Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Введенные нашей страной экономические санкции в отношении ведущих стран Запада снизили конкурентное давление импортной продукции на внутренний продовольственный рынок, создали в сельском хозяйстве благоприятные условия для мобилизации внутренних резервов, повышения объемов производства, инновационного развития аграрной отрасли, решения проблем импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны. Однако, дальнейшее успешное развитие сельского хозяйства сдерживается неравными возможностями крупного, среднего и малого аграрного производства, высокими производственными затратами, ценовым диспаритетом, низкой рентабельностью и убыточностью, дефицитом ликвидности активов, высокой стоимостью заемного капитала, высокими рисками его размещения, тяжелым финансовым состоянием большинства сельско-хозяйственных производителей. Имеет место высокая зависимость от импорта семян, технологий, слабая материальная и техническая база, низкая активность участников производства в госпрограммах поддержки развития сельского хозяйства из-за их малой прозрачности.
Современные природно-климатические и экономические риски в сельском хозяйстве усиливаются политической нестабильностью. Для преодоления этих отрицательных факторов требуется активизация всей системы государственной поддержки аграрной экономики на основе импортозамещения и ориентированности на экспорт продукции, совершенствования существующих инструментов инвестиционного субсидирования. Данные обстоятельства определили выбор темы нашего исследования.
Целью курсовой работы является оценка проблем и перспектив развития государственного регулирования аграрного сектора в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические основы государственного регулирования аграрного сектора;
- провести анализ практических аспектов государственного регулирования аграрного сектора;
- определить направления совершенствования государственного управления сельским хозяйством.
Объектом исследования является государственное регулирование аграрного сектора.
Предмет исследования – особенности практики регулирования аграрного сектора в России.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного управления, стратегического управления, общего менеджмента.
Методической основой исследования развития государственно-частного партнерства региона явились следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, статистический, логический, методы сравнительного анализа и декомпозиции.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования аграрного сектора
1.1. Специфика государственного регулирования в сельском хозяйстве
Государственная поддержка - это совокупность различных форм, методов и механизмов, направленных на увеличение объемов и улучшения качества сельскохозяйственной продукции, сохранения и социального развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности и конкурентоспо¬собности страны на основе инновационного развития сельскохозяйственного производства через финансирование целевых программ .
Государственное управление - это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практической реализации государственной политики, разработанной на основе соответствующих процедур.
Целью управления в сфере агроэкономики является создание условий для эффективного функционирования организаций и предприятий аграрного сектора.
В частности, состояние сельскохозяйственного сектора зависит от того, насколько хороши организационные и экономические отношения между государством и субъектами экономики. России около 80% сельскохозяйственных предприятий (основная отрасль промышленности) имеют определенные признаки банкротства, что является убедительным доказательством основных требований рыночной экономики и несоответствий национальной политики в сельскохозяйственном секторе.
В связи с этим особенно важно построить систему управления, которая в соответствии с отраслевыми особенностями, отвечает потребностям инновационной экономики в рыночных условиях. В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов управления: правовой, политический и административный подходы. Согласно управленческому подходу, главная ценность государственного управления должна заключаться в эффективности, прибыльности и эффективности, сформулированных в количественном (измеримом) формате, где это возможно.
Основная проблема, связанная с этим подходом, заключается в том, как обеспечить желаемые результаты при минимальных затратах или, как вариант, как получить максимальные результаты при заданных затратах. Это управленческий подход, который составляет основу системы управления сельским хозяйством как части сельскохозяйственного промышленного парка.
Внедрение рациональных структур, форм и методов управления производством наряду с совершенствованием организации производства и труда сельскохозяйственных предприятий в настоящее время является наиболее актуальной проблемой. Переход к новым методам управления включает активное выявление и применение более эффективных форм управления производством, которые решают современные проблемы. Эффективное управление - это рациональная структура управления.
Ввиду своего потенциального и исторического положения в общественном разделении труда сельское хозяйство России является особым видом экономической деятельности, проблема которой затрагивает экономические и политические интересы страны в целом.
У России большой сельскохозяйственный потенциал. Страна имеет 9% пахотных земель в мире, 2,6% пастбищ, 20% запасов пресной воды, 8,3% минеральных удобрений и 2% населения мира. По разным оценкам, более 38 миллионов человек, или 27% населения страны, проживают в сельской местности, где проживает 150 миллионов человек, и до 7 миллионов человек работают на сельскохозяйственных предприятиях.
В этой ситуации агропромышленный комплекс является одним из объектов общего кризиса российской национальной экономики, поэтому возрождение сельского хозяйства является общенациональной задачей, которая должна решаться совместными усилиями государства, науки, бизнеса и всего населения.
Существующие формы национального регулирования можно разделить на три группы.
1. Законодательные и правовые формы обеспечиваются механизмами разработки, принятия и фактической реализации. Это позволяет установить общие правила развития существующих экономических систем, в том числе социально-экономических и других отношений.
2. Финансовые и кредитные формы используются для регулирования (стимулирования или ограничения) деятельности экономических групп и для баланса общего спроса и общего предложения. Эта форма включает бюджетную, налоговую, кредитную и валютную системы. Различные финансовые и кредитные инструменты, включая налоговую, валютную, кредитную и амортизационную политики, влияют на производственный процесс.
3. Формат управления представлен в виде комбинации инструментов регулирования, таких как стандартные системы, правила и процедуры воздействия на управление. Эта форма напрямую связана с текущей национальной сельскохозяйственной политикой, и в этих рамках приняты программы, уставы и решения.
На разных этапах мирового и национального экономического развития складываются определенные соотношения между различными формами национального регулирования. По мере изменения парадигмы экономического развития преобладают приоритеты той или иной формы в национальной системе регулирования.
Национальные меры регулирования сельскохозяйственного производства по их воздействию на регулируемые объекты можно