Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ особенностей падежных систем современного русского и древнерусского языков и попытка выявления разницы между ними.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть особенности древнерусской падежной системы;
2) Выявить специфику современной падежной системы русского языка;
3) Выявить отличительные черты рассмотренных падежных систем.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как современный русский язык во многом взял грамматику и морфологию из древнерусского языка, но упростил и преобразовал ее. Понимание сложности устройства русского языка древнего периода помогает в изучении современного русского языка, в более тонком чувствовании его, в понимании особенностей склонений русских существительных, специфики образования слов и их окончаний.
Объект работы – падежная система.
Предмет работы – падежи современного и древнего русского языков.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. Падежная система современного и древнего русского языка
1.1. Особенности падежей в древнерусском языке
В древнерусском языке было шесть склонений, у трех из которых имелись еще и разновидности.
Род существительного, как и сейчас, мог быть мужской, женский или средний, при этом грамматических числе существовало три: единственное (когда речь шла об одном предмете), двойственное (два предмета) и множественное (когда предметов было три и более) .
Падежей было шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный. Последний падеж называют местным, а не предложным потому, что обозначал он чаще всего место, а употребляться мог и без предлога. Существовала еще особая звательная форма существительного, употреблявшаяся при обращении к кому-либо. Некоторые исследователи выделяют звательную форму в особый падеж .
Система склонений древнерусского языка была унаследована им от праславянского, а ее истоки лежат еще в праиндоевропейском языке-основе. Существительные склонялись по-разному (имели разные окончания в одних и тех же падежах) в зависимости от того, каким звуком оканчивалась основа слова.
Конечный звук основы древнего существительного мог быть как гласным, так и согласным. Вполне вероятно, что это был отдельный суффикс, который впоследствии слился либо с корнем, либо с окончанием.
Охарактеризуем кратко типы древнерусского склонения. Нумерация их условна, главный признак – конечный звук основы в праславянском языке .
I склонение отличает древний суффикс основы – *-ā, *-jā (звук [а] был долгим). К этому склонению относились существительные женского и мужского рода с окончанием -а после твердого или мягкого согласного: вода, земля, воевода и др .
1.2. Система падежей в современном русском языке
Современная школьная грамматическая программа выделяет шесть падежей .
Именительный падеж — является единственным прямым падежом в русском языке. Отвечает на вопросы — кто? что? Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.
Труд (И.п.) кормит, а лень (И.п) портит.
Родительный падеж — обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу. Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имён.
Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:
- в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды.
- если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, нарубить дров.
Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:
- принадлежность кому или чему- либо: дом матери, платье куклы.
- отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева, страница журнала.
- оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.
Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают: белее снега, быстрее поезда.
Родительному падежу соответствуют предлоги: без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до. Слова в родительном падеже отвечают на вопросы - кого? чего?
Без (чего?) труда (Р.п.) не выловишь и рыбку из (чего?) пруда(Р.п.)
Дательный падеж — используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету. Этому падежу соответствуют предлоги: к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно. Вопросы падежа - кому? чему?
По(чему?) труду(Д.п.) о человеке судят.
Винительный падеж — существительные чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие: ловить рыбу, сшить юбку, выпекать пирог.
Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние: целое лето, каждая минута, на всю страну.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аркадьев П.М. Падежи в языках мира. – М.: ПостНаука, 2015.
2. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. — М., 1963.
3. Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. - М.: «Высшая школа», 1967.
4. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Учебник для начальной школы. 3 класс. СПб.: АСТ, Астрель, 2014.
5. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М., 1964.
6. Киржаева В.П. Историческая грамматика русского языка. Часть 1 [Электронный ресурс]. URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/89522980/ (дата доступа 17.12.2020)
7. Морфология. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: // https://ruscorpora.ru/new/corpora-morph.html (дата доступа 17.12.2020)
8. Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. – М., 2017.
9. Самсонов Н. Г. Древнерусский язык. — М., 1973.
10. Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В. Большая энциклопедия начальной школы. М.: «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2006.