Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование правовых актов управления представляет наибольший интерес, поскольку их юридическая природа, соотношения различных видов актов, законность, условия и гарантии их эффективности не теряют своей актуальности и по сей день.
Институт правовых актов государственного управления представляет собой важнейший элемент государственного управления. Именно в виде правового акта управления находят свое выражение решения и действия государственных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере производства по принятию правовых актов управления.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие производство по принятию правовых актов управления.
Целью исследования является анализ производства по принятию правовых актов управления.
Задачами работы являются:
– раскрыть понятие, признаки правового акта управления;
– рассмотреть виды и действие правовых актов управления;
– исследовать правовое регулирование принятия актов органами публичного управления;
– охарактеризовать порядок принятия правовых актов управления.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: К.К. Афанасьев, А.А. Давтян, Г.С. Лихолатов, Н.В. Павлов, А.В. Политова, К.Н. Петруничева, И.Л. Петрова и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ , иные нормативные правовые акты.
Структура работа обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Общие положения о правовых актах управления
1.1 Понятие, признаки правового акта управления
В литературе правовые акты управления также могут именоваться «административно-правовыми актами», «административными актами», «подзаконными актами управления», «актами органов исполнительной власти», «актами государственной администрации».
В настоящее время понятие правового акта управления законодательно не закреплено, попытки сформулировать определение реализуются в научной литературе. В проекте ФЗ «О нормативных правовых актах РФ» приводится следующее определение «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение».
Д. Галлиган, В. В. Полянский, Ю. Н. Старилов определяют правовой акт управления как регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело акт, устанавливающий правовой статус объектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем порядке в соответствие с установленной процедурой для достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций .
Е.А. Чеснокова определяет правовые акты как властные действия органов советского государственного управления, которые совершаются ими в процессе управленческой деятельности, выражают их волю и направлены на установление правил, а также на возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых отношений .
В теории административного права существуют неоднозначные подходы к пониманию правового акта управления и выделению его видов. Большинство ученых наряду с понятием «правовые акты управления» используют термин «административные акты». Так, Н.С. Лисина акт управления определяет как основную продукцию государственной администрации, отождествляя его с административным актом, который может быть наделен нормативным, индивидуальным и юрисдикционным характером .
Нормативный акт вводит юридические нормы в правовую систему, является непосредственным способом выражения и закрепления государственной воли, индивидуальный акт выступает как посредствующее звено между нормой права и ее осуществлением применительно к правам и обязанностям лиц и организаций, с помощью которого регулирующее воздействие правовых норм переводится из области общей регламентации в сферу конкретных связей и отношений.
Ю.Н. Старилов и Б.В. Россинский приводят следующее определение правового акта управления – «правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) для достижения целей и задач управления, осуществления управленческих функций».
Так в понимании широкого подхода к правовым актам управления относятся акты всех органов государства. Если же исходить из узкого подхода, то будут являться тождественными акты государственного управления и акты органов исполнительной власти.
Управленческая деятельность государства сегодня представляет собой более четкую функциональную структуру, в которой к полномочиям органов исполнительной власти относится деятельность по созданию норм, реализация юрисдикционных полномочий, решение индивидуальных конкретных юридических дел. При этом в современном российском административном праве отсутствует федеральный закон об административном акте, в виду чего отсутствует и легальное определение понятия правового акта управления. Очевидным является то, что сегодня понятие акта управления в современной теории административного права носит более широкий характер, т.е. не учитывает его содержание.
Таким образом, для решения спорных вопросов, изложенных выше, необходимо, во-первых, издать закон, который мог бы дать легальное определение правового акта управления, а во-вторых, провести реформирование и уточнение полномочий по нормотворчеству и правоприменению в сфере исполнительной власти и вывести деятельность по созданию норм в иную форму осуществления управления. При этом важно не просто копировать опыт других стран, а учитывать исторически сложившуюся российскую теорию административного права, совмещать ее с современным пониманием правового акта управления, его сущностью и особенностями .
Для таких актов характерны следующие признаки:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 27.05.1996. № 22. Ст. 2663.
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. 18.08.1997. № 33. Ст. 3895.
4. Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // Собрание законодательства РФ. 03.09.2012. N 36. Ст. 4902.
5. Афанасьев К.К. Правовые акты управления: отдельные вопросы // Проблемы права: теория и практика. 2019. № 47. С. 52-62.
6. Давтян А.А., Лихолатов Г.С., Павлов Н.В. О некоторых особенностях правовых актов управления // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 147-149.
7. Домченко А.С. Нормативный административно-правовой акт как часть нормы публичного управления // Эволюция российского права Материалы XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2018. С. 417-419.
8. Забелов С.М. Организация исполнения правовых актов управления // Проблемы управления (Минск). 2017. № 4 (66). С. 103-107.
9. Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 186-193.
10. Кадетова А.Д. Развитие теории правового акта управления в административно-правовой науке // Российское право онлайн. 2017. № 4. С. 24-31.
11. Лисина Н.С. Правовой акт управления: понятие и юридическая природа (сравнительно-исторический аспект) // Традиции и новации в системе современного российского права Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 145-146.
12. Петруничева К.Н., Петрова И.Л. Технология подготовки нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации // Уральский научный вестник. 2018. Т. 9. № 2. С. 038-043.
13. Политова А.В. Правовые акты управления. Существующие проблемы // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты Cборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 88-90.
14. Русикова А.А., Хатуаев В.У. О правовых актах управления как форме реализации исполнительной власти // Центральный научный вестник. 2019. Т. 4. № 8 (73). С. 18-20.
15. Сидоров Ю.В., Коробейников А.А. Характеристика принципов организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал. 2019. № 2 (24). С. 48-51.
16. Титенкова Ю.М. Правотворчество в системе функций федеральных органов исполнительной власти // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2020. С. 200-204.
17. Чеснокова Е.А. Понятие и виды правовых актов управления // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 496-503.
18. Четверикова А.И. К вопросу о правовых актах управления в системе права России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-1. С. 260-262.