Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем что, в современных демократических государствах, в том числе в России, применяется универсальная юридическая техника правового регулировании порядка проведения публичных мероприятий, согласно которой граждане имеют право собираться мирно и без оружия, чтобы проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Конституционное законодательство этих стран, согласно общему порядку, вменяет в обязанность организаторам мирных собраний подачу уведомления в адрес уполномоченных органов. Однако существует отдельный вид публичных мероприятий, которые в силу своего срочного или спонтанного характера представляют собой исключение из общего правила; при их проведении процедура уведомления невозможна либо уведомление может быть направлено организатором публичного мероприятия, но при этом будет допущено нарушение установленных процессуальных сроков.
В течение последних лет в Российской Федерации значительно увеличилось число спонтанных собраний. К сожалению, российское конституционное законодательство пока не содержит положений, которые регулировали бы действия публичных властей при проведении спонтанных собраний. Данный пробел вызывает противоречивую реакцию правоприменителей, в первую очередь сотрудников полиции. В ряде случаев правоохранительные органы могут отнестись к мероприятиям такого рода терпимо: от организаторов не будут требовать прекращения спонтанного мирного собрания в силу его так называемого несанкционированного характера и, более того, правоохранители будут обеспечивать общественный порядок.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Предметом работы являются нормы действующего законодателства, регламентирующие право собираться мирно, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть конституционные основы права собираться мирно;
• Пранализировать право на митинги;
• Исследовать шествия и демонстрации;
• Изучить условия пикетирования.
Эмпирическая основа работы - источники, выделенные по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и другие нормативно-правовые акты.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Право собираться мирно. Митинги
1.1. Конституционные основы права собираться мирно
В российской науке конституционного права свободу мирных собраний определяют в первую очередь в качестве субъективного политического права и обозначают ее как «важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации». Возможно, данная привязка конституционного права на свободу мирных собраний к правовому статусу гражданина РФ обусловлена спецификой формулировки ст. 31 Конституции РФ, которая гласит, что именно граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако, учитывая правоприменительную практику, сложно согласиться с ограничительным доктринальным толкованием ст. 31 Конституции РФ, в соответствии с которым «право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России». События последних лет доказывают, что это конституционное право могут реализовать иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому представляется обоснованной критика данного ограничительного толкования.
Российские государствоведы отмечают, что право на проведение мирных собраний «является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, права на создание объединений и др.». Однако, как правило, подобной краткой ремаркой и исчерпывается характеристика взаимосвязи права на свободу мирных собраний с другими конституционными правами и свободами. Обычно авторы комментариев к Конституции РФ, а также учебной и научной юридической литературы ограничиваются общим замечанием о том, что свобода мирных собраний относится к группе политических прав и свобод. При этом свободу мирных собраний определяют в качестве «залога народовластия, непосредственной демократии» и «гарантии формирования правового государства и гражданского общества»: отмечается, что благодаря свободе мирных собраний граждане получают реальную возможность участия в управлении делами государства, а также что при помощи этого конституционного права граждане могут формировать политическую волю и оказывать воздействие на решение политических вопросов на федеральном, региональном и местном уровнях государственной и муниципальной власти.
Большинство российских конституционалистов приходят, по сути, к общему выводу о том, что конституционная свобода мирных собраний имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, выступает способом реализации свободы мысли и слова, свободы выражения мнения, а также достоинства личности и права на свободное развитие; с другой - представляет собой элемент непосредственной демократии (народовластия), благодаря которому у граждан есть дополнительная возможность по управлению делами государства и решению вопросов местного значения. Так, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно отмечал, что свобода мирных собраний «обеспечивает гражданам реальную возможность через проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти посредством поддержания цивилизованного мирного диалога между гражданским обществом и государством. Это не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2485.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июня 2019 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина.
7. Case of Lashmankin and Others v. Russia (Applications nos. 57818/09 and 14 others). Third Section. Judgement. Strasbourg, 7 February 2017. Final 29/05/2017. URL: http://hudoc.echr.coe.int/.
8. Постановление КС РФ от 18 июня 2019 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 17.12.2012, N 51, ст. 7324.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2018.
11. Октябрьский районный суд г. Белгорода, Постановление N 5-29/2014Г5-29/2014 от 12 февраля 2014 г. // СПС «КонсультантПлюс».
12. Должиков А.В. Действие конституционного принципа соразмерности в сфере государственного права // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. N 5. С. 29 – 36.
13. Колмаков С.Ю. Свобода собраний в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник РУДН: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 2. С. 215 - 248;
14. Конституционное право: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2016. С. 238.
15. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания / Сост. Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. 3-е изд. М., 2016. С. 198.
16. Миронов А.Н., Ларионов Б.И. Шествие как разновидность публичного мероприятия // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 66.
17. Саленко А.В. Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного Суда РФ в 1993 - 2018 годах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. N 2. С. 113 - 136.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право: Учеб. для бакалавриата. М., 2015. С. 129.
19. Черепанов В.А. Конституционное право: Учеб. для бакалавров. М., 2016. С. 55.
20. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013. С. 291.