Фрагмент для ознакомления
2
Контрабанда – это незаконное перемещение через границу государства товаров или других запрещенных к ввозу и вывозу предметов.
Термин «контрабанда» образован из итальянских слов «contra» - против и «bando» - правительственный указ и таким образом определяет нарушение закона государства или правительственного распоряжения.
К незаконным способам перемещения товаров и других запрещенных предметов относятся:
ввоз или вывоз их помимо таможенного контроля;
сокрытие перевозимых предметов от таможенного контроля;
перемещение перевозимых предметов с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
не декларирование или недостоверное декларирование перевозимых товаров и предметов.
Уголовным преступлением согласно статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ является контрабанда «сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных)».
Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, а также для культурных ценностей крупным размером признается их стоимость более ста тысяч рублей. Для других стратегически важных товаров и ресурсов крупной признается партия стоимостью, превышающей один миллион рублей.
Опасность контрабанды для общества состоит в том, что данные экономические преступления разрушают экономическую безопасность Российской Федерации, нарушают внешние экономические связи нашего государства, угрожают жизни и здоровью людей, расхищают отечественные культурные ценности.
Рассмотрение контрабанды невозможно без исторического экскурса.
Контрабанда – явление древнее, которое существовало уже в Римской империи. Причем история данной реалии неразрывно связана с борьбой против нее.
Поэтому развитие контрабанды в России рассмотрим через нормативные документы, ограничивающие контрабандные операции (представлено на рисунке 1.1).
Рисунок 1.1 свидетельствует о развитии и ужесточении борьбы с контрабандой в России.
Определение сущности контрабанды в правовом отношении, по мнению ученых 5,7,11,14,21,24,25,28,29, является проблематичным. Это связано с тем, что контрабанда, может причинить вред одновременно нескольким охраняемым уголовным правом общественным отношениям. Непосредственно контрабанда связана с нарушением перемещения товаров через таможенную границу, а дополнительную угрозу создаёт конкретный вид перемещаемого товара или иного предмета. Например, незаконный провоз наркотических средств и психотропных
веществ порождает опасность для здоровья населения, контрабанда оружия угрожает общественной безопасности, незаконный вывоз культурных ценностей
Источник: составлено автором
Рисунок 1.1 – Развитие таможенного законодательства против контрабанды в России
нарушает интересы сохранения культурного наследия и нормального международного культурного обмена.
Контрабанда оказывает негативное влияние на общество.
Отрицательные экономические последствия незаконного перемещения товаров и других предметов через границу связаны с недополучением в бюджет таможенных платежей, налогов и сборов, что снижает возможности управления экономикой, обостряет социальные конфликты, связанные с невыполнением бюджетных обязательств.
Значительные денежные средства, полученные при неуплате положенных платежей, позволяют контрабандистам формировать организованные преступные группы, обладающие большими финансовыми и интеллектуальными ресурсами, в которые затягиваются таможенники, сотрудники милиции, военные, работники государственного аппарата. Кроме того, располагая крупными денежными средствами, контрабандисты объединяются в организованные преступные сообщества с мощной ресурсной и интеллектуальной базой. Примеры: «мебельная мафия», «автомобильная мафия» и другие. Борьба с подобными объединениями – сложное и опасное дело.
Кроме того, нарушаются конкурентные механизмы рынка, в следствии чего снижается его эффективность. В частности, контрабандисты, имеющие меньшие по сравнению с аналогичными субъектами рынка издержки, получают конкурентные преимущества.
Социальные последствия контрабанды проявляются не только в недополучении бюджетом средств для обеспечения социальных обязательств, но и в обострении социального неравенства, в связи с незаконным и несправедливым перераспределением средств в пользу контрабандистских группировок за счет малообеспеченных слоев населения.
К политическим последствиям контрабанды можно отнести следующие негативные явления:
возможность аккумулирования власти в руках олигархических группировок;
невыполнение социальных обязательств способно снизить доверие к власти;
вероятно снижение роли страны в мировом хозяйстве, возрастание угрозы экономической и политической изоляции государства.
Следует заметить, что таможенные органы, в частности, подразделения Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы (ФТС), постоянно усиливают правоохранительную деятельность (представлено на рисунке 1.2).
Источник: составлено автором по данным ФТС
Рисунок 1.2 – Результаты правоохранительной деятельности подразделений ФТС России
Однако, как свидетельствует диаграмма, объемы контрабанды постоянно возрастают. Это крайне негативное явление, так как создает «предпосылки для снижения экономического потенциала страны и уровня ее инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. -1995-2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.11.2020).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. -1995-2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.11.2020).
3. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. -1995-2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.11.2020).
4. Труд и занятость в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - M., 2019. - 135 c. Антохина, Н.Ю. Контрабанда: проблемы квалификации в судебной и следственной практике: учебное (практическое) пособие / Н.Ю. Антохина, Р.А. Белевский. – Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. – 110 с.
5. Корняков, К.А. Контрабанда и борьба с ней: Монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии,2010. – 122 с.
6. Лопашенко, Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Ростов-на-Дону, 1999. - С. 218-219.
7. Тюнин, В.И Преступления в сфере экономической деятельности. В книге: Уголовное право. Учебник. - Санкт-Петербургский университет МВД России.- Санкт-Петербург, 2020.- С. 216-379.
8. Экономика и право. Теневая экономика: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. — 3-е над., перераб. и дои. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с.
9. Батюков, М.В. Оценка теневого сектора экономики России: отечественный и зарубежный опыт/М.В. Батюков, В.А. Гречушкин, В.М. Кравченко др. //Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № - (104). С. 110-113.
10. Бобков, В.Н. Неустойчивая занятость в формальной экономике России - основная причина неформальной занятости /В.Н. Бочков //Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 1 (203). - С. 7-16.
11. Бовкун, В. В. Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды/ В.В. Бовкун // Пробелы в российском законодательстве. --2009. - №1. – С. 166-169.
12. Бойцова, К., Неформальная занятость населения России / К. Бойцова // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. - 2016.- С. 78-80.
13. Бочкарев, М.В. Проблема легализации неформальной занятости в условиях современного рынка труда России / М.В. Бочкарев//В сборнике: Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами. материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 38-43.
14. Вавилов, С.П. Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ /С. П. Вавилов// Проблемы экономики и юридической практики. - 2015.- №5. – С. 133-137.
15. Глинская, М.И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения / М.И. Глинская // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2018. - № 4 (100). - С. 123 134.
16. Забелина, О.В. Особенности неформальной занятости в России и возможности ее снижения в Москве /О.В. Забелина, Н.В. Локтюхина, Д.В. Мартынов Д.В.// В сборнике: Подъем экономики регионов - стратегический приоритет для России. Материалы VI международной научной конференции. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - 2016. - С. 101-115.
17. Ибрагимхалилов, Н.М. Неформальная занятость в России /Н.М. Ибрагимхалилов, Б.Ш. Дадаева //Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - 12-1. - С. 111-113.
18. Кауфман, Н.Ю. Причины и пути решения неформальной занятости в России // Н. Ю. Кауфман//Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 44-2. - С. 53-56.
19. Кубишин, Е.С. Неформальная занятость в России: возможности легализации / Е.С. Кубишин // В сборнике: Социально-экономические проблемы современности: поиски междисциплинарных решений. сборник научных трудов участников Международной конференции «Кондратьевские чтения»:Под редакцией В.М. Бондаренко. - 2017. -С. 198-200.
20. Михайлов А. Ю. Неформальная занятость на российском рынке / А.Б. Михайлов // Вестник евразийской науки - 2015. - №4 (29). – С.1-9.
21. Мова, Я. А. Анализ внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации / Я.А. Мова, З. Р. Рафикова, А. З. Халитова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №2-2. – С.39-43.
22. Салин, В.Н. Неформальная занятость населения России: оценка масштаба и влияния на государственные финансы страны/В.Н Салин, В.В. Нарбут // Финансы: теория и практика. - 2017. - Т. 21. - № 6 (102). - С. 60-69.
23. Синявская, О.В. Возможные меры по снижению неформальной занятости и скрытой оплаты труда /О.В. Синявская, С.С. Бирюкова // в Журнал Новой экономической ассоциации. - 2018. - № 1 (37). -С.1-25.
24. Талан, М. В. Виды контрабанды / М.В. Талан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - №6. – С. 250-255.
25. Урда, М. Н. Ответственность за контрабанду по уголовному законодательству стран - участниц таможенного союза: проблемы унификации законодательства/М.Н. Урда, С.В. Шевелева, И.В. Тененева // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. -№1. -С.
26. Чекмарёв, В.В. Анализ методов и индикаторов статистической оценки масштабов неформального сектора занятости: В книге: Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов: теория и практика. - Кострома, 2018. - С. 93-100.
27. Ахмадеев, Д. Р. Институциональные условия неформальной занятости в современной России [Электронный ресурс]: Дис. ...канд.экон. наук : Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015. - Электрон. дан. - Режим доступа: file:///E:/в%20работе/к%2013.12/оценки.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
28. Грязнов, А. В. Контрабанда (ст. 188 УК РФ) [Электронный ресурс]: Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование: Дис. ...канд. юрид. наук : РГБ, 2003. - Электрон. дан. - Режим доступа: hhpt://diss.rsl.ru/diss (дата обращения: 16.11.2020).
29. Коземаслов, Д. В. Контрабанда [Электронный ресурс]: Уголовно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук : РГБ, 2003. – Электрон. дан. - Режим доступа: hhpt://diss.rsl.ru/diss (дата обращения: 16.11.2020).
30. Обследование рабочей силы 2019 год [Электронный ресурс] /Федеральная служба государственной статистики. – 1999 -2020. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020).
31. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба. - 2004-2020. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 16.11.2020).