Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является анализ особенностей книжной графики художественного объединения «Мир искусства» на примере книжной графики А. Бенуа.
Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Дать общую характеристику деятельности «Мира искусства» и особенностям книжной графики художников объединения;
2) Выявить специфику отражения темы Петербурга в книжной графике «Мира искусства» как одной из наиболее важных;
3) Раскрыть специфику творчества А. Бенуа;
4) Рассмотреть особенности книжной графики А. Бенуа на примере иллюстраций А. С. Пушкина к «Медному всаднику».
На наш взгляд, выбранная тема актуальна, поскольку объединение «Мир искусства» оставило серьезный след в культуре России и Санкт-Петербурга, определив развитие книжной и журнальной графики, эстетических канонов живописи и иллюстрации. Художники «Мира искусства» вывели книжную графику на новый уровень, сделав ее искусством, наделив ее особым шармом эпохи и собственным видением, сделавшим книжную графику не иллюстративным дополнением к сюжету книги, а самостоятельным искусством.
Объектом работы является объединение «Мир искусства».
Предмет работы - книжная графика в творчестве «Мира искусства» на примере А. Бенуа.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассматривается история художественного объединения «Мир искусства» и периодизация книжной графики мира художников.
Во второй главе рассматривается творчество А. Бенуа и его книжная графика.
Список литературы состоит из 29 источников.
ГЛАВА 1. МИР ИСКУССТВА – ХАРАКТЕРИТСИКА И ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.1. Объединение «Мир искусства» - особенности творчества, периодизация книжной графики
«Мир искусства», как справедливо считают современные исследователи, стал выражением духовных и эстетических потребностей общества на рубеже XIX и XX веков, дал толчок развитию тех творческих тенденций и стилистических изменений, которые легли в основу путь к возникновению новых художественных течений в русском искусстве дореволюционного периода .
Объединение возникло в Санкт-Петербурге в конце 90-х на базе кружка молодой творческой интеллигенции во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Огромная эрудиция, вкус и талант Александра Бенуа прекрасно сочетались с энергией и организаторским талантом С. П. Дягилева, важнейшей заслугой которого следует считать активную пропаганду русской культуры за рубежом. В союз единомышленников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства», вошли также К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Э.Э. Лансере, И.Я. Билибин. Все они вместе с В.А. Серовым составили ядро «Мира искусства», оказавшее серьезное влияние на идеологию и творческую деятельность объединения .
После 1910 г. «Мир искусства» пополнился представителями второго поколения, в него вошли Б. М. Кустодиев, З. Э. Серебрякова, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин, Г. И. Нарбут. Помимо вышеперечисленных мастеров, многие петербургские и московские художники, в том числе Н.К. Рерих, А.Я. Головин, И.Е. Грабарь, К.А. Коровин. На выставках были представлены работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, а также позднее К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой, то есть представителей принципиально разных творческих направлений. Ассоциация прошла несколько этапов развития. 1899–1904 гг. - первый этап, когда «Мир искусства» существовал в относительно узком составе, как выставочное объединение и редакция журнала. С 1904 г., когда издание журнала прекратилось и организация распалась, большинство участников «Мира искусства» были членами Московского союза художников России. В 1910 году объединение было воссоздано под прежним названием в расширенном составе и продолжало действовать до 1924 года, когда в Петрограде прошла его последняя выставка .
С первых шагов «Мир искусства» развернул обширную выставочную и просветительскую деятельность. В его основе лежала определенная идейно-творческая программа, основанная на стремлении преобразить и одухотворить буржуазное общество с помощью искусства. Искусству отводилась ведущая роль в изменении форм жизни, и сначала оно касалось свободного, «чистого» искусства, независимого от общества, призванного субъективно выражать личность творца. Лишь позднее, из идей индивидуализма, мир искусства (прежде всего А. Н. Бенуа) пришел к идее творчества, подчиненного гражданским задачам, поставленного на службу государству в виде некой идеальной Академии художеств. Непоследовательность, непоследовательность мировоззренческих установок и мировоззренческих позиций - характерная черта Мира искусства.
В качестве отличительной черты «мирискусников» следует отметить то, что они были людьми очень образованными и в культурном отношении, и в чисто профессиональном уровне. Владение разнообразными живописными и графическими техниками, позволившими практически всем произведениям сохранять свежесть красок спустя десятилетия, большая свобода в решении различных художественных задач свидетельствует о высоком профессиональном уровне.
«Мирискусники» возродили ряд техник, забытых в предыдущие годы. В частности, расцвет ксилографии в России связан с Миром искусства. «Мирискусники», как никто другой в русском искусстве, использовали в своих работах смешанную технику - сочетание акварели и гуаши, гуаши и цветных карандашей, пастели, гуаши и графита или угля.
Главной целью художественного творчества была заявлена красота, причем красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу выбора тем, образов и средств выражения, что было совершенно новым и необычным для России.
«Мир искусства» открыл для российской публики много интересных и ранее неизвестных явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бердсли.
Отличительной чертой художников «Мира искусства» была их многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит книжной графике.
В своем развитии книжная графика «Мир искусства» переживает три периода. Первый, совпадающий по времени с ранним периодом деятельности объединения, охватывает 1899–1904 годы. Уже в это время принципы работы художника в книге были заложены в творчестве старшего поколения, сформулированы основные черты метода, обозначены важнейшие аспекты складывающейся системы . Во втором периоде - 1905-1917 гг. система плодотворно развивалась и широко применялась в графике обоих поколений «Мира искусства». В третьем - 1917 - середине 1920-х гг., связанном с новыми социально-историческими событиями в жизни страны, «Мир искусства» постепенно уходит со сцены, его книжная графика замыкает круг развития, активно воспринимается устоявшаяся традиция молодым советским искусством, особенно ленинградской графикой .
Общность ведущих направлений для всех видов искусства - неотъемлемая черта художников этого круга. В графике книги они проживают почти столетие, обращаясь к интересующим их образцам. Но это также выявило чисто объективное состояние книги, которое в последней трети XIX века все более ухудшалось. Книга пушкинской эпохи, постоянно привлекавшая мир искусства, часто оформлялась только типографскими средствами, рациональна, лаконична, несла культуру классицизма, отличалась благородством пропорций и соответствием рисунка гравированным иллюстрациям, гармоничностью частей и целого.
В 80-90-е годы в дизайн книг все больше проникали рекламно-декоративные элементы, броскость во многом определялась требованиями капиталистического рынка. Проблема книги как искусства и работы художника в ней как профессионально-творческого в те годы еще не ставилась. Наиболее образованные издатели искали новые пути, особенно в конце века, когда усовершенствование методов печати, внедрение фотомеханики вместо ручной репродуктивной гравировки позволило начать ряд новых типов публикаций .
Поиск чего-то нового ярко выразился в выпуске собрания сочинений М.Ю. Лермонтова 1891 года, инициированном издателем П. Кончаловским. Издатели обращались ко многим крупнейшим русским живописцам, в том числе к М.А. Врубелю, В.А. Серову, В.М. Васнецову, К.А. Коровину, с просьбой принять участие в создании двухтомного издания. (Именно в этой
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Мир искусства» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 549—550 — 1596 с.
2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. - М.: Книга, 1991. – 214 с.
3. Баскина И.В. Экспрессионистические тенденции в трактовке темы "города" в русской графике конца 1910-х - начала 1920-х гг. // Пунинские чтения-2000: материалы междунар. науч. конф: докл. и сообщ, С.-Петербург. – СПб., 2000. - С. 154-155.
4. Белецкий, П. А. Георгий Иванович Нарбут / Платон Белецкий. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1985. - 237 с.
5. Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". - Л.: Ком. популяризации художеств. изд., 1928. - С. 38
6. Богданов А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Л.: Художник РСФСР, 1976. - С.12.
7. Гоголицын Ю.М. Поэзия в графике: Петербургские пейзажи М.В. Добужинского // Ленинградская панорама. – 1983. - №9. – С 67-82.
8. Город и архитектура в графике художников "Мира искусства". / Борисова Елена Андреевна. - Б.м.. - С. 773 - 783.
9. Гусарова А.П. Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр: Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1982. – 126 с.
10. Добужинский М.В. Воспоминания. - М. Наука, 1987. – 180 с.
11. Добужинский, М. В. Азбука "Мира искусства": альбом / М. В. Добужинский; [вступ. ст. Г. Рождественского; сост. Е. В. Пашутина. - Факс. изд.]. – М.: Наше наследие, 1998. – 94 с.
12. Дягилев С. Сложные вопросы. Наш мнимый упадок // Мир искусства. 1898. - №1-2. - С. 13.
13. Каганов Г.З. Город как личное переживание: [в т.ч. образ Петербурга в графике М.В. Добужинского] // Искусствознание. – 1999. – № 2. – С. 209-241.
14. Каганов Г.З. Санкт-Петербург : образы пространства / Г.З. Каганов. – 2-е изд, перераб. и доп. – СПб. : Изд-во И. Лимбаха, 2004. – 229 с.
15. Лапшина Н.П. Мир искусства. - М.: Искусство, 1977. - С. 106.
16. Липович, И. Н. Книжная графика "Мира искусства" [Текст]: (Некоторые аспекты теории и художественной практики): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : [б. и.], 1974. - 18 с.
17. Мельник, Н. Д. История создания журнала “Мир искусства” (рус.) // Вестник СПбГУ. — Санкт-Петербург, 2015. — Вып. 3. — С. 203-215.
18. Неклюдова М. Об особенностях художественного образа у М.В. Добужинского. Русское искусство нового времени: Исследования и материалы: Сб.ст. – М.: 1993. – С. 113-124.
19. Нечаев В.С. Иллюстраторы Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского. - М., изд-во АН СССР. 1959.
20. Осотина Е.В. Пейзажная тема в творчестве художников «Мира искусства»: к постановке вопроса // Пунинские чтения'99: докл. и сообщения. – СПб., 2000. – С. 46-49.
21. Петров В.Н. «Мир искусства». // История русского искусства. т.10, кн. 1. - М., «Наука», 1968. – 435 с.
22. Полякова Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой. - М.: Сов. художник, 1983. - 223 с.
23. Пушкин, А. С. Факсимильное воспроизведение повести А. С. Пушкина "Медный всадник" с иллюстрациями А. Н. Бенуа издания 1923 года / [ст. П. Е. Щеголева]. – Л.: Художник РСФСР, 1983. - 76 с.
24. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. - М., 1969. - С.87.
25. Трухачева З.С. Петербург А.Н. Бенуа // Смыслы культуры : междунар. науч. конф. : тез. докл. и выступлений. – СПб., 1996. – С. 58-62.
26. Узбякова А.Х. Петербург А.П. Остроумовой-Лебедевой // Четвертые открытые слушания «Института Петербурга» : ежегод. конф. по проблемам петербурговедения / Обществ. об-ние «Институт Петербурга». – СПб., 1997. – С. 156-164.
27. Ушина А. Петербург в графике. - СПб, 2001. - С.11.
28. Чугунов Г.И. М.В. Добужинский. 1875-1975. – Л.: Художник РСФСР, 1988.
29. Юхнина О.Ю. Образ Петербурга в творчестве М. Добужинского // Культурное пространство Петербурга: история и современность: [сборник]. – СПб., 2001. – С. 34-38.