия Н.Я.Бичурина для мировой и отечественной науки.
Решетов А.М., Бурыкин А.А. «Н.Я. Бичурин о китайско-русских языковых контактах и русско-китайском пиджине» - в статье представлены особенности культурно-исторического и экономического взаимодействия России и Китая в 18-19 вв, отражённые посредством языковых контактов, особенности такого уникального лингвистического явления как «пиджин» - «особый язык» для взаимодействия.
Скачков П.Б. в своей работе «Очерки истории русского китаеведения», последовательно изложил историю изучения Китая в России на протяжении более чем 250 лет. В книге представлены биографии многих русских китаеведов, освещается история изучения китайского языка, истории и культы Китая в учебных заведениях. В приложении дается описание рукописного наследия русских китаеведов.
Для научно-исследовательской работы были использованы произведения Никиты Бичурина:
1)Н.Я.Бичурин «Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение» .
Данная книга является кратким описанием китайских нравов, просвещения, обычаев и, по слова автора, несет ясное и верное понятие о гражданском образовании китайского государства.
2) Н.Я.Бичурин «Статистическое описание Китайской империи»
Работа содержит в себе обширные географические сведения, сведения о политической системе, а также о законодательстве и э
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т 1-2 / Н.Я.Бичурин. – М.; - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 471 с.; 335с.
2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т 3. / Н.Я.Бичурин. – М.; - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. — 328 с.
3. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я.Бичурин. –М.: Восточный Дом, 2002. - 423 с.
4. Бичурин Н.Я. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. 1840./http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_1840_kitay_oldorfo.shtml
5. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи: в 2 ч. / Н.Я.Бичурин. – М.: Восточный дом, 2002. - 463 с.
6. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения / Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблоков. – М.:Высш.шк., 2005. – 508 с.
7. Денисов П.В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине / П.В.Денисов – Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.
8. Мясников В.С., Попова И.Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию. К 225-летию со дня рождения члена-корреспондента Н.Я. Бичурина // Вестник Российской Академии наук. – 2002. – Т. 72 - № 12. – С. 1099 –1106.
9. Кривцов В.Н. Отец Иакинф / В.Н.Кривцов – Л.: Лениздат., 1978. – 652 с.
10. Кирмасов Б. Развитие отечественного китаеведения в XIX веке: исторические страницы // Знание. Понимание. Умение. – М., 2013. №3. С. 159-165.
11. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. Т. 2. – СПб.; М., 2000. – 208 с.
12. Мясников В.С., Попова И.Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию / Вестник Российской Академии наук, Т.72, №12, 2002. - С. 1104.
13. Макаровский А. И. Архимандрит Иакинф Бичурин: Православный миссионер и русский синолог // Церковный вестник, 2003. № 5. – С. 48–54.
14. Марков С.Н. Вечные следы: книга о землепроходцах и мореходах / С.Н.Марков. – М.: Современник, 1982. – 575 с.
15. Моллер Н.С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина, 1888. – Т. 59. - № 8. – С. 272-300.
16. Мартынов Д. Е. Конфуцианское учение и маоизм: Из истории социально-политической теории и практики Китая в XX веке – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 368 с.
17. Маслов А. А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы» - М.: Логос, 2003. – 368 с.
18. Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение (К 200-летию со дня рождения). Материалы конференции / Отв. ред. и сост. А. Н. Хохлов ; АН СССР. Ин-т востоковедения. - Москва : Наука, 1977 – 139 с.
19. Попова И.Ф. Об изучении научного наследия Н.Я.Бичурина (1777 – 1853) в XX веке / И.Ф.Попова / Записки Восточного отделения Российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. Том 2 (27). - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — 636 с.
20. Решетов А.М., Бурыкин А.А. Н.Я. Бичурин о китайско-русских языковых контактах и русско-китайском пиджине // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2010. — С. 182–186.
21. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. / В.Я.Сидихменов. - Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
22. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения / П.Е.Скачков. – М.: Наука, 1977. – 510 с.
23. Таланов А.В., Ромова Н.И. Друг Чжунго. – М.: Молодая гвардия, 1955. – 216 с.
24. Федоренко Н.Т. Иакинф Бичурин, основатель русского китаеведения / http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0040.shtml