Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие сферы физической культуры и спорта (далее – ФКиС) играет важную роль в формировании социально развитого общества Российской Федерации (далее – РФ), повышая самооценку людей, укрепляя духовное и физическое здоровье, увеличивая социальное взаимодействие, создавая рабочие места и снижая соблазн к антисоциальному поведению путем предоставления молодым людям целенаправленной деятельности [1].
Одним из ключевых направлений социально-экономического развития страны является физическое воспитание граждан в социально-культурной деятельности и образовании. В соответствии с действующим законодательство РФ именно спорт является одной из сфер социально-культурной деятельности человека. При этом он подразделяется на различные виды спорта, которые образовались в результате спортивной подготовки людей и их участии в соревновательной деятельности [2].
Спорт – это собирательное существительное и относится к широкому спектру процессов, общественных отношений и предполагаемых физических, психологических и социологических подходов. Например, существуют индивидуальные и командные виды спорта; контактные и бесконтактные виды спорта; моторные или преобладающие виды спорта, а также виды спорта, в которых особое внимание уделяется стратегии, шансам и физическим навыкам. Кроме того, характер и контекст участия может варьироваться от соревновательного, с акцентом на саморазвитие, до чисто рекреационной деятельности.
На всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) приняты общие ключевые индикаторы выполнения государственных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта: доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; обеспеченность населения спортивными сооружениям (в % от установленного государством норматива); доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Программы нацелены на достижение уровня показателей экономически развитых стран, в которых физически активный здоровый образ жизни, по официальным данным, ведут до 80% населения.
Объект исследования: физическая культура и спорт.
Предмет исследования: совокупность теоретических и правовых вопросов, управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Цель исследования: рассмотреть особенности управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность и структура управления сферой физической культуры и спорта.
2. Выделить инструменты государственного управления сферой физической культуры и спорта.
3. Определить направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Теоретическое основы структуры управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне
1.1. Понятие и сущность и структура управления сферой физической культуры и спорта
В начале 1990-х гг. Российская Федерация, в результате смены политического курса, шла по пути социально-экономического реформирования. Сфера физической культуры и спорта так же не стала исключением для реформ. В поиске оптимального формата управляющего органа, наиболее подходящего для управления в современных условиях и системы устройства сферы ФКС, имела место частая смена органа управления отрасли. Данная реорганизация федерального органа управления ФКС имела негативные последствия в виде понижения эффекта взаимодействия с регионами, что приводило к понижению централизации управления, вследствие чего устанавливалась невозможность осуществления выработки единой политики в этой области. Законодательное регулирование деятельности местных органов власти в регионах РФ и их взаимодействие с федеральными органами в сфере ФКС, было обеспечено Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» от 1999 г. (ст. 11) [2].
В первую очередь, прежде чем рассматривать физическую культуру и спорт как объект государственного и муниципального управления, необходимо дать определение базовым понятиям.
Таким образом, сфера физкультуры и спорта подразделяется на два основных направления: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. Зачастую большее внимание оказывается массовому, а не элитному спорту. Даже при организации и проведении мега-мероприятий, связанных со спортом высших достижений, организаторы и другие заинтересованные стороны во главу угла ставят влияние мега-событий на популяризацию здорового образа жизни в целом и физической активности в частности, развитие инфраструктуры общественного пользования и создание долгосрочного наследия для всех [15].
Зачастую физкультура - это массовое явление, которое вовлекает в свою сферу влияния большинство членов общества с различной степенью активности [15].
Именно поэтому спорт и физкультуру можно отнести к тем видам человеческой деятельности, которые нацелены на физическое совершенствование не только отдельного человека, но и человечества в целом. Также спорт и физическая культура оказывают сильное влияние на общее развитие нашего общества. Ведь эти сферы оказывают воспитательное, оздоровительное, политическое и экономико-социальное воздействие.
Согласно теоретическим знаниям рассматриваемая нами сфера подразделяется на несколько компонентов. Данные компоненты связаны со специально организованными занятиями физическими упражнениями в их основных формах и представляют собой физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация.
На данный момент система управления в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации создана и действует в соответствии с нормативно правовым обоснованием. Данная система по типу устройства и функционирования является государственной. Законодательство о физической культуре регламентирует отношения, определяет полномочия всех уровней власти, проводит разграничения полномочий, другими словами устанавливает организационные основы управления в данной сфере.
На сегодняшний день существуют программы федерального и регионального значения, разработаны для создания условий, которые могут обеспечить гражданам свободное ведение здорового образа жизни, производить систематические занятия массовым спортом разных направлений и профессиональной значимости.
Благодаря этому удается достичь социально и общественно важных результатов улучшая показатели:
продолжительности жизни людей, а также общего самочувствия и здоровья;
физической подготовки учащихся и студентов;
физической подготовки допризывников;
состояния людей, требующих социальной помощи;
качество подготовки людей, занятых в профессиональных видах спорта для достижения максимальных результатов;
конкурентоспособности участников международных соревнований и внутри российских спортивных мероприятий. Стоит отметить и основные положительные личностные аспекты процессов спортивного участия характерных для массового спорта:
улучшение физического, психического здоровья, снижение рисков развития заболеваний;
положительное влияние на самооценку, уверенность в себе, энергию, настроение, эффективность и благополучие;
возможность для встреч и общения с другими людьми;
возможность для приобретения физической подготовки и навыков, проверки силы и способностей;
возможность искать приключения и получать сильные эмоции в рискованных, но контролируемых ситуациях;
стимулирует эстетическое восприятие и удовольствие от принятия участия в физической активности;
может стать частью личного «набора привычек» и здорового образа жизни. Формальный перечень присущих массовому спорту свойств и предполагаемых, связанных, психологических и социологических результатов не учитывают жизненно важные различия между необходимыми условиями (т.е. занятий спортом) и достаточными условиями (условиями, при которых достигаются потенциальные результаты)[12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009г. № 1101-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»//Рос. газ. — 2007. — 8 декабря.
3. Анализ реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах и муниципальных образованиях /Шахрай С.М., Изаак С.И. // Спорт: экономика, право, управление, 2013. - № 4. - 325 с.
4. Анализ нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации /Шахрай С.М., Изаак С.И. // Спорт: экономика, право, управление. - 2014. - №1. -146 с.
5. Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни - одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш.А. Абдурашитова РФ / А. Ю. Близневский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - №7 (113). - С. 27-34.
6. Бобровский Е. А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22).
7. Буякова, И.А. Инновационная модель развития региона / И.А. Буякова, О.М. Михалева // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 3-1. - С. 92-95.
8. Воронкова, О.В. Меры повышения влияния налоговых льгот на эффективность бизнеса / О.В. Воронкова, А.Ю. Панова // Перспективы науки. - Тамбов : ТМБпринт. - 2018. - № 9(108). - С. 187-189.
9. Дабагян, Е. К. Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации / Е. К. Дабагян // Российское предпринимательство. - 2015. -№4.-С. 611-622.
10. Данные исследования, посвященного теме здорового образа жизни ВЦИОМ опубликованный 21.03.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. wciom. Ш доступа: http://ipkfks.ru/sites/default/files/02%20CopoKnH.pdf
11. Иванова, С.В. Физкультурно-спортивная работа с населением: средовый подход : монография / С.В. Иванова, И.В. Манжелей. - М. : Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 243 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://biblioclub.ru.
12. Игнатьева, Л. П. Пропаганда здорового образа жизни. Еигиеническое воспитание и обучение как основной метод формирования образа жизни / Л. П. Игнатьева. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 324 с.
13. Ильинич, В. И. Физическая культура студента : учебник / В. И. Ильинич. -Москва: Еардарики, 2015. -248 с.
14. Клюев А.В., Кузнецов П.К. «Тенденции и барьеры управления массовым спортом в современной России». Управленческое консультирование. — 2016. — №2. — С.5-7.
15. Косариков, А. Особенности создания и эксплуатации спортивно- оздоровительных комплексов на основе государственно-частного партнерства / А. Косариков, А. Щепалина // Проблемы теории и практики управления. - 2016. -№ 12.-С. 97-101.
16. Макаревич, К. Еосударственное частное партнерство в спорте / К. Макаревич // СпортБизнесКонсталтирг. - 2019. - № 2-3. - С. 11-19.
17. Перевезин И.И. Менеджмент спортивно организации: учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Физическая культура и спор, 2006. — 464с
18. Попондопуло, В. Ф. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под общ. ред. В. Ф. Попондопуло, Н. А. Шевелевой. - Москва: Экономика, 2019. - 325 с.
19. Развитие физической культуры и массового спорта в Красноярском крае: состояние, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим
20. Сазонов, В. Е. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в области спорта / В. Е. Сазонов // Спорт: экономика, право, управление. -2019. -№ 3. -С. 5-10.
21. Сапогин М.В. Современное состояние спорта и физической культуры в регионах РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2018. — № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf
22. Сысоев, В. И. Проблемы инвестирования в оздоровительную физическую культуру [Электронный ресурс] / В. И. Сысоев // Росс, электрон, библ. - Режим доступа: http://www.erudition,ru
23. Уголькова Е.Р. Совершенствование механизма координации работы органов государственной власти субъекта рф и органов местного самоуправления в сфере спорта. // Студенческий: электрон. научн. журн. —2017. — № 20(20). URL: https://sibac.info/journal/student/20/91863.
24. Шибкова В.П., Алдашкина А.В. Влияние здорового образа жизни на развитие личности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. №2.
25. Юманова У.В., Викторова А.В. Географическая оценка обеспеченности регионов России спортивными сооружениями // Науки о Земле: от теории к практике. 2017.