Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Педагогическая система обучения слабослышащих детей прошла последовательный путь развития. В пятидесятые годы двадцатого столетия были созданы и внедрены специальные программы обучения, а чуть позже стали разрабатываться базовые программы и методические основы для школ слабослышащих. Это позволило решить в практическом значении одну из главных проблем - вопрос о формировании речи у детей с частичной потерей слуха.
В отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике и сурдопсихологии в результате исследований различных сторон процесса овладения речью и особенностей познавательной сферы детей с частичным нарушением слуха (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, И.М. Гилевич, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, Т.В. Розанова, В.А. Синяк, Л.И. Тигранова, К.И. Туджанова, К.Т. Илахунов, М.К. Шеремет, Л.В. Назарова и др.) выявлены основные характеристики их развития.
Материалы исследований, характеризующие особенности развития детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработок принципов их специально организованного обучения и воспитания вообще и создания методической системы, использование которой впервые позволило практически решить центральную проблему формирования речи и преподавания русского языка как предмета школьного образования (Р.М. Боскис, К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев).
Образовательно-воспитательный процесс при нарушении слухового восприятия считается специальным, так как базируется, прежде всего, на компенсаторные возможности организма, то есть такие приспособительные реакции, которые возмещают утраченную функцию, и только потом опирается на достигнутый уровень развития. При целостном воздействии на личность детей со сниженной функцией слуха в этой специально организованной среде, требующей особых условий, которые позволяют усилить адаптацию, преодолеваются нарушения развития, исправляется нарушенный ход становления личности, считает Л.С. Выготский.
Для того чтобы наметить пути, а также средства и способы образования слабослышащих детей, необходимо выявить наличие или отсутствие органического недоразвития речи, сам характер отклонения в речевом развитии и его причину, те или иные виды особенностей приспособления к нарушению слухового анализатора. В этом и заключается вся суть воспитания детей со слабым слухом.
Задачами начального курса русского языка в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающее содержание текущего урока по языку, предлагается ученикам для восприятия только на слух.
В программу 1 класса по русскому языку включены разделы: обучение грамоте, формирование грамматического строя речи.
Обучение грамоте ставит перед собой задачи: научить детей чтению и письму, подготовить базу для успешного овладения правописанием, способствовать развитию речи, создать основу для овладения правильным.
Цель исследования: изучить вопросы обучения грамотному письму слабослышащих младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать нарушения слуха у детей;
• Изучить особенности обучения слабослышащих детей в условиях общеобразовательной школы;
• Проанализировать организацию работы по обучению грамотному письму младших школьников с нарушениями слуха.
Практическая значимость курсовой работы обоснована обращением к материалам по обучению грамоте слабослышащих учащихся, которые могут быть применимы в практике преподавания русского языка в школе для слабослышащих.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения слабослышащих учащихся грамотному письму
1.1. Характеристика нарушений слуха у детей
Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это оказывает на развитие речи и личности.
При оценке нарушений слуха учитываются их вид, степень и влияние на устную речь.
Виды нарушений слуха следует различать в зависимости от поврежденного отдела слухового анализатора.
Степень нарушения слуха отражает количественную оценку периферических расстройств слуха.
Различают глухоту, четыре степени тугоухости и пограничные с нормой минимальные расстройства слуха.
Согласно международной классификации4, существуют следующие степени тугоухости.
К I степени тугоухости относится снижение слуха на 26–40 децибел (дБ). При этом восприятие разговорной и громкой речи сохраняется на расстоянии от 3 до 6 метров, а шепотной — на расстоянии не более 2 метров от уха.
Ко II степени тугоухости относят снижение слуха на уровне 41–55 дБ.При этой степени восприятие разговорной и громкой речи доступно на расстоянии не более 3 метров от уха, а шепотной —лишь у самого уха. При понижении слуха более чем на 50 дБ развитие речи протекает в очень затрудненных условиях, и в этом случае грубо нарушается общее развитие речи —произношение, словарный запас, грамматический строй.
К III степени тугоухости относят снижение слуха на 56–70 дБ, что позволяет воспринимать лишь громкую речь у уха. Разговорная речь и шепот не доступны без специальной звукоусиливающей аппаратуры. Потеря слуха свыше 70 дБ, когда восприятие речи возможно только при большой громкости и на очень близком расстоянии, означает практическую невозможность спонтанного развития речи, что может привести к глухонемоте.
С IV степенью тугоухости соотносят потери слуха 71–90 дБ. При этом можно расслышать только крик у уха.
Глухота диагностируется при потерях слуха свыше 91 дБ. В этом случае восприятие даже крика с помощью слух
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. - М.: Советский спорт, 2004. -303 с.
2. Букварь для школ слабослышащих // Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова. - Москва, Просвещение, 1989.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003.- 654 с.
4. Леонгард Э.И. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха. - М.: Теревинф, 2012. – 319 с.
5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 400 с.
6. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
7. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
8. Проблема нарушений слуха в России // Центр современного слухопротезирования // URL: http: // www.akystik - sluh.ru / news / problema - narushenij - sluha - v - rossii
9. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Доп. тит. л. изд. 1971 г. - Библиогр.: с. 460-494.
10. Рау, Ф.Ф. О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1972. – № 6. – С. 23-29.
11. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с. - Библиогр.: С. 287-301.
12. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений[И.Г. Багрова и др.] под редакцией Е.Г. Речицкой-М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС, 2010. -655 с.
13. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года // Организация объединенных наций // URL: http: // www.un.org / ru / documents / decl _ conv /decl _ hr.shtml
14. Усова Л.В. Социокультурная адаптация детей инвалидов в современном российском обществе (на примере Краснодарского края): автореф. дис. … канд. социол. наук. - Майкоп, 2011.