Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема конфуцианства всегда притягивала внимание как отечественных, так и зарубежных синологов. Притягивала потому, что именно доктрины конфуцианства и нравственные принципы прежде всего другого определяют и до настоящего времени специфику и характер китайской цивилизации.
Конфуцианство есть интереснейший исторический феномен. Со времен династии Хань (206 – 25 гг. до н.э.), когда данное учение было провозглашено официальной государственной религией (I век до н.э.), китайский народ жил по заветам Конфуция. Привлекает внимание тот факт, что на протяжении более чем двухтысячелетней истории китайской цивилизации конфуцианство никогда не становилось единственной религией Китая, а существовало наряду с даосизмом и буддизмом. Но как философское учение оно присуще каждому китайцу. Синологи сходятся во мнении, что в Китае конфуцианство всегда было и остается оптимистичным и жизнеутверждающим началом, в то время как даосизм – начало пессимистичное, что любой китаец чтит букву учения Конфуция, когда его жизнь спокойна и радостна, и исповедует даосизм, когда удача отворачивается от него. Мы можем видеть, что конфуцианство в основном главенствовало в мирный период благополучия страны и народа, в то время как даосизм занимал первое место во времена войн и смут. «Китаец, исповедуя даже даосизм, буддизм или христианство, в общественной практике оставался конфуцианцем, ибо в своем поведении он руководствовался ли, пропитывавшими всю жизнь общества и дававшими ему силу оставаться самим собой в течение долгих веков, несмотря на нашествия иноземных захватчиков» .
Конфуцианство возникло как результат сложной интеллектуальной работы, как предельное выражение изощренных философских систем и этических учений. По мнению М.Л. Титаренко, именно конфуцианство всегда выступало в Китае главным регулятором всех жизненных связей и отношений2. Конфуцианство, как ведущая духовная и политическая тенденция, как основа всеобщей регуляции формировалась почти параллельно с даосизмом, отвергавшим официальные порядки и взывавшим к возвращению в «естественную жизнь». Позднее отсутствие собственного духовного компонента, обеспечивающего «потусторонние» измерения бытия, заставило Китай импортировать буддизм, подвергнув его основательной китаизации. «Все три религии уживаются в Китае рядом без всякого антагонизма» . Важным фактором жизнестойкости и стабильности китайской цивилизации стало присущее ей единство ее ведущих духовных компонентов.
В основе проблемы данного исследования, лежит вопрос, что же помогло конфуцианству, на протяжении веков сохранить свои позиции ведущей религии в Китае, и почему конфуцианство не уступает по своему потенциалу другим мировым религиям.
1.Общая характеристика конфуцианства в трудах отечественных синологов
Н.Я. Бичурин, основоположник отечественной синологии, определял конфуцианство как «религию ученых», потому что считал, что идея Бога в этом учении лишена трансцендентного смысла .
Сущность «китайского Бога» внутримировая, а не внемировая (как, например, в христианстве). Этот «китайский Бог» вочеловечен не в одном, а в целой плеяде мудрых или святых. Синонимизация мудрости и святости сама по себе достаточно показательна: понимание святости как функции мудрости противоположно религиозному пониманию мудрости как функции святости. Н.Я. Бичурин обращает внимание на необходимость и закономерность деятельности Неба; идея необходимости и закономерности –одна из межей, отделяющих философию от религии, в которой господствует идея судьбы и ничем не обусловленного божьего промысла. В христианстве верят, что без божьей воли не упадет и волос с головы человека, мусульмане верят, что тень следует за предметом лишь с позволения Аллаха. Вместо слепой судьбы либо дозволения Бога, Н.Я. Бичурин видит в конфуцианстве воплощенную законосообразность – «умное число»: «В тех местах, где мы говорим: такова его участь или судьба, китаец говорит: таково его число» .
Конфуцианство, или религия ученых – Жу-цзяо. Характеризовал Н.Я.Бичурин эту религию как религию правительства и всего китайского народа, и даже отчасти как религию маньчжуров и монголов.
По мнению Бичурина, китайцы выводят происхождение конфуцианства из природной сути человека. Основано это учение на справедливости, проявляется в обряде. Каждый человек является вещественным компонентом этого мира, и на него действует природный закон. Но так как у человека есть разумная душа, то он обязан подчиняться еще и закону моральному.
Моральный закон есть пять добродетелей – человеколюбие, справедливость, обряд, знание, верность. Эти пять добродетелей должны составлять природу разумной души. Человеколюбие – это любовь к ближнему. Справедливость – почтение к высшим (то есть, к стоящим выше по должности или же к старшим в семье), вежливость между равными, благосклонность к низшим.
Обряд – это благопристойность в поступках. Обряд учит человека определенному образу действия в отношениях к Небу, к ближнему и к самому себе. Знание в конфуцианстве – это возможность души исследовать вещи методом анализа причин каждой вещи. Именно этот метод показывает нам целесообразность наших дел с правилами морали. Верность – это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Н.Я. Бичурин «Описание религии ученых», 1906 / [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.libfox.ru/442596-nikita-bichurin-opisanie-religii-uchenyh.html
2. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я.Бичурин. –М.: Восточный Дом, 2002. - 423 с.
3. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения / Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблоков. – М.:Высш.шк., 2005. – 508 с.
4. Васильев Л. С. История религий Востока: [учебное пособие для вузов] – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – 704 с.
5. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая. Конфуций и конфуцианство. М., 2015. – 512 с.
6. Делюсин Л. П. Личность в традиционном Китае / Л. П. Делюсин, Л. Н. Борох, Е. Б. Поршнева; под ред. В. Б. Меньшикова. – М. : Наука, Восточ. лит-ра, 1992. – 326 с.
7. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. Т. 2. – СПб.; М., 2000. – 208 с.
8. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. / пер. с кит. и прим. И. Семененко и А. Штукина. М., 2007. – 399 с.
9. Конфуций. Уроки Мудрости: Сочинения. / Конфуций –М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. – 958 с. (Антология мысли).
10. Конфуций. Я верю в древность Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. — М.: Республика, 1995. — 384 с.
11. Кирмасов Б. Развитие отечественного китаеведения в XIX веке: исторические страницы // Знание. Понимание. Умение. – М., 2013. №3.
12. Маслов А. А. Конфуций: прогулки с мудрецом / А. А. Маслов – Ростов н/Д.: Феникс: Краснодар: Неоглори, 2010. – 442 [6] с.
13. Маслов А. А. Тайный код Конфуция. Что пытался передать великий учитель / А. А. Маслов. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 279 с.
14. Мартынов Д. Е. Конфуцианское учение и маоизм: Из истории социально-политической теории и практики Китая в XX веке – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 368 с.
15. О сознании (синь). Из философского наследия Чжу Си / пер. А. С. Мартынов и И. Т. Зограф. - М. :Восточ. лит-ра, 2002. – 318 с.
16. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. М. : Наука, Восточ. лит-ра, 1993. – 440 с.
17. Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. – М.: Наука. Глав.ред. Вост. лит-ры., 1991. – 220 с.
18. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. / В. Я. Сидихменов. - Смоленск: Русич, 2000. –С.164
19. Сюнь-цзы. Классическое конфуцианство: перев., статьи, коммент. А. Мартынова и И. Зограф., в 2 т. Т. II. – СПб. : издат. дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2000. - 208 с.
20. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. / Л. Е. Янгутов. – Новосиб. : Наука, 1995. – 224 с.