Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства является важнейшей системой, от которой в значительной степени зависит жизнеобеспечение и безопасность населения нашей страны. Известно, что развитие и реформирование данной сферы в качестве субъекта хозяйствования
отражается на жизненно важных интересах населения любого государства. Очевидно, что в связи с новыми социально-экономическими вызовами, данная сфера нуждается в постоянном реформировании и модернизации, для удовлетворения постоянно возникающих потребностей населения в качественных коммунальных услугах. Всем изложенным выше и обусловлена актуальность настоящей работы.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей реализации реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйства, с позиции органов местного самоуправления, а также формирование рекомендаций по улучшению практических аспектов реформирования данной сферы в Псковской области – на примере организации сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Для достиженияцели в работе необходимо решить целый ряд задач:
- изучить ключевые предпосылки и составляющие системы реформирования сферы ЖКХ;
- проанализировать имеющуюся практику реформирования управления сферой жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и местном уровнях;
- провести анализ текущего состояния сферы ЖКХ Псковской области;
- выявить проблемы, препятствующие реализации эффективного реформирования в сфере ЖКХ;
В связи с изложенным, актуальным является выявление проблем, которые препятствуют реализации реформ сферы ЖКХ и снижают ее результативность
Объектом исследования являются реформы сферы жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране в целом, а также на уровне региона.
Предметом исследования – особенности осуществления реформирования данной сферы, используемые инструменты реализации реформ ЖКХ, а также достигаемые в рамках данных реформ результаты.
Проблемам полномочий региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйствапосвящены исследования Н.А. Антоновой, Н.В. Бузыновой, М.А. Валишвили, В.Э. Волкова, Н.С. Дунаевой, Х.Б. Краснопольского, А.М. Курамшиной, Т.Н. Модниковой, С.Ю. Морозова, М.Б. Мурашкина, Н.Л. Пешина, О.О. Скрябина, С.Д. Соловьевой, Л.Д. Такеевой, Ю.А. Тихомирова, Е.В. Уфимцевой, Л.А. Чернышева, В.В. Шишканова, М.А. Эскиева и других.
Проблемам в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства также посвящены многие научные публикации. Научно-методические и прикладные аспектыуправления жилищным фондом, развития жилищно-коммунального хозяйства и его реформирования, а также состояние и ход развития ЖКХ были освещены в трудах С.И. Баженова, С.В. Барулина, П.Г. Грабового Н.Н. Жукова, М.Н. Кондратьевой, Г.В. Макарова, Т.К. Руткаускас, Л.Н. Чернышова, В.З. Черняк. идр.
Новизна данной работы заключается в том, что ключевые проблемы реформирования сферой жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципальных образований могут быть решены только в случае применения совокупности нормативно-правовых, административных и экономических механизмов регулирования и развития управления сферой ЖКХ. В работе предлагается несколько таких механизмов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть применены при решении задач по повышению эффективности управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, используя при этом наиболее передовые решения, предложенные в работе.
Также на основании сформулированных рекомендаций представляется возможным провести работу по совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей ключевые виды полномочий органов местного самоуправления в сфере реформирования сферы ЖКХ.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ
1.1. Управление сферой жилищно-коммунального хозяйства как актуальная задача муниципального управления
Актуальность проблемы управления ключевыми сферами муниципальных образований, в том числе, сферой жилищно-коммунального хозяйства определяется тем, что в качестве основы конституционного строя нашей страны рассматривается местное самоуправление. Это такая форма осуществления власти, которая предусматривает самостоятельные решения населением самых разных вопросов, которые имеют ключевую значимость для населения. Решение данных вопросов осуществляется через органы самоуправления, а среди наиболее актуальных вопросов для населения – обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг.
В федеральном законодательстве, например в законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] полномочия органов местного самоуправления в вышеуказанной сфере определены достаточно подробно, что является залогом для эффективного осуществления органами местного самоуправления деятельности по развитию сферы ЖКХ.
Анализируя актуальность данной темы исследования необходимо также отметить, что одним из наиболее важных направлений политики России в настоящий момент – реформирование и обеспечение эффективного развития комплекса ЖКХ на всех уровнях, федеральном, региональном и местном. Это обусловлено текущей ситуацией, которая сложилась на настоящий момент в сфере ЖКХ, в том числе проблемы с износом основных фондов, несовершенным законодательством, слабость управленческих компетенций и т.д. провоцируют целый ряд проблем в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях, в том числе)
- увеличение доли аварийного и ветхого жилья;
- снижение общего уровня жизни;
- повышение числа аварий коммунального характера.
В свете современных социально-экономических вызовов основным приоритетом деятельности государства (а соответственно и органов местного самоуправления) в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством является обеспечение постоянного повышения качества жизни граждан, обеспечение их потребностей в комфортном жилье, инфраструктуре, рабочих местах. Также важно обеспечить безопасность населения, в том числе, экологическую. В целом – создать комфортную среду для жизни.
Данная масштабная цель требует качественно новых подходов деятельности институтов местного самоуправления и территориального развития к работе по реформированию системы жилищно-коммуна Говоря о развитии сферы ЖКХ муниципального образования, следует отметить, что основной объект развития данной сферы в данном случае – сам город. Следовательно, уполномоченным органом в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства городского круга является управление ЖКХ города, чья деятельность должна быть направлена на обеспечение гармоничного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства города целиком, вместо контроля процесса создания и эксплуатации лишь некоторых объектов. Учитывая масштабность такой задачи, управление ЖКХ должно обладать соответствующими инструментами и механизмами (правовыми, организационными, информационно-аналитическими), которые помогут реализовать данную задачу.
Жилищно-коммунальная реформа, начавшаяся в начале 90х гг. оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны, поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство, федеральные министерства и ведомства, а также органы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Об основах федеральной жилищной политики [Электронный ресурс]. Федеральный закон №4218-1 от 24.12.1992 (ред. от 22.08.2004). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ п. 1 ст. 1 //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
3. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731. //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
Научные источники и литература
7. Бондаренко, Е.Ю. Мировой опыт применения региональных стратегий частно-государственного партнерства и российские перспективы: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Бондаренко Евгений Юрьевич. - М., 2009. - 16 с.
6. Бард, В.С. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дрогобыцкий, С.Е. Щепетова. - Издательство: Экзамен, 2013. - 320 с
5. Антонова, К.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России: автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Антонова К.А. - М., 2014. - 22 с.
4. Амунц, Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов / Д.М. Амунц. - 2013. - № 12. - 16-24 с
13. Гребень, М. В. Практика управления жилищным фондом / М. В. Гребень // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2012.- №4. – С. 31- 34. 14. Грабов, П. Г. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие /П. Г. Грабов. – Москва : АСВ, 2014 – 230 с.
12. Рудометкин, К. А. Современные проблемы реформирования системы жилищно-коммунального обслуживания населения: учебник / К. А. Рудометкин.- Москва : Мир человека, 2015. – 129с.
11. Грабов П.Г. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: учебно-практическое пособие / П. Г. Грабов. – Москва : 2016 - 230с.